“Дело 2 мая”: обвинение хочет приобщить новые материалы, а следствие снова ищет свидетелей «фото»

“Дело 2 мая”: обвинение хочет приобщить новые материалы, а следствие снова ищет свидетелей

Сегодня, 13 июля, следователи Главного управления Национальной полиции Украины в очередной раз обратились к гражданам с просьбой помочь им в расследовании уголовного производства по фактам событий, произошедших в Одессе 2 мая 2014 года.

Корреспондент Украинской Службы Информации связался с представителями “Группы 2 мая” для того, чтобы узнать их мнение о ходе расследования дела и параллельного его слушания в городском суде Черноморска.

В понедельник, 10 июля, к судебному процессу по “делу 2 мая” присоединилась новый прокурор областной прокуратуры – Ирина Куприна. Ее коллега Оксана Моско ушла в отпуск, но перед уходом оставила суду ходатайство об обеспечении уголовного производства и проведении следственных действий во время судебного рассмотрения. В нем она просит суд предоставить доступ к материалам уголовного производства №12014160500003700, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве доказательств вины обвиняемых. Это документы (в частности, протоколы допроса свидетелей, видео, материалы, собранные “Группой 2 мая”), которые были собраны следственно-оперативной группой ГУНП в Одесской области в период с 23 февраля по 10 сентября 2016 года.

Для 20-ти обвиняемых, пять из которых уже более 3-х лет находятся в СИЗО, ходатайство прокурора стало неприятным сюрпризом. Дело в том, что адвокаты обвиняемых строили свою линию защиты на том, что многие из представленных обвинением доказательств могут быть признаны недопустимыми из-за процессуальных нарушений при их оформлении. Имеющегося на данный момент объема видеоматериалов также явно недостаточно для установления вины обвиняемых.

Сейчас дело рассматривается в городском суде Черноморска коллегией судей под председательством Олега Семенова. Суд решил слушать процесс в “ускоренном” режиме, поэтому заседания проводятся 4 раза в неделю. Срок содержания под стражей пятерых подсудимых истекает 29 июля. В некоторых СМИ, которые ссылаются на собственные источники, стали появляться предположения, что суд вынесет приговор до конца июля, а поскольку у обвинения нет достаточной доказательной базы, то подсудимые могут быть отпущены на свободу.

Однако с появлением ходатайства прокурора и объявления на сайте ГУНП видно, что в деле может появиться новый виток расследования.

на фото: Валерия Ивашкина

О том, что все следствие по “делу 2 мая” превратилось в фарс стало известно еще в первые месяцы после 2 мая. Уже на следующий день, утром 3 мая, мы увидели, что вся территория, на которой происходили столкновения, и на которой однозначно находилась масса улик, была зачищена при помощи специально согнанных сотрудников коммунальных служб, – заявила корреспонденту УСИ очевидец тех событий, экс-член “Группы 2 мая” Валерия Ивашкина.

Она отметила, что именно тогда стало понятно, что по настоящему расследовать события 2 мая никто из правоохранительных органов и руководства страны не заинтересован.

Когда обвиняемых судят по одному обвинительному акту, это не похоже на правосудие. Очевидно, что каждый во время тех событий вел себя по-своему, обвиняемые иногда находились в разных концах города и состав преступления, если таковой есть, у каждого свой. По этой причине суд возвращал обвинительный акт на доработку и даже рассматривал вариант об изменении меры пресечения. Но в этот момент приходили активисты правых организаций и оказывали беспрецедентное давление на суд. Было понятно, что по такой доказательной базе, которая сейчас имеется у правоохранительных органов, их пребывание в СИЗО необоснованно с юридической точки зрения, – считает Валерия Ивашкина.

 

В то же время, координатор “Группы 2 мая” Татьяна Герасимова рассказала, что дело продолжает расследоваться, и в нем нет срока давности.

на фото Татьяна Герасимова

Что касается ходатайства прокуратуры, которое было внесено еще 6 июля, то они действительно попросили в порядке обеспечения доказательств, чтобы суд дал прокуратуре доступ к материалам этого дела, к тем материала, что были собраны в 2016 году. В январе дело было передано из Главного следственного управления МВД Украины в управление Нацполиции Одесской области. Именно с этого момента, по оценкам нашей группы, расследование оживилось. Одесские следователи начали по-настоящему искать доказательства и фигурантов дела, – рассказала она.

Координатор общественного расследование событий 2 мая рассказала, что прокуратура попросила доступ к материалам, которые собирала не только “Группа 2 мая”. В тех материалах имеются протоколы допросов порядка 10-ти свидетелей, в том числе и членов группы.

Там идет речь о получении доступа к большому массиву доказательств, в том числе материалам двух телекомпаний: “Круг” и, кажется, “Новая Одесса”. Суд пока что не вынес решения по этому вопросу. Это будут решать 17 июля, если заседание состоится, так как некоторые обвиняемые имели проблемы со здоровьем. А что касается желания судей закончить дело в кратчайшие сроки, так они этого и не скрывают. Именно для этого они и назначили слушания по 4 дня в неделю. Это очень напряженный график. Всем людям, которые участвуют в процессе, пришлось почти полностью поломать свои жизненные планы. Обвиняемые, которые находятся на свободе, не могут нормально работать и учиться. Александру Алешину пришлось между заседаниями защищать свой диплом в “мореходке”, кто-то заболел, у кого-то еще что-то произошло, но тем не менее, судьи очень жестко поставили это условие. Удастся ли им рассмотреть все дело до конца июля, не знаю. Я не могу такие вещи прогнозировать. Здесь все зависит от множества обстоятельств, но 29 июля у пятерых подсудимых заканчивается очередной срок содержания под стражей, – напомнила координатор “Группы 2 мая” Татьяна Герасимова.

На вопрос корреспондента УСИ, известно ли что-то о новом фигуранте дела – 37-летнем мужчине, которого посадили в СИЗО 8 июля, Татьяна Герасимова ответила, что это один из многих, которые до сих пор находились у следствия в розыске.

Насколько я знаю, это один из подозреваемых по этому делу, которых вначале было намного больше, чем 20 человек. Кто-то сбежал, кого-то обменяли, а кто-то продолжал жить в Одессе, но по другому адресу и выпал из поля зрения следствия. Это один из тех людей, который участвовал в массовых беспорядках. Я знаю, что ему вменяется та же самая статья 294 УК Украины часть 2, – добавила она.

Как сообщала USIonline.com, здание суда, в котором рассматривается “дело 2 мая”, закидали яйцами.

Читайте нас в Telegram