Бизнес депутата не должен быть связан с городским бюджетом, — депутат Одесского горсовета Анна Позднякова «фото»

Бизнес депутата не должен быть связан с городским бюджетом, — депутат Одесского горсовета Анна Позднякова

Анна Позднякова по образованию экономист и много лет работает главным бухгалтером на крупном предприятии. С октября 2015 года она является депутатом Одесского горсовета. Сегодня она возглавляет оппозиционную фракцию партии «Самопомощь», является членом постоянной комиссии по вопросам законности, депутатской этики и реализации государственной регуляторной политики.

Корреспондент Украинской Службы Информации пообщался с депутатом о работе в оппозиции, городских проблемах и о том, почему городу так важно иметь стратегию развития.

Как Вы пришли в политику?

Все произошло достаточно спонтанно. Когда началась Революция Достоинства, и после побега Януковича стало понятно, что это только начало. Что это начало долгого пути к изменениям в нашей стране в целом, и в городе в частности. Поскольку стоять на Майдане вечно невозможно, надо что-то делать. А для того, чтобы принимать непосредственное участие, нужны инструменты. И политика – это как раз один из таких инструментов, чтобы менять страну, город. Я была знакома с Егором Соболевым, и на тот момент мы были членами партии “Воля”. Потом, когда “Воля” и “Самопомощь” пошли на выборы вместе, наша партия делегировала меня в список “Самопомощи”. Собственно, так и началась моя история в политике.

на фото: Анна Позднякова

Вы для себя выбрали определенное направление, которое продолжаете курировать?

В 2014 году я тесно работала с Аленой Бабак, которая сейчас является народным депутатом. Она состоит в комитете по ЖКХ, и я официально являюсь ее помощником. Тот закон об ОСМД, который был принят два года назад, это полностью заслуга нашей фракции в Верховной Раде, а также работы не местах. Но необходим еще ряд изменений в законодательстве, чтобы она, эта реформа, продолжила успешно работать. Собственно, вопросы ЖКХ, ОСМД – это направление, которым я плотно занимаюсь.

Когда я стала депутатом местного совета, обнаружилась немного другая специфика работы. Почему-то считается, что депутат горсовета должен быть крепким хозяйственником, который с утра до вечера должен заниматься починкой канализации и другими подобными вещами. Жизнь показывает, что где-то это мнение недалеко от истины, потому что сфера ЖКХ находится в таком ужасающем состоянии, что от каденции к каденции депутаты должны только этими вещами и заниматься. Потому что, к сожалению, глобально и системно эти проблемы не решаются. Но, тем не менее, я абсолютно четко вижу, что депутат, даже местного совета, – это, прежде всего, политик. И если политики на государственном уровне занимаются защитой интересов государства, глобальными вещами, то городской политик должен заниматься политикой, направленной на развитие города, чтобы сделать город комфортным, безопасным, привлекательным для туристов. А самое главное — сделать город таким, чтобы наши дети захотели остаться в нем жить. И если бы наши депутаты занимались не только хозяйственными вопросами, а и политическими, то в нашем городе бы не случилось “2 мая”.

Как думаете, люди сейчас разочарованы или все же верят в наступление лучших времен?

Сейчас многие разочарованы, говорят – все зря, доллар был по 8, зачем нам ваш безвиз, и т.д. Проблемы у людей, в основном, обыденные, что доказывает лишь одно – 25 лет эти проблемы комплексно никто не решал. И сейчас мы только в начале этого пути. Перемены будут.  Знаете, ничего хорошего быстро не бывает. То, что мы сейчас делаем, направлено на перспективу. Очень много говорят, какой Одесса была прекрасной и, мол, давайте сохраним ее такой, какой она была. Невозможно вернуться в прошлое. Невозможно город законсервировать. Давайте говорить о том, каким мы хотим в будущем видеть наш город.

на фото: Анна Позднякова

С какими проблемами чаще всего обращаются к Вам люди, избиратели?

80% обращений – это все-таки помощь в создании, функционировании ОСМД, консультации по тарифам, по заключению договоров с управляющими компаниями и т.д. Также много обращений в сфере нарушения прав людей в сфере строительной деятельности. Например, когда в частном секторе за забором вырастает многоэтажный дом, на который наше городское управление архитектуры выдало градостроительные условия и ограничения, и запустило весь этот процесс.

Вы один из немногих депутатов горсовета, которому доверяют одесские активисты, общественники. Как Вы оцениваете состояние гражданского общества в Одессе, учитывая его разношерстность?

Очень приятно, что люди мне доверяют, и это действительно обязывает. Когда на тебя возлагают большие надежды, за этим следует серьезная ответственность. За два года каденции всей нашей фракции в горсовете не стыдно ни за одно наше голосование. Нас никто не учил быть депутатами. У нас в стране, к сожалению, нет культуры публичного управления. Только сейчас мы к этом подходим. Если говорить о гражданском обществе, то Одесса в этом контексте, наверное, самый сложный город в Украине. У нас очень много разных общественных организаций, у которых зачастую очень разная сфера деятельности. Но их объединяет одно в определенных базовых, ключевых моментах:  отношение к событиям на востоке нашей страны, к оккупации Крыма, стремление вернуть территорию Украины в ее законные границы, сделать Украину независимым и процветающим государством. Это те позиции, которые объединяют всех. А отличаются организации в методах достижения этих целей. Можно много говорить, нравятся эти методы, или нет, но самое главное, что эти люди существуют. Что есть люди, которые готовы уделять общественному, волонтерскому движению свое время, силы. Становление гражданского общества и демократического государства — тоже вопрос не одного дня. И нас еще ждет в этом вопросе определенная эволюция. К слову, этот этап сейчас везде: в политике, в международной политике, в экономике и в том же гражданском обществе. Сегодня Украина сделала свой выбор. Этот выбор развития направлен на сближение со странами Европы, с западной демократией. На это все требуются силы и ресурсы. Чем больше появляется организаций, которые работают в этом направлении, тем лучше.

на фото: Анна Позднякова

Можно ли сказать, что Вы и Ваша фракция – оппозиция действующей городской власти? И насколько эффективна на Ваш взгляд работа в меньшинстве? Можно ли повлиять на важные процессы в городе методами оппозиции?

Мы, наверное, единственная, хоть и немногочисленная, оппозиция в горсовете. В определение оппозиции каждый вкладывает то, что он хочет видеть. Быть оппозицией гораздо сложнее, чем быть действующей властью. Работа в оппозиции предусматривает работу в двух направлениях. Первое – это проработка всех проектов, которые вносит большинство. И не все из этих проектов плохие. Вторая часть работы – это разработка собственной программы, проектов, хотя мы постоянно сталкиваемся с админресурсом, когда наши проекты где-то пропадают, и приходится бегать и искать их. Поэтому, если кто-то думает, что оппозиция – это быть против всего, то я их разочарую. Оппозиция – это умение отстаивать свою точку зрения, при этом имея мужество признать правоту оппонента. Нужно иметь смелость сказать идеологическому оппоненту, что да, это хороший проект, мы готовы за него проголосовать. Другое дело, что не бывает только черного и белого. Может быть прекрасный проект, в котором есть один пункт, из-за которого мы не можем проголосовать “за”.

Можете привести пример?

На последней сессии мы вносили изменения в бюджет. Эти изменения предусматривали перераспределение финансов по разным направлениям. Выделялось достаточно много денег на ремонты школ, детских садов, больниц. Безусловно, мы были бесспорно за эти социальные направления. Но в массе этих инициатив была одна, которая перечеркивала все. И нам пришлось проголосовать “против”, чтобы привлечь внимание и журналистов, и общественности. Речь шла о том, что за наши бюджетные деньги вооружают муниципальную охрану. Могут ли сегодня депутаты ответить, против кого будут направлены эти дубинки? Я не могу. А если вы не можете гарантировать адекватность применения этих спецсредств, то не нужно давать их в руки.

на фото: Анна Позднякова

Какие глобальные проблемы в городе Вы увидели за время работы в горсовете?

Остро стоит вопрос о внедрении энергосберегающих технологий. Без энергосбережения мы не выживем. Эту проблему должно решать и государство, и мы на местном уровне. К слову, Одесса — один из немногих городов Украины, где успешно действует программа по энергоэффективности (утепляются дома, проводится замена окон и 60% от стоимости погашается за счет бюджетных денег).

Если говорить глобально, то у города просто отсутствует стратегия развития. На бумаге она есть. Но понимания, в каком направлении мы хотим развиваться, нет. Раз в неделю вспыхивает очередной скандал в сфере градостроительства. Происходит это потому, что нет четких правил, которые были бы едиными для всех застройщиков города. Например, тут мы вообще не строим, в этом месте мы строим, но не выше определенного этажа, а в этом районе мы даже даем льготы застройщику для строительства. Этого нет. На сегодня есть кумовство и лоббирование чьих-то интересов, и отсюда вытекают все наши городские проблемы.

Есть же законы, которые принимает Верховная Рада Украины. Почему бы просто не придерживаться их?

Проблема в том, что в нашем законодательстве некоторые положения противоречат друг другу. А также в том, что руководство города должно четко понимать, каким они хотят видеть город через 10, 15, 20 лет.

Возьмем, к примеру, “мусорный скандал” во Львове. Многие любят шутить на эту тему, но никто не понимает самого главного. Эта мусорная блокада может случиться с любым городом нашей страны. И Одесса — вообще не исключение. В Украине нет ни одного мусороперерабатывающего завода, ни одного мусорного полигона, соответствующего всем нормам по экологии, безопасности. Куда далеко ходить: под нашим одесским мусорным полигоном земля до сих пор не оформлена. А в 2013 году город заключил договор с компанией, по которому передал в аренду этот полигон. Компания обязалась построить мусороперерабатывающий завод. Но невозможно построить завод на земле, которая документально не оформлена. И сейчас в судах идет рассмотрение дел на предмет того, что эта компания не уплачивала налог на землю. А, согласно нашему законодательству, она и не может его уплачивать, потому что нет сформированного участка, за который бы она платила. Его просто нет в кадастре. И только на последней сессии мы сделали первый шаг к оформлению этой земли.

Ходили слухи, что есть некие иностранные инвесторы, готовые построить мусороперерабатывающий завод.

В прошлом году нам говорили, что появились какие-то корейские инвесторы, которые подписали меморандум о намерениях. Дальше меморандума дело не пошло, а когда депутаты начали задавать вопросы, где же эти корейские инвесторы и что они реализовали до этого, они, в принципе, растворились.

Насколько я понимаю, наша генеральная стратегия развития – это создание в Одессе туристического центра Украины. Или нет?

Мы много говорим о туризме и о том, что нужно привлекать туристов. Но невозможно привлекать туристов на грязное море. Посмотрите, что творится в акватории порта. Порт находится в центральной части города. А центр – это лицо, визитная карточка города. Было построено большое количество зерновых терминалов, и перевалка зерна достигла в Одессе таких масштабов, что попросту не соблюдаются нормы экологии. Пыль при перевалке оседает в заливе. В безветренную погоду на морвокзале это очень хорошо видно, что вообще лежит на воде. Эта пыль — белковая и она опасна для здоровья человека. Но никто об этом не говорит. Мало того, сейчас Администрация морских портов Украины дала разрешение на строительство еще четырех зерновых терминалов в акватории Одесского порта. Причем, они будут расположены под парком Шевченко и, стоя в парке буквально через год, вы моря не увидите. Вы будете лицезреть пейзаж из жестяных банок зерновых терминалов.

на фото: Анна Позднякова

Городская власть как-то может влиять на такие решения? Или это государственная земля, и полномочия города на нее не распространяются?

Опять-таки, это то, о чем мы говорили вначале. Местное самоуправление – это тоже политика. Этот вопрос нужно поднимать на уровне Киева, на уровне Министерства инфраструктуры. Город должен делать все, что от него зависит, и выработать концепцию взаимоотношений по таких важным проблемам. Мы все взрослые и здравые люди, прекрасно понимаем, что в порт вложено очень много иностранных инвестиций. Но, в то же время, нужно смотреть, что происходит во всем мире. В крупных портовых городах, например, в Барселоне, с 80-х годов приняли концепцию реновации портовых территорий и выноса порта за территорию города. В центре Барселоны появилась красивая набережная, которой до этого не было.

Но это же миллиарды…

Это вопрос не одного дня. Это вопрос, как городской, так и государственной политики. Но городская власть должна участвовать в этом процессе. Она не может остаться за бортом всех изменений, которые происходят в мире. Об этом говорили еще со времен развала СССР. К слову, Генплан Одессы, который не так давно был принят, не предусматривает расширение порта. А в зонинге (плане зонирования Одессы) предусматривается расширение порта, и в этом аспекте он противоречит Генплану. Нельзя принимать два важнейших документа в сфере градостроительства, которые будут противоречить друг другу.

Довольны ли Вы нынешним составом горсовета? Считаете ли Вы этот состав эффективным?

На этот вопрос дать ответ должны все же одесситы, которые голосовали за нынешний состав горсовета. Я горжусь нашей фракцией в горсовете. Мы не замешаны в коррупционных скандалах и не голосуем за те проекты, которые идут вразрез с интересами одесситов.

Сложность в том, что на сегодня в стенах Одесского горсовета нет борьбы идей и идеологий. Есть лоббирование бизнес-интересов. Мы живем в XXI веке, хотим видеть экономику нашей страны рыночной. Но бизнесу не надо помогать. Ему достаточно не мешать. Рынок – это совершенно отдельный живой организм, который в состоянии функционировать, развиваться и себя защитить. Задача власти — обеспечить это функционирование законами, правилами игры. У нас же все происходит несколько иначе. Поэтому трудности в горсовете есть. По моему мнению, у депутатов городского совета может быть какой угодно законный бизнес, но не связанный с бюджетом города. У нас же проводятся тендеры, выигрывают одни и те же фирмы, и когда ты открываешь реестр, то сразу понимаешь, чья это компания. И никто даже уже и не скрывает. На самом деле, это ужасно. Бизнес депутата не должен быть связан с городским бюджетом. Тогда у депутата появляется возможность принимать свои решения независимо.

на фото: Анна Позднякова

 

 

Как сообщала USIonline.com, депутаты определили, какие проекты одесситов смогут получить финансирование из Общественного бюджета.