История выборов и предвыборной агитации в Одессе в XIX – начале XX веков
Скоро выборы, и обилие политической рекламы нам обеспечено. Нравится нам это или нет, но это большой шаг вперед по сравнению с XIX веком, когда право избирать и быть избранным имела мизерная часть общества.
Журналист и краевед Станислав Кинка для Украинской Службы Информации исследовал особенности одесской выборной политики ушедших времен.
Первые выборы в Одессе
В Одессе первые выборы прошли еще в 1796 году. Тогда первым “градским главою” был избран елизаветградский купец второй гильдии Андрей Железцов, а бургомистрами стали Иван Тимошенко и Федор Флогаити. Как подчеркивает одесский историк середины XIX века Аполлон Скальковский, они приняли присягу “в небольшой Николаевской церкви (нынешний Преображенский собор)”.
Андрей Железцов, наверное, был прототипом для многих чиновников и власть имущих нашего времени: вел торг на 3 000 рублей, но “своего дома не имел”, хотя участок под застройку получил одним из первых в Одессе, еще в 1794 году. Очевидно, что новое строение было заложено, но не построено, – сообщает Скальковский.
Магистрат, учрежденный в Одессе в последние месяцы жизни Екатерины II, был формой самоуправления, которая дополняла военных и гражданских управителей города, уезда и края. Первые выборы проходили при “собрании всех чиновников и купечества города”.
Всего в первом голосовании участвовало около 150 человек. Был установлен имущественный ценз, а также целый ряд ограничений: надо было владеть недвижимостью в городе, не иметь взысканий и уголовного преследования, также от голосования отстранялись владельцы питейных заведений, сотрудники городского управления, полицейские и священники.
Какое-то время в Одессе действовали два магистрата: Иностранный и Русский, но в 1801 году их упразднили, создав Одесский магистрат, выборы в который прошли 16 мая 1801 года. В таком виде этот орган власти просуществовал до 1866 года, когда подобные формы самоуправления были распущены на всей территории империи. Историк уточняет:
Одесса была до определенной степени уникальным городом, так как в управлении им принимали участие самые разные группы населения. В то время в Российской империи евреи были лишены многих прав, но в Одессе два еврея входили в состав первого городского магистрата, да и потом они составляли значительную часть гласных городской думы.
Как таковой агитации в те времена не было. Впервые слово “агитация” появилось в словаре только в 1880 году. Лишь в 1906 году “агитация при выборах” была впервые описана в монографии “Избирательное право в России и Европе”. Источником информации выступали официальные печатные издания.
Выборы середины XIX века
С 1863 года в Одессе появилась выборная Городская Дума. Это была третья выборная дума после Санкт-Петербурга и Москвы на территории Российской империи. Избирать в Одессе могли три “курии” или группы граждан: домовладельцы, купцы и мещане. Число гласных определялось в 75 человек, по 25 человек от каждой группы.
Кто был в первой Одесской думе образца 1863 года? Среди гласных были известные личности: князь Петр Гагарин, граф Александр Строганов, четыре городских архитектора: Франц Боффо, Феликс Гонсиоровский, Франц Моранди и Людвиг Оттон.
Было ли место коррупции в избранных органах власти? Еще как. Константин Андриевский, сын основателя бальнеологического курорта на Куяльницком лимане и гласного думы Эраста Андриевского, приводит такой эпизод: купец Авчинников через гласного думы Семена Яхненко был готов пожертвовать 1 500 рублей на строительство народных школ, если мощение улицы будет осуществлено не возле караимских лавок, а у его собственных магазинов.
Ограничения и требования
Гласный (депутат) должен был достичь 25-летнего возраста и иметь недвижимость в Одессе стоимостью не менее 15 тысяч рублей. По данным историка и краеведа Олега Губаря, в то время право голоса имели только 2 657 одесситов:
В пересчете на численность населения это составляло около 2,2% населения города. К примеру, в Москве в 1862 году право голоса имело порядка 4% населения города, но пользовалось им всего лишь 16%.
Через десять лет число активных избирателей в Одессе увеличилось почти в два раза. В 1873 году 5 531 человек имел право голоса, 3 425 человек им воспользовались, что, к слову, гораздо выше московской явки.
В то время число гласных не христиан не могло превышать трети от их общего числа. Но даже при этом исключении число евреев-гласных думы было велико. До 24 человек, что составляло 96% от общего числа всех гласных нехристиан, – пишет Губарь.
Голосование тогда проходило в два этапа, т. е. было непрямым. Сначала имеющие право голоса избирали 150 выборщиков, а затем уже те выбирали 75 гласных думы.
Новые правила и новые выборы в конце XIX века
Если период 1860-х гг. можно было назвать декадой реформ, то 1880-1890-е гг. в Российской империи можно назвать десятилетиями ужесточения уже принятых правил и вводом новых ограничений. В сфере городского управления в 1892 году вступило в силу новое Городовое положение.
Этнически пестрый мир Думы потускнел после ввода в действие “Городового положения” 1892 года. Со следующего, 1893, года число гласных не христиан не могло превышать уже только пятой части всего состава. Гласные же евреи больше вообще не избирались, а назначались Городским присутствием, — отмечает Олег Губарь.
Как видим, притом, что численность евреев в Одессе возрастала, практически их численность в городском управлении была снижена.
В то время процедура голосования была сложной и запутанной. Списки тех, кто хотел быть избран, формировались за два месяца до выборов. Сами выборы проходили в два дня. В здании старой биржи на Приморском бульваре была организована сама процедура для голосования. Человек, имеющий право голоса, должен был проголосовать шарами за того кандидата, которого он поддерживает, или же против, если не поддерживает. Шары белого или черного цвета опускались в именованные ящики. Победителем выходил тот, кто набрал 50% + 1 голос.
Белый шар — голос за кандидата, черный — против.
Сначала считали белые шары, если победитель не определялся, то повторное голосование осуществлялось простым пересчетом белых шаров, у кого их больше, тот и победил, т. е. простым большинством голосов.
Могли ли голосовать женщины в XIX веке?
По городскому положению 1870 года, женщины могли передавать право голоса и реализовывать его путем голосования уполномоченным лицом. Им мог стать отец, муж, сын, зять, родной брат, даже если они сами не имели недвижимой собственности или торгово-промышленного предприятия в черте города.
Согласно этому положению, право голоса получили даже юридические лица. Т. е. монастырь, компания, общество или предприятие (при условии уплаты налогов в городскую казну) могло влиять на городскую жизнь, голосуя на выборах через уполномоченного.
Избранные гласные уже избирали Городского голову, членов Городской управы и секретаря. Их каденция определялась в четыре года, как и срок, на который избирали гласных, однако половина членов Городской управы должна была смениться за два года.
Завершались выборы всех должностных лиц органов городского общественного самоуправления приведением к присяге. Законодательно закреплялось право горожан приносить присягу каждому по собственной вере, а с атеистов просто бралась подписка о честном и добросовестном выполнении своих обязанностей.
Городского Голову Санкт-Петербурга и Москвы утверждал на должности сам император, а Городского Голову Одессы — министр внутренних дел, – сообщает краевед.
Выборы начала XX века: первые с агитацией и партиями
Выборы 1892 года, которые прошли по новому Городовому положению, были шагом назад. В них могло принять участие только 1 802 человека (0,5% населения города), в реальности отдали свои голоса только 495 человек. Высокий ценз, сложная система определения победителя привели к тому, что после первого тура было избрано всего 38 гласных, на довыборах к ним присоединилось еще 14 человек, но штатной численности так и не достигли.
Во многом такая система закрепленного неравенства в сфере выборов привела к тому, что в 1905 году свобода выбора была одной из главных, которую продвигали многочисленные политические партии и группы. Манифест 17 октября 1905 года ознаменовал переход к конституционной монархии. Теперь предвыборная агитация и соревновательность избирательного процесса стали реальностью.
Положение о выборах (1906) сформировало сложную многоступенчатую систему выборов депутатов парламента (Государственной думы).
*Родзянко Михаил, в 1911-1917 гг. — председатель Государственной думы, октябрист.
Право голоса имели только мужчины старше 25 лет, владеющие самостоятельно или коллективно недвижимостью. Они голосовали по куриям волостных обществ, землевладельцев и городских избирателей. Курии по уездам и городам выбирали выборщиков, которые образовывали губернское избирательное собрание, выбиравшее членов Думы. На всех этапах голосование было тайным и проводилось по мажоритарной системе.
Правда, о равенстве говорить не приходилось: один выборщик приходился на 2 000 землевладельцев, 4 000 городского населения, 30 000 крестьян и 90 000 рабочих.
*Пуришкевич Владимир, политический деятель, монархист, черносотенец.
Агитация во время выборов в Первую думу уже была близка к нынешней. Политические партии имели печатные издания, которые распространялись среди населения. Но большое число неграмотных повышало роль самих агитаторов, тем более, что печатная продукция могла быть изъята уже на местах.
Самыми скандальными были выборы городского головы 1913 года
Борис Пеликан — популист, по взглядам близкий к черносотенцам, сумел победить, используя многие современные схемы: благотворительные фонды, заигрывание с неимущими слоями городских окраин, использование подконтрольного печатного органа для клеветы на противников. Использовали и акты прямого запугивания: разгром редакций, порча бюллетеней.
Но главным было то, что во время перевыборов Пеликан сумел заключить ситуативный мир со своим главным оппонентом Моисеевым. Пеликан получил уверенную поддержку на своем участке, а заведя нужное число гласных, получил 47 белых шаров и 27 черных, что было вполне достаточно, чтобы стать городским головой. Он оставался на должности до марта 1917 года, позже эмигрировав в Сербию.
Последние выборы перед приходом советской власти
Одним из первых постановлений Временного правительства была организация выборов по новому закону. С апреля 1917 года голосовать могли все граждане от 20 лет, без различия пола, состояния, образования, владения имуществом и т. д. Избирательным правом не наделяли сумасшедших, глухонемых, монашествующих и содержателей домов терпимости. Теперь и студенты, и военные получили право голоса в том населенном пункте, где они находились.
В Одессе последние выборы проходили буквально за два месяца до окончательного прихода большевиков. 1 декабря 1919 года в Одессе прошли выборы в Городскую думу, которые принесли победу Христианскому трудовому блоку, который состоял преимущественно из сторонников националистических партий и откровенных черносотенцев. Конкуренцию ему составил Демократический блок и Республиканский блок, а также целый ряд мелких партий и списков.
После окончания выборов Христианский трудовой блок получил 86 мест в городской думе (71,7%), Демократический блок 22 мест (18,3%), Республиканский блок всего восемь мест (6,7%). Несмотря на то, что город был во власти Добровольческой армии, по спискам других партий прошли 16 социалистов, преимущественно меньшевики и эсеры.
Явка на выборах была не велика: около 25% имевших право голоса пришли на избирательные участки (около 56 000 человек). Однако выборы, которые проходили в других городах в годы гражданской войны, показывали явку 5-10%. Успех националистов был обеспечен тем, что у них были местные печатные органы (например, газета “Единая Русь”), а большая часть евреев (до трети населения города) в значительной степени проигнорировали эти выборы.
Специфика тех выборов: бюллетени готовили сами, иногда писали от руки в день голосования, так как бумаги в 1919 году не хватало.
Агитация шла полным ходом на самих участках, и около них. Но вот внешнего проявления кануна выборов на улицах города было немного:
“Обычный, воскресный вид города… лишь кое-где синели плакаты торгово-промышленного блока… только трамвай, пущенный вчера, как острили одесситы, являлся единственной предвыборной приманкой”, — так описывали 1 декабря 1919 года “Одесские новости”.
В конечном счете, последняя избранная дума смогла провести всего лишь несколько заседаний. В начале февраля 1920 года Одесса была занята большевиками и свободные выборы стали недостижимыми на 70 лет. Следующие относительно свободные выборы прошли в 1989 году на фоне политики гласности и демократизации в период перестройки.
Ранее на USIonline.com – Это все уже было: как срывали и фальсифицировали выборы в Одессе сто лет назад.
Читайте нас в Telegram.