Буква закона и реакция общества: мнения об одесских соцслужбах, которые забрали ребенка в интернат на глазах других детей (фото)
До сих пор не разрешился острый конфликт между соцслужбами, органами опеки и отцом 11-летней девочки Леры, которую забрали прямо с урока в одесской школе №26 в интернат. Это произошло из-за того, что в свидетельстве о рождении девочки ее отец Вячеслав Павликов не был записан отцом, ее мать умерла 2 года назад, а на экспертизу ДНК у мужчины не было денег. Через суд удочерить девочку ему не разрешили из-за старой судимости, однако чиновники настаивают, что действовали в соответствии с буквой закона.
Корреспондент Украинской Службы Информации собрал мнения разных чиновников и людей о том, что девочку, которая официально осталась сиротой, забрали с уроков в Центр психологической реабилитации и не пускают к отцу.
История многодетной семьи, которая осталась без матери, стала известна почти всей Одессе, и не только. Отец, 46-летний Вячеслав Павликов, работает дворником и самостоятельно воспитывает пятерых детей, однако соцслужбы не смогли решить вопрос о том, что делать с 11-летней дочкой Лерой, в свидетельстве о рождении которой он не вписан как отец. Не вписан он потому, что мужчина на момент рождения дочери отбывал наказание, а после жена умерла. С тех пор он не смог через суд удочерить Леру, а на проведение экспертизы ДНК мужчине не хватало денег.
В четверг, 12 сентября, представители соцслужбы забрали девочку прямо с урока – при других детях – и отвезли в интернат, точнее Центр психологической реабилитации на улице Героев Крут, который неоднократно оказывался в центре скандалов за несоблюдение прав детей.
Сейчас неравнодушные одесситы, общественники и волонтеры, собрали необходимую сумму на экспертизу ДНК, чтобы отец смог доказать, что он является биологическим родителем девочки. Пока его к дочке не пускают, но вопросом занимается адвокат.
Инспектор отдела ювенальной превенции УПД ГУНП в Одесской области Дмитрий Ревун считает, что вопиющий случай изъятия ребенка из школы – это вызов не отцу ребенка, это фактически приговор каждому из нас.
Я предлагаю всем немного ознакомиться с порядком действий чиновников в случае, если возник вопрос ухода за ребенком, когда произошла беда. Временное устройство ребенка, оставшегося без родительской опеки, в том числе ребенка, разлученного с семьей, проводят в пределах компетенции служба по делам детей и уполномоченный орган Национальной полиции по месту обнаружения ребенка. Ребенок может быть пристроен в семью родственников, знакомых, патронатного воспитателя, в приют, центр социально-психологической реабилитации детей, центр социальной поддержки детей и семей, социально-реабилитационный центр (детский городок) или специализированный дом ребенка, детский дом-интернат системы социальной защиты населения, – пишет Дмитрий Ревун.
По его словам, ребенок, у которого есть родственники, с которыми у него на момент оставления без родительской опеки сложились близкие отношения (а также соседи, знакомые), и которые хотят оставить его на воспитание в свою семью, может находиться с ними до принятия решения об устройстве ребенка. Для этого нужно основание, которым может стать приказ службы по делам детей о временном устройстве ребенка.
Дмитрий Ревун также подробно расписал порядок устройства ребенка – в нем не может быть изъятия ребенка с урока.
В свою очередь, начальник Службы по делам детей Одесского горсовета Светлана Дороканова в разговоре с журналистами отметила, что соцслужбы уже пытались однажды изъять 11-летнюю девочку, но тогда предполагаемый отец ребенка напал на соцработников с ножом. Поэтому им пришлось прийти за ребенком в школу.
Лактионова Валерия является сиротой. Ее отец вписан в свидетельство о рождении со слов матери, то есть, мать числилась как мать-одиночка. Получается, после смерти матери девочка осталась сиротой. Она была поставлена на учет. Павликов Валерий написал заявление, в ответ на которое ему было рассказано, если он не возьмет девочку под опеку или не признает отцовство, ребенка заберут в интернат. Но, выяснилось, что он имеет судимость за наркотики, поэтому ему было отказано, – отметила Светлана Дороканова.
По мнению депутата Одесского горсовета Анны Поздняковой, служба по делам детей как будто упражняется в издевательстве над детьми. И сделать с этим что-то – нереально.
Уже год жалобы в горсовет пишу я, пишут представители департамента ювенальной превенции Национальной полиции, а воз в виде госпожи Дамаскиной и ныне там. Мне совершенно непонятно, кому так дорога эта персона на этой должности, учитывая количество волн резонанса, которые связаны с ее одиозной фамилией. Неужели так сложно в большом городе найти человека, которому будет не плевать на детские судьбы? Кстати, ходят слухи, что усыновить ребенка в Одессе с помощью вышеупомянутой службы стоит от 7 до 10 тыс. долларов. Я бы не удивилась, если бы это оказалось правдой, потому что все выглядит так, что чиновников по делам детей интересует только нечто подобное, – пишет Позднякова.
Уполномоченный президента по правам ребенка Николай Кулеба считает, что эта ситуация является грубым нарушением прав ребенка.
Выяснил все обстоятельства дела, пока что со слов сотрудников органов опеки. К концу дня будут предоставлены все пояснения и соответствующие документы. Уже обратился в Министерство социальной политики и руководства города Одесса касательно проведения расследования и привлечения виновных к ответственности и немедленного восстановления права ребенка на проживание в семье, – прокомментировал Николай Кулеба.
Региональный консультант Ассоциации городов Украины Оксана Поднебесная отметила, что 46-летний Вячеслав после смерти жены сам воспитывает 5 детей, а дочь Валерия в свидетельстве о рождении записана на девичью фамилию матери, поскольку он тогда отбывал наказание.
Даже если факт отцовства не доказан, но девочка воспитывается в хороших условиях, здорова, на ней чистая одежда. Неужели нет других методов, подходов, отношения к потребностям ребенка? Девочку привезли в приют на улице Терешковой (улица Героев Крут – ред.). Отец был там, и, о боже, и там его предупредили, что посещение позволят в субботу-воскресенье, а у дочки отобрали телефон. Это что за зверства такие, скажите? Зачем доводить до того, чтобы брат кусал работника за руки, чтобы тот не забирал сестру? Дикости и только. Деньги на генетическую экспертизу уже есть. Спасибо за то, что в очередной раз пытаетесь исправить ситуацию, созданную другими, при желании помочь, исправить этот бесчеловечный мир, за то, что у Вас, как и у меня, слезились глаза. Он нормальный папа, работает ДЭЗе Приморского района Одессы, и сам достроил над домом второй этаж и мансарду. Их же много, мало места. Хвастался, что малые ходят на бокс, – рассказывает Оксана Поднебесная.
Блогер Елена Добровольская считает, что права детей, с которыми судьба и так обошлась жестоко, нарушают.
Злые языки говорят, что на усыновлении построен неплохой многотысячный бизнес. Конечно, когда эта история получила резонанс, ответственные за ситуацию чиновники сразу начали какие-то метания (здесь целиком и полностью виновата местная власть). Ведь до этого почему-то никто ничего не сделал. Ну как не сделал, правда они очень упорно воюют против Зои Мельник, которая мешает им спокойно спать. Кстати, когда вы благодарите вдохновенно чиновников, которые “не прошли мимо и взяли ситуацию на контроль”, вы умножаете зло. Потому что они проходили мимо, просто в этот раз не получилось, – написала Елена Добровольская.
Свое мнение высказала и эксперт по защите прав детей Светлана Клочко, которая уверена, что в сфере защиты прав ребенка пока даже не беспорядок, а сплошная катастрофа.
С одной стороны, только утром все неравнодушные активно отреагировали на одесский случай, когда забрали ребенка прямо посреди учебного процесса, как узнала о еще большем нарушении прав детей в другом регионе. О том, что служба по делам детей так же не стоит на защите интересов детей, мне писать больно, но так оно и есть. Другая семья обратилась за помощью именно к службе, а получила сущий ад. Полный непрофессионализм, игнорирование или незнание законодательства, нежелание действовать в интересах ребенка. Вчера я положительно отреагировала на слова нового Министра социальной политики о том, что тема детства является болезненной. Однако данный вопрос пока, по ее словам, не отнесен к полномочиям замминистра, им занимаются все понемногу. Но когда я слышу, что ребенком занимаются все, то четко формулирую вывод – никто. Это просто апофигей. Точка, – пишет Светлана Клочко.
Общественница Зоя Мельник уверена, что ребенок был изъят с нарушением закона.
За два года начальница службы по делам детей Ирина Дамаскина не сделала ничего для этого ребенка, вместо этого она направила своего “гестаповца” и еще 3-х своих сотрудников для того чтобы они повергли в страх учеников школы, сорвали образовательный процесс, унизили и оскорбили людей. Киташевский незаконно применил силу к ребенку, скрутил шестиклассницу и взяв подмышку, пытался вынести из школы, но не получилось – классный руководитель вмешалась. На защиту ребенка, в бой против службы по делам детей пошла даже пожилая женщина, вахтерша школы, брат девочки отбивал сестру, кусая Киташевского. Описывать состояние детей, которые стали свидетелями событий, не буду. Сейчас девочку поместили в Одесский ЦСПРД, где у девочки забрали телефон и лишили всякой возможности контактировать с родными. Да, тот самый ЦСПРД, где безнаказанно избивают детей, закрывают их в изоляторе и относятся как к заключенным, а уголовные дела в отношении сотрудников хоронятся в дружественной Дамаскиной прокуратуре. И все это, потому что папа не вписан в свидетельство о рождении дочери. Не маразм?, – описывает произошедшее Зоя Мельник.
Напомним, что сотрудники Службы по делам детей прямо во время урока забрали 11-летнюю девочку из школы в социальный центр. Инцидент поднял бурю негодования в соцсетях. Руководство соцслужбы оправдывает действия своих сотрудников. Волонтеры, среди которых экс-патрульная полицейская Зоя Мельник, собрали деньги на проведение ДНК-экспертизы для установления отцовства.
Как сообщала USIonline.com, 11-летнюю одесситку забрали в интернат и не могут вернуть отцу без теста ДНК, но на это у него нет денег.
Читайте нас в Telegram.