Одесское наследие Александра Бернардацци: к 190-летию со дня рождения архитектора (фото) «фото»

Одесское наследие Александра Бернардацци: к 190-летию со дня рождения архитектора (фото)

Сегодня мы расскажем о Бернардацци. К этой семье принадлежит несколько поколений зодчих, которые создали архитектурный облик целого ряда городов. В фокусе нашего рассказа будет жизненный путь Александра Бернардацци, швейцарце, создавшем в Одессе такие шедевры, как Новая биржа или гостиница «Бристоль». Настраивайтесь на архитектурное путешествие и записывайте адреса!

К 190-летию со дня рождения Александра Бернардацци журналист и краевед Станислав Кинка специально для читателей Украинской Службы Информации подготовил материал о наследии, которое оставил в нашем городе архитектор.

Архитектурная семья Бернардацци

В 1831 году, 2 июля, родился Александр Бернардацци. Человек, который пошел по стезе своего отца-архитектора и стал одним из тех зодчих, которые формировали облик Одессы в последней четверти XIX — начале XX вв.

Александр родился в городе Пятигорск, где долгое время работали его отец и дядя, выходцы из италоязычного кантона Швейцарии близ Лугано. В Пятигорске до сих пор остались здания, которые принадлежат к числу реализованных швейцарцами проектов.

Под руководством архитекторов братьев Бернардацци были построены в Пятигорске: казенная гостиница, Николаевские ванны, первая церковь во имя Скорбящей Божией Матери, офицерский дом для бедных офицеров, устроен бульвар, грот Дианы, беседка Эоловой арфы, дорога для восхождения на гору Машук, начат водопровод пресной воды с Бештау и многое другое, — так описывает вклад семьи в развитие города один из источников конца XIX века.

Интересно, что развитие курорта минеральных вод проходило под покровительством кавказского наместника, которым некоторое время был хорошо знакомый одесситам Михаил Семенович Воронцов.

Как подчеркивал один из авторов конца XIX века, «князь Воронцов лично вникал во все и изучал недостатки бывшего тогда управления водами».

Кишиневский этап творчества

Александр Бернардацци окончил Петербургское строительное училище и связал свою жизнь с архитектурой. Долгое время он работал в Кишиневе, став в возрасте 25 лет главным архитектором города. До сих пор сохранилось здание городской думы и женской гимназии Дадиани, построенные швейцарским зодчим. Впрочем, работал он и в самых разных направлениях, порой создавая и малые архитектурные формы, такие как деревянные открытые павильоны для отдыха.

В 1872 году император Александр II пожаловал ему орден Св. Станислава 2-й степени, как «кишиневскому городскому архитектору, титулярному советнику».

Одесский период

Фойе Новой биржи (Филармонии), скульптура Александра Бернардацци

 

С 1878 года архитектор уже проживает в Одессе. Забегая вперед, отметим, что здесь по достоинству оценили его вклад в формирование облика города. В честь 50-летия архитектурной деятельности Бернардацци, в 1900-м, у входа в Новую биржу был установлен бронзовый бюст зодчего. Проект реализовал знаменитый одесский скульптор Борис Эдуардс.

Благодаря адрес-календарям за разные годы можно проследить “миграцию” Бернардацци по Одессе. В 1885 году он проживал по адресу ул. Преображенская, 7. Через четыре года он уже жил на Канатной, 23. В 1896 году архитектор проживал на Княжеской, 2. В 1901 году его можно было найти по адресу ул. Карантинная, 10.

В те годы он совмещал немало должностей, в частности был почетным членом Одесского отделения императорского русского технического общества. В календаре на 1891 год коллежский асессор Александр Бернардацци был в должности архитектора императорского Новороссийского университета. Он же входил в число патронов Комитета Кагановских учреждений, занимая должность архивариуса. В том же году он занимал должность директора-секретаря Женского отделения попечительного совета о тюрьмах.

Ул. Институтская (Дидрихсона), 7. Последний адрес Александра Бернардацции в Одессе

 

В 1907 году Александре Бернардацци жил на новом месте по улице Институтской, 7 (сейчас это улица Дидрихсона). Тогда он числился «надворным советником, гражданским инженером, состоящем при градоначальнике». В том же году Бернардацци умирает, будучи в Нежине в командировке. Похоронен в Кишиневе, – согласно завещанию.

Внутренние интерьеры дома, который проектировал Бернардацци на ул. Институтской (Дидрихсона)

 

Проекты и строения в Одессе

Около тридцати проектов были реализованы Александром Бернардацци в нашем городе.

Оперный театр под руководством трех видных одесских архитекторов по проекту австрийцев Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера

 

Он, вместе с архитекторами Юрием Дмитренко и Феликсом Гонсиоровским, участвовал в строительстве Одесского оперного театра (1884-1887, проект подготовили венские архитекторы Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер) и создал фасад здания Одесского отделения Императорского технического общества (часто это здание, которое сейчас находится в руинах, называют «масонским домом»).

Ограда вокруг дуба, посаженного императором в Александровском парке

 

В те годы Бернардацци выполнял очень разные по масштабу проекты. В 1888 году он выполнил работу по обнесению бронзовой решеткой дуба, который посадил в Александровском парке император.

Здание железнодорожного вокзала (1880-е гг.)

 

Довольно часто Александр Бернардацци руководил строительством по проектам иных архитекторов. Так был построен Одесский железнодорожный вокзал (проект выполнил архитектор Виктор Шретер, а непосредственно руководил работами Бернардацци, который разделил лавры вместе с инженером Шевцовым и архитектором Лонским).

Вестибюль одесского вокзала, 1898 г. (из путеводителя по Юго-Западным железным дорогам).

 

В эталонном издании «Одесса 1794-1894. К столетию города» (1895) упоминаются некоторые из проектов, подготовленные Бернардацци:

Николаевская церковь (в Ботаническом саду) однокупольная, сооружена в 1887 году на средства М. Трушевского по проекту архитектора Бернардацци. Первоначальный проект этой церкви в русско-византийском стиле был очень красив, но при исполнении работ были сделаны значительные отступления от проекта.

«Вход в приют для лиц привилегированного сословия», одно из богоугодных творений зодчего

 

Были в числе реализованных проектов и богоугодные заведения (сейчас бы сказали – социальные учреждения). Именно Бернардацци составил проект Инвалидного дома, он же представил проект и руководил постройкой «небольшого, но весьма красивого здания «Убежища», построенного в 1889 году, в память чудесного избавления от опасности Государя императора и всей царской семьи на станции Борки 17 октября 1888 года».

Новая биржа (филармония)

 

Но, наверное, самыми значимыми творениями зодчего в Одессе были два проекта: строительство Новой биржи в стиле флорентийского возрождения (сейчас – Филармония) и здания гостиницы «Бристоль».

Фасад Новой биржи со стороны ул. Пушкинской

 

Здание Новой биржи (1894-1899) имеет множество интересных и даже загадочных элементов декора; часто их связывают с масонством. Часть этих символов присутствует и на скульптуре самого Бернардацци в привходовой части. Первоначальный проект был разработан Викентием Прохаской, но был основательно переработан Бернардацци, который осуществлял надзор за строительством.

Фрагмент декора фасада Новой биржи со стороны ул. Бунина

 

Итальянский дворик Новой биржи

 

Вся скульптурная композиция пронизана солярной символикой. Орел, считавшейся солнечной птицей Юпитера, олицетворяет достоинство, вдохновение, духовную силу и победу. Пальмовая ветвь над свитком также является солярным символом, который является атрибутом сильной личности… небольшие иконки, фланкирующие скульптуру, видимо, отражают навыки и пристрастия этого необычайно талантливого человека. Здесь присутствуют символы чертежного, строительного ремесла (циркуль, угольник, молот), скульптуры (измеритель, молоточек, стек), изобразительного искусства (палитра с кистями), — так описывает «масонское» насыщение этой скульптуры архитектор Антонина Кадурина.

Фасад Новой биржи выполнен в формах флорентийского Возрождения, фундаменты сложены из бутовой плиты и кирпича на сложном растворе, цоколь и стены — из бутовой плиты, кирпича и штучного камня. Фасады облицованы керамической плиткой разных оттенков коричневого цвета. При строительстве уже применяли бетон.

Главный вход в гостиницу Бристоль

 

Гостиницу «Бристоль» построили сравнительно быстро, за два года (1898-1899). Основанием послужило предыдущее двух- с половиной этажное здание, выстроенное в 1830-е гг. архитектором Торичелли. Гостиница стала одной из самых совершенных и фешенебельных в старой Одессе. Путеводители описывали ее как первоклассную гостиницу, прекрасно обставленную, с подъемной машиной (лифтом) и электрическим освещением. Гостиницу называли «одним из наиболее красивых зданий в Одессе», а на крыше даже была сооружена «оригинально устроенная площадка», с которой открывался «чудный вид на город и море».

После революции «Бристоль» переименовали в «Красную»

 

Это далеко не полный перечень строений, выполненных Александром Бернардацци, но даже по ним ясно, насколько большой талант был у швейцарского зодчего, который лучшие годы своего творчества отдал Одессе.

Наследники-архитекторы

Архитектор был дважды женат, имел двух сыновей. Об их деятельности есть некоторые сведения. Так, в 1914 году в Екатеринбурге создают первое высшее учебное заведение в городе — Уральский горный институт. Для строительства корпусов университета приглашены братья Бернардацци: архитектор-художник Александр Александрович и архитектор-инженер Евгений Александрович — сыновья «одесского» Бернардацци.

Организовав в Екатеринбурге мастерскую из студентов Академии художеств, братья Бернардацци смогли менее чем за два месяца выполнить эскизный проект Горного института и подготовить все необходимое для его дальнейшей разработки, — подчеркивают исследователи развития высшего образования в Екатеринбурге Людмила Дашкевич и Евгений Киселев.

Оба брата родились в Кишиневе. Они получили образование в Санкт-Петербурге и в 1910-е гг. успели реализовать немало самостоятельных проектов. Мы коснемся только тех, которые были выполнены в Одессе.

Александр Александрович Бернардацци сообщал о себе, что он «окончил курс» в Академии художеств в 1904 году, после чего до 1911 года занимался частной практикой. В 1911 году его пригласили занять должность старшего архитектора строительного комитета министерства народного просвещения. В Одессе он построил особняк для баронессы Вассаль.

Евгений Александрович в 1908-1909 гг. работал помощником своего брата на строительстве шестиэтажного доходного дома в Санкт-Петербурге. В 1911 году он получает первый самостоятельный опыт строительства. Около 1914 года он строит дом В.В. Гарбузова (адрес указан как ул. Софиевская, 26). 1915 годом датируется проект (нереализованный) для грязелечебницы акционерного общества «Хаджибейская грязе- и водолечебница».

У сыновей Александра Бернардацци выдалась сложная и трагическая жизнь. Старший, Александр Александрович, состоялся как архитектор в Харбине: работая на износ, он умер в 1925 году в возрасте 54 лет, оставив после себя целый ряд жилых домов в этом центре белой эмиграции.

Младший сын, Евгений Бернардацци, после Гражданской войны некоторое время проживал в Одессе и даже читал лекции об архитектуре в клубе «Урания». После Одессы нашел пристанище в Кишиневе, став городским архитектором, повторив успех своего отца. В 1931-м, на 48 году жизни, он скончался после продолжительной болезни.

В адрес-календаре на 1916 год можно найти Екатерину Александровну Бернардацци, которая проживала по адресу ул. Преображенская, 6 и занимала должность преподавателя Одесского коммерческого училища купеческого сословия. Была она его дочерью или какой-то иной родственницей, пока не ясно.

Ранее на USIonline.comОпасный крен: история одесских оползней.

Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.