Страсти по референдуму «фото»

Страсти по референдуму

Кроме страстей вокруг нового локдауна и вакцинации, британскую политическую повестку будоражит вопрос возможного второго референдума о независимости Шотландии.

Как известно, в этом году пройдут выборы в местный парламент и если Шотландская национальная партия одержит на них впечатляющую победу, они обещают провести ещt один референдум.

Напомню, что референдум такой уже был несколько лет назад и тогда победили юнионисты – сторонники Соединенного Королевства, со счетом 55 на 45%. Однако после этого начался брексит. И шотландцы к нему отнеслись прохладно. Конъюнктура изменилась.

Сегодня соцопросы показывают, что сторонников независимости Шотландии больше половины. Вот почему лидер националистов Стерджен сделала из второго референдума своеобразный фирменный знак SNP.

Долгое время Лондон был занят другими важными вопросами: брекситом и торговым соглашением с ЕС. Но вот все разрешилось и впервые определенно высказался о референдуме премьер-министр Борис Джонсон. Он заявил, что такой важнейший рычаг, как народный референдум не может проводиться как и когда кому то из политиков вздумается. Такой референдум, по мнению Джонсона, может проводиться один раз за жизнь поколения. Поэтому Джонсон предположил, что следующий референдум может пройти не ранее 2055 года…

Следует отметить, что по закону Лондон дает разрешение Эдинбургу на проведение референдума, то есть формально отказ Даунинг-стрит, 10 означает, что референдума не будет. Однако националисты Шотландии не унимаются. Они пригрозили, что проведут референдум без разрешения Лондона. Призрак Каталонии замаячил на горизонте.

Кстати, составная часть Шотландии, графство Шетландские острова, уже заявили, что в случае выхода Шотландии из состава Королевства они… выйдут из состава Шотландии и останутся с Короной. Так или иначе, после заключения сделки с ЕС позиции консерваторов и Джонсона укрепились и пока они ведут игру. По последнему опросу их поддерживает 43% избирателей страны, тогда как лейбористов – 38%. Рекордного электорального дна достигла некогда славная либерально-демократическая партия – самая проевропейская, единственная, кто четко выступал за сохранение членства в ЕС. Ее рейтинг упал до статистической погрешности 4%.