
И о знаменательных датах
Над Бабьим Яром памятник все-таки есть. Какой ни есть. А там, где 23 октября 1941 года заживо сожгли в артиллерийских складах 22 000 (двадцать две тысячи) одесских евреев - там всего два года назад, лишенные сантиментов одесские застройщики, захерачили ылитный жилмассив. ЖК «Омега» называется. Красивое название.
А вы говорите “мемориал, мемориал. украинский, российский, Хржановский”.
Если я не ошибаюсь, его строила компания, основные бенефициары которой евреи. Один из них вроде даже ходит в синагогу. Наверное они не читали тору. В этой книге б-г очень просит не строить на костях. Пусть спросят ребе – он точно знает.
Личная предыстория
Сразу после войны на обгоревших костях построили коттеджный городок для военных. В одном из этих коттеджей жил мой друг юности художник Сергей Лыков, и на своем огороде то и дело находил какие-то кости. Один раз нашел череп, я держал его в руках.
Остальная территория места этого массового всесожжения (именно так переводится с греческого слово “холокост”) была огорожена, занята воинской частью и напичкана какой-то радиоаппаратурой. Потом министерство обороны продало эту землю под застройку. И пацаны заработали, и жильцы довольны.
И Википедия:
22 октября 1941 года, в здании НКВД на ул. Маразлиевской, в котором по занятии города расположились румынская военная комендатура и штаб румынской 10-й пехотной дивизии, произошёл взрыв радиоуправляемой мины, заложенной туда сапёрами Красной армии ещё до сдачи города советскими войсками. В результате мощного взрыва здание частично обрушилось. Под обломками погибло 67 человек, в том числе 16 офицеров, среди которых был румынский комендант города генерал Ион Глогожану. Ответственность за взрыв была возложена на евреев и коммунистов.
В ответ на взрыв комендатуры румынские войска и прибывшая в Одессу германская айнзатцгруппа D 23 октября провели акцию по уничтожению от 5 тыс. до 10 тыс. заложников, многие из которых были евреями. По всей улице Маразлиевской оккупанты врывались в квартиры одесситов и всех найденных жителей без исключений расстреливали или вешали. Производились облавы на улицах и рынках города, в пригородах; людей, ничего ещё не знавших о теракте, расстреливали прямо на месте облав у стен домов или заборов… Самое страшное зрелище представлял собой Александровский проспект — на нём было повешено около четырёхсот горожан. Колонны схваченных заложников гнали на Люстдорфскую дорогу, в район уже упомянутых артиллерийских складов, где их расстреливали или сжигали заживо. После войны в массовых могилах было найдено более 22 000 трупов.
…
24 октября около 5000 евреев было собрано у заставы Дальник. Первые 50 человек были подведены к противотанковому рву и лично расстреляны командиром 10-го пулемётного батальона подполковником Николае Деляну. Чтобы ускорить процесс уничтожения, евреи были согнаны в четыре барака, в которых были проделаны отверстия для пулеметов, а пол предварительно залит бензином. Люди в двух бараках были расстреляны из пулемётов в тот же день. В 17:00 бараки были подожжены. На следующий день были расстреляны задержанные, помещённые в оставшихся двух бараках, причём один из бараков забросали гранатами…
…
Таким образом, уже за первую неделю пребывания румын в Одессе город лишился около 10% своих жителей.
…
Регистрация, произведённая румынской администрацией в конце 1941 г., выявила в Одессе около 60 тысяч евреев… Финал их существования в Одессе начался 7 ноября 1941 года, когда был издан приказ, обязывающий всех евреев мужского пола от 18 до 50 лет явиться в городскую тюрьму. С этого дня всё еврейское население города партиями отсылалось в различные концлагеря, устроенные румынами в сельской местности, прежде всего в село Богдановку (ныне в Николаевской области)…
К середине декабря в Богдановке было собрано около 55 тыс. евреев (часть из них была не из Одессы). С 20 декабря 1941 г. по 15 января 1942 г. все они были расстреляны командой «айнзацгруппы» СС, румынскими солдатами, украинскими полицейскими и местными немцами-колонистами. Месяц спустя был организован марш смерти 10 000 евреев в три концлагеря в Голте.
В январе 1942 года около 35—40 тысяч оставшихся в Одессе евреев были выселены в гетто, организованное 10 января 1942 года в бедном районе Слободка… В гетто они были собраны лишь для того, чтобы уже из него быть депортированными далее, в сельские концлагеря.
С 12 января по 20 февраля 1942 года оставшихся 19 582 евреев депортировали в Березовский район Одесской области. Их перевозили в неотапливаемых эшелонах, многие погибли в дороге. В Березовке составляли партии, которые пешком отправлялись в Сиротское, Доманевку, Богдановку, Голту и другие концлагеря. Много людей, не добравшись туда, умирало от голода и холода по дороге. Охрана, состоявшая из румынских солдат и немецких колонистов, устраивала во время пути массовые расстрелы евреев. Через 18 месяцев практически все узники Голты погибли.
И личное послесловие.
В каких-то из этих гетто – или в Богдановке, или в Доманевке, погибла моя родня из Врадиевки по материнской линии и из Кривого озера по отцовской.
Говорят, художник Соломон Кишиневский погиб в одесском гетто, а автор “амурских волн” композитор Макс Кюсс – в Дальницком.
И пост скриптум
В артиллерийских складах сожгли 22 тысячи человек. В Хатыни сожгли 149 человек. В Доме профсоюзов в мае 2014-го погибло 40 человек и это называют “одесской хатынью”. Пороховые склады не называют одесской хатынью. Их вообще никак не называют. Разве что ЖК “Омега”. Даже без “альфы”