“Детей вернут в семьи, где им может угрожать опасность”, – эксперты о ликвидации детских домов в Украине «фото»

“Детей вернут в семьи, где им может угрожать опасность”, – эксперты о ликвидации детских домов в Украине

Изменения коснулись интернатов и детских домов еще в 2018 года, а со следующего 2020 года часть детей из соцучреждений государство намерено вернуть их родителям, при этом создав все условия для воссоединения семьи. Если это невозможно, детей будут устраивать в патронатные семьи, предварительно они получат статус сирот.

Сможет ли Украина последовать европейскому опыту, каким должно быть опекунство, а также что зачастую ждет ребенка после ухода из учреждений соцзащиты узнавал корреспондент Украинской Службы Информации.

О намерении ликвидировать  в следующем году детдома и интернаты заявлила и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. На своей странице в Facebook она сообщила, что к 2020 году все детские дома будут работать в обычном режиме, но параллельно будет вестись необходимая подготовка для устройства всех детей в родные, патронатные или приемные семьи.

Привилегии будут отдаваться биологическим родителям. Если это невозможно, сирот или же детей родителей, которые не смогут стать на правильный путь, направят в патронатные семьи.

Это часть Национальной стратегии реформирования институциональных учреждений, которую Кабинет Министров утвердил два года назад.

По словам Ульяны Супрун, основным приоритетом реформы является сохранение здоровой семьи в интересах ребенка. Она также отметила, что в украинских интернатах только 8% сирот, у остальных детей есть родители.

У остальных есть мама или папа, или оба из родителей оказались в затруднительном положении и не могут воспитывать ребенка. Чтобы эти дети росли в своей семье, ищем способы помочь таким семьям, – заявила глава МОЗ.

В привычном режиме детские дома будут работать только до 2020 года. С 1 января государственные учреждения перестанут принимать детей.

С 2020 года детей не будут принимать дома ребенка. Будут созданы все условия, чтобы эти дети могли полноценно расти со своими родными родителями. В исключительном случае они будут жить в патронатной или приемной семье, – сообщила Супрун.

Она добавила, каждый ребенок, родители которого не могут по ряду причин забрать его домой и наладить свою жизнь, должны находиться не в интернате, а в патронатной семье.

Внедрением этих изменений должны активно заниматься местные департаменты здравоохранения и управления соцзащиты.

План реформы гласит, что уже через 7 лет в Украине не должно остаться ни одного детского дома или интерната. Ситуацию корреспонденту УСИ прокомментировали в Службе по делам детей Одесской областной государственной администрации.

Со всеми семьями, в которые будут возвращаться дети, будут работать социальные работники на местах, для того, чтобы определить возможность возврата ребенка в семью. Те дети, которые не смогут вернуться в семью, там скажем, где родители не  будут исполнять свои физические обязанности и создавать надлежащие условия, там будет решаться вопрос о  предоставлении детям статуса – детей сирот и лишения их родительской опеки. И в последующем мы будем решать вопросы об их обустройстве в семейные формы воспитания, – рассказал начальник Службы по делам детей в Одесской области Владимир Самборский.

План реструктуризации Одесской области подготовлен и сейчас рассматривается на уровне заместителя головы Областной администрации. В этом году его должны утвердить на сессии Областного совета.

По его словам, в прошлом году в Одесской области уже были расформированы несколько детдомов и интернатов. Дети, из которых были возвращены их родителям. Сейчас эти семьи курируют социальные службы, с родителями и детьми ведется работа.

Чтобы вернуть в семьи детей отказников, чиновники намерены настраивать на путь истинный их родителей. Для этого в Нацстатегии реформирования институционных учреждений предусмотрена большая работа с их родителями, специалисты будут помогать им психологически, решать социальные и финансовые проблемы семьи. Конечная цель реформы – создать все необходимые условия для совместной жизни родителей с ребенком.

Система работает так: социальное  сопровождение семей осуществляют Центры социальных служб – именно они делают оценку потребностей семьи и оценку их потенциала, и всю эту информацию предоставляет службам по делам детей. Тогда эти данные оцениваются и рассматриваются на Комиссиях по защите прав детей, где специалисты решают, какие действия в отношении семьи необходимы для дальнейшего воссоединения. Каждая ситуация рассматривается специалистами отдельно и детально изучается.

На комиссии по защите прав детей составляется индивидуальный план работы с детьми, с семьей. И согласно анализу и мониторингу проводится анализ, что там за дети и из каких они семей, какие сложности в этих семьях и какая возможность организации на местах социальной работы в этих районах или городах. Для того, чтобы поддержать эти семьи  дать им возможность воспитывать у себя детей. Если семья выполняет рекомендации и так далее, тогда уже решается вопрос, что ребенок может вернуться. Специалисты продолжают сопровождение такой семьи после его возврата в семью, – рассказали в Службе по делам Детей.

В то же время, по словам руководительницы МОЗ, до 2023 года на месте детских домов будут организованы паллиативно-реабилитационные центры.

Там можно будет получить услуги по реабилитации или паллиативную помощь. Центр также может предоставлять услуги по респису (временному отдыху родителей ребенка с инвалидностью, – прим. ред). Помощь будут оказывать в обязательном присутствии родителей или людей, которые их заменяют.  На интернаты эти заведения не превратятся, — отмечает глава Минздрава.

Таким образом, по словам чиновников, государство планирует также создавать необходимые условия на местах.

К примеру, для того, чтобы ребенок с инвалидностью не находился в учреждениях за 300 километров, а чтобы ребенок был дома и возможно посещал дневной стационар. Посещал какие-то процедуры и получал необходимую помощь и лечение, – отметил Владимир Самборский.

Также родителям будут помогать решать вопросы трудоустройства – будут выработаны предложения для конкретной семьи – в частности обучение, если это потребуется.

Сегодня, в  госучреждениях Одесской области находится порядка 500 воспитанников. Это дети, которые лишены родительской опеки и дети-сироты.  В целом в детских домах и интернатах региона сейчас воспитываются порядка 2 тысяч малышей и подростков, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.

Те, кто связан с системой напрямую и постоянно общается с детьми, которые оказались в сложной жизненной ситуации, оценивают реформу институциональных учреждений иначе. По словам сотрудницы патрульной полиции Одесской области, соучредительницы группы “Защита прав детей” – Зои Мельник деинституционализация сиротских учреждений – позитивная европейская практика, когда органы соцзащиты ищут семейные формы обустройства для ребенка. Ведь более благоприятной среды для ребенка, чем семья – нет. Но для Украины новая система может оказаться проблемой – ведь найти семью для ребенка не так-то просто. Не всегда детей, оставшиеся без попечения родителей, а также сирот, которые попадают в приемную семью, ждут хорошие условия. Иногда они могут оказаться хуже прежних.

Найти для ребенка семью – не так-то просто. И я знаю, встречалась лично и дети жаловались. Самый яркий пример это семья Мартыновых из Одесской области (5 усыновленных детей, – прим. ред.), когда дети, которые повзрослели, стали рассказывать, что на самом деле происходило в этой семье. В семье было масса животных и нарушения прав детей. И дети находились в жутких условиях, они рассказали, что у них вся одежда пахла кошачьей мочой, они убирали за ними и обслуживали всех этих животных, их избивали. Это говорит о том, что отдают детей в семьи, не глядя, лишь бы устроить. В итоге ребенок в таких же условиях, как и в этих детских домах, а то и хуже иногда. Потому что в детских домах есть хоть какой-то контроль – все от сотрудников учреждения зависит, а там абсолютно никакого контроля, – рассказывает Зоя Мельник.

Известны случаи, когда детей устраивали в семейные формы обустройства, где их набирали в села и эксплуатировали, чтобы использовать в качестве бесплатной рабочей силы. Фактически возвращаясь в рабство, когда ребенок бесправен.

Известно, когда родители детей отдавали в государственные санатории, где проживали за государственный счет, лишь бы избавиться от этих детей. К примеру, был случай, когда в противотуберкулезный санаторий, а в это все время родители получают зарплату. Также у нас был случай в Харьковской области, когда ребенок обратился и сказал, что его приемная мама его избивает, их отправили на пилораму работать, половину зарплаты забирают, и плюс к этому эти родители получали выплаты – зарплату за то, что она воспитывает детей, – сообщила Зоя Мельник.

Социальная система в Украине – это система контрастов. Тут как карта ляжет: сегодня хорошие родители – это большая редкость, когда как зачастую в приемных семьях царит своя иерархия и повинность. И часто государство, чтобы выполнить план, игнорирует многие моменты в системе воспитания детей СЖО.

Был у меня случай, когда женщина взяла 8 детей с неврологией и она их вытянула. Действительно она им стала родной мамой. Она им делала массажи, она ухаживает за ними, она их водит на курсы – и обучает, и обувает, одевает и воспитывает, психолога посещает. Она создала детский дом семейного типа и занимается детьми, как своими родными. К сожалению, такое отношение – редкость. Она сама мне рассказывала, что когда она приезжает на курсы для родителей, кроме как деньгами и зарплатой, родители не заинтересованы. Дети находятся в ЦСПРД годами, и не выходят из центра социально-психологической реабилитации. Где условия приближенные к тюремным, по сути это еще хуже чем детский дом, дети сами мне рассказывали.  Матери-воспитатели сдают их туда и получают в это время деньги от государства. Хотя, они их не видят месяцами, а то и годами. Это серьезное нарушение. И соцслужба  по этому поводу ничего не предпринимает, – рассказала патрульная.

По мнению Зои Мельник, введение новых методов оказания помощи детям нужно выстроить так, чтобы в приемные семьи шли идейные люди и не относились к детям, как к товару. В данном случае, не стоит ставить четкие сроки выполнения стратегии реформирования, ведь в Украине это так не работает. Главное произвести изменения в системе не быстро, как это планируют сделать в Министерстве, а качественно, уверена полицейская.

Это большая проблема и очень непростой вопрос. Согласна, что стремиться к семейным формам обустройства нужно, но это непростой процесс и на это влияет очень много факторов, которые нужно учесть. Необходимо проводить курсы для приемных родителей, чтобы они знали, как общаться с детьми. Потому что дети,  которые оказываются в детских домах, попали в сложные жизненные ситуации – многие из них прошли через насилие, другие потеряли самых близких, им нужна и психологическая помощь, и поддержка, любовь и забота. Нужно сделать так, чтобы дети попадали в действительно хорошие руки. Не важно, когда это сделать, важно идти к этому направлению и делать это не быстро, а качественно. Когда ставят планы, знаете как “советская палочная система”, когда ставят жесткие сроки выполнения плана. Это все приводит к негативным результатам и последствиям, поскольку выполняется кое-как в спешке, – отметила Зоя Мельник.

По мнению сотрудника отдела ювенальной превенции ГУНП в Одесской области Дмитрия Ревуна, работа с семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах, оставляет желать лучшего.

Согласен с тем, что дети должны воспитываться в семьях, именно семейные формы воспитания являются приоритетными. Эти потребности зафиксированы в Конвенции ООН о правах детей, которая ратифицирована в Украине. Однако существует и “вторая сторона медали” – реальность, в которой на данный момент находятся наши дети. Могу сказать о том, что на практике с этими семьями не проводится работа в полном объеме и фактический запрос со стороны общества на оказание качественных социальных услуг остается крайне высоким, – отметил Дмитрий Ревун.

По его словам, создание центров реабилитации и паллиативной медицины оправдано. Однако решение об отказе в приеме детей в детские дома с 2020 года кажется ошибочным. Как и предыдущий наш спикер, он также отметил, что дети не всегда попадают в хорошие семьи после сиротских учреждений.

Говоря об уходе от интернатных учреждений для детей, нужно понимать, что устройство детей в семейные формы воспитания – это не функция медиков. Согласно Постановлению Кабмина 866 – это основная задача службы по делам детей, органа опеки и попечительства, центра социальных служб для детей, семьи и молодежи, совокупная работа которых далека от идеала по ряду объективных и не объективных причин. В качестве негативного примера могу привести прошлогоднюю историю о детском доме семейного типа в Одесской области, где детей-сирот привлекали к производству фермерских продуктов и уходу за десятками коров, овец и других животных, – сообщил Дмитрий Ревун.

По его мнению, необходимость воспитания детей в семьях биологических  родителей – также спорный вопрос.

В данном случае я склоняюсь к тому, что Ульяна Супрун либо дезинформирована, либо вообще слабо представляет о чем она говорит ввиду того, что семьи-СЖО – это проблема, которая сформирована десятилетиями, это наркомания, алкоголизм, бедность и просто жизнь вне социальных рамок. Это проблема, которую не смогли эффективно преодолеть за десятилетие, а до введения планов Минздрава остались уже считанные месяцы, – отметил представитель ювенальной превенции.

Он также отметил, что действительно существует нехватка патронатных семей, о которых говорит Ульяна Супрун. При этом, уже через 7 месяцев министр готова прекратить прием детей социальных категорий в детские дома.

То есть на выходе мы имеем: неэффективную работу с биологическими родителями, нехватку людей, желающих брать детей на воспитание в семьи, а также недостаточное финансирование. И получаем возврат детей в семьи, где этим детям может угрожать опасность. Министр заявляет о том, что работа с семьями и детьми – это не просто декларация на бумаге, при этом за 7 месяцев до момента отказа приема детей в детские дома семейного типа, говорит о том, что в будущем должны будут делать департаменты охраны здоровья и управления соцзащиты, которые фактически никак не подчинены Министерству здравоохранения, – подчеркнул правоохранитель.

Несмотря на то, что воспитание детей в семье – это лучший вариант для детей, правоохранитель уверен, что Украина не готова к полноценному процессу деинститулизации в том виде, в котором все идет. Ведь поспешные действия могут иметь ужасающие последствия, такие, как произошли в Житомирской области, когда отец пятилетней девочки спалил ребенка заживо в печи.

Напомним, родители убили 5-летнюю девочку, ее тело сожгли в печи и кости просто выкинули. Об убийстве ребенка стало известно спустя год, 27 мая в 2019 году, когда в полицию поступило сообщение о возможной смерти ребенка. По результатам проверки установлено, что убийство ребенка произошло в августе 2018 года. Тогда представители органа опеки и попечительства посчитали, что есть основания для того, чтобы оставить ребенка с биологическими родителями. Они  доказали суду, что биологические родители девочки не злоупотребляют алкогольными напитками. Родители ребенка воспитывали двух малолетних детей в удовлетворительных условиях проживания. Также соцслужбами было отмечено, что в доме чисто, опрятно, есть продукты питания и вещи домашнего обихода, необходимые для обеспечения бытовых нужд на должном уровне.

Автор: Татьяна Агатий

Как сообщала USIonline.com, в Одесской области к Пасхе открылся новый детский дом семейного типа.

Читайте нас в Telegram.