Сколько лет Одессе: о концепциях, древних греках и правилах отсчета дня рождения города (фото)
Второго сентября в Одессе традиционно отмечают День города. Этот праздник уже прочно вошел в повседневность, но дата основания города вызывает серьезные дискуссии. Постараемся рассмотреть различные подходы к проблеме в этом материале.
Исторические факты об Одессе для читателей Украинской Службы Информации собрал журналист и краевед Станислав Кинка.
А что, если основание города было раньше?
Дата 2 сентября 1794 года (по новому стилю) была озвучена городским историком Аполлоном Скальковским. Только в 1849 году ее начали «отмечать», проводя крестные ходы. Кстати, 1849 год — это 60-я годовщина захвата османской крепости Ени-Дунья, которая находилась где-то в районе Приморского бульвара. Обычно ее локализуют на месте Воронцовского дворца, но последние исследования предполагают, что она могла находиться и ближе к нынешней Потемкинской лестнице.
До османского поселения на территории нынешней Одессы было польско-литовское торговое присутствие. По крайней мере, опубликованные документы свидетельствуют о том, что в начале XV века из Качибея в Константинополь отправляли суда, груженые пшеницей.
Но самыми ранними постоянными поселениями здесь принято считать древнегреческие поселки и портовые пункты. На полноценный полис они не тянут (свою монету не чеканили), но археологически зафиксировано, что в IV – V вв. до н.э. на территории сегодняшней Одессы были постоянные поселения древних греков, которые вели торговлю.
Фрагмент сохраненного археологического раскопа сейчас представлен в виде застекленного павильона на Приморском бульваре. Внизу — результаты работы исследователей: фундамент строения, фрагменты керамики, сосуды разной степени сохранности, якорь.
Вернемся на пять лет назад?
14 сентября 1789 года (по старому стилю), скрытно подобравшись к крепости Ени-Дунья, войска под командованием Иосифа де Рибаса молниеносно взяли укрепление штурмом. После этого офицеры отправились к местной кофейне Аспоридиса выпить мастики, а солдатам грек-хозяин выкатил бочонок водки.
То есть, в те времена, помимо укрепления во главе с двухбунчужным пашой и парой сотен солдат, здесь была и небольшая деревушка с пристанью. О том, что это было за поселение и каков был его масштаб, можно узнать у французского инженера Андре-Жана де Лафитт-Клаве. О его масштабе можно дискутировать, но наличие постоянного поселения на месте будущей Одессы отрицать сложно.
Можно ли считать турецкий Хаджибей прообразом Одессы? Возможно, что да. Однако, качество и количество населения изменилось кардинальным образом. Если Хаджибей был одним из множества небольших поселений в Северном Причерноморье, то Одесса за каких-то несколько десятилетий превратилась в крупный порт на Черном море.
Интересную информацию относительно празднования Дня города находим в брошюре «Столетие Одессы. 22 августа 1894 года». Это небольшое издание, которое было выпущено «Одесским городским общественным управлением». Столетие Одессы праздновалось широко и многогранно. Были выпущены многочисленные труды, проведен конкурс на сооружение памятника «Основателям Одессы».
В этой книге находим интересные данные:
…Для выяснения вопроса о праздновании столетия города, комиссия (комиссия по подготовке к празднованию столетия города была образована в марте 1889 года — авт.) входила в сношение с Императорским одесским обществом истории и древностей. На основании мнения общества и приглашенных в заседании комиссии профессоров университета А.И. Кирпичникова, А.И. Маркевича и В.А. Яковлева было признано, что днем празднования следует считать 27 мая 1794 года, так как в этот день последовал рескрипт Императрицы Екатерины II о том, чтобы быть в Хаджибее порту, после чего началась раздача земли под застроение.
Так почему же праздник не переместили на 27 мая? Все довольно просто: с 1849 года традиционный крестный ход устраивали именно 22 августа; «в этот день в храмах совершается торжественное праздничное богослужение, и воспитанники учебных заведений освобождаются от занятий».
В 1894 году 27 мая было будним днем, поэтому праздничного богослужения гарантировать не могли и дату оставили августовскую.
Что считать днем рождения города?
Что является основанием для отчета возраста города? Наличие обоснованных с археологической или исторической точки зрения концепций возникновения города не противоречит тому, что многие города ведут отсчет от полумифических и легендарных событий.
Начнем с Рима. Вечный город, как его часто называют, в 248 г. праздновал свое тысячелетние. Праздновали три дня с пирами, жертвоприношениями и прочими забавами того времени. Основание города основывается на повествовании историка Марка Теренция Варрона (сочинение «De Vita Populi Romani»). Он указал дату основания Рима с точностью до дня. В настоящее время эта дата легендарная, но археологические раскопки датируют культурный слой старого города примерно VIII в. до н.э., что в общем соответствует легенде.
8 июля 1951 года Париж отмечал две тысячи лет со дня основания. Что же было взято за основу? Считается, что именно походы Гая Юлия Цезаря привели к тому, что около 52 года до нашей эры возникло военное укрепление рядом с поселением Лютеция (на месте нынешнего Парижа); оно существовало еще в III в. до н.э. Столицей Франции город стал только в 987 году. Так что историю города можно было увеличить по крайней мере на два столетия.
В Мадриде празднуют день города в дату, не связанную с основанием поселения, а 2 мая. Эта дата связана с бунтом против оккупационных французских войск. 2 мая 1808 года тысячи простых горожан восстали против французов, а сам город заложили еще арабы в середине IX века, и только в 1083 году крепость завоевал христианский король Альфонсо VI.
А вот у Франкфурта-на-Майне есть вполне четкий критерий дня рождения: грамота Карла Великого от 22 февраля 794 года. В таком случае отсчет лет становится довольно простым.
Можно использовать и немного более сложный подход. Определить, в том числе археологическими данными, что поселение выполняло именно городскую функцию, и попытаться датировать выявленные артефакты методом радиоуглеродного анализа. Метод довольно сложный, требующий специальной лаборатории, подготовленных сотрудников, и к тому же дорогостоящий.
Также подспорьем могут служить карты побережья, так называемые портоланы. Но если слепо доверять только одному источнику, то можно попасть в неприятную ситуацию, когда на карте второй половины XVIII на месте Одессы (Джинестры – Качибея – Хаджибея) возникнет античный порт “Isiacorum Port”. Но гавань Исиаков существовала тут порядка двух тысяч лет тому назад! Причина проста: картографы средневековья и даже раннего нового времени пользовались в основном античными источниками и более поздними, но составленными по античным оригиналам. Соответственно, одно и то же название, многократно измененное и искаженное, кочевало из карты в книгу, из книги в карту и оставалось востребованным через многие столетия после исчезновения самого города, поселения, порта или якорной стоянки.
Концепции дня рождения Одессы
Мы уже узнали, как отсчитывают дату рождения города в Риме, Париже и Мадриде. А как отсчитывали дату рождения города в Одессе? Дискуссия существовала уже в XIX веке.
Одесский историк Василий Надлер (1840 – 1894), не признавая значения древнегреческого поселения в качестве предшественника Одессы, прочно связывал город Одессу с османским Хаджибеем.
Позднейшее поселение Хаджибей, история которого находится в непосредственной и преемственной связи с историей Одессы, — читаем в его книге «Одесса в первые эпохи ее существования» (1893).
Современные археологические исследования показывают, что на территории нынешней Одессы можно найти османские артефакты разных периодов, от монет до весьма интересных курительных трубок, что подтверждает наличие постоянного османского поселения.
Александр де Рибас в своей «Старой Одессе» (1913) начинал историю города с 1794 года. У него фиксируется уже сложившаяся для XIX — начала XX века схема, согласно которой город возник через несколько лет после успешного штурма крепости Ени Дунья.
Аполлон Скальковский, характеризуя ситуацию, предваряющую штурму крепости Ени-Дунья, так описывал ее в своем труде «Первое тридцатилетие Одессы» (1837):
Это был небольшой турецкий замок, дурно и неправильно построенный на крутом берегу моря, где находилось пепелище какого-то безвестного эллинского селения или пристанища (гавань Истриан или на греческом языке: IΣTPIANΩN ΛIMHN).
В довольно редкой книге «Одесса. Очерк истории города со дня основания» (1947), написанной коллективом авторов под редакцией профессора Константина Добролюбского, кратко описывают историю поселений на месте Одессы, характеризуя Хаджибей как «предшественника Одессы». Венчает все фраза:
В 1795 году Хаджибей был переименован в Одессу. Очевидно, новому городу решено было дать наименование древнегреческой колонии «Одессос», находившейся, как тогда предполагали, в этих местах.
Можно еще неоднократно ссылаться на многочисленные труды различных историков, археологов, которые исследуют тему основания Одессы. Вопрос заключается скорее в том, стоит ли считать доодесское поселение имеющим постоянное присутствие на территории нынешнего города и выполняющим функции города.
Одесский археолог и историк Андрей Добролюбский в работе «Археология Одессы» (2012) считает, что в XVI-XVII вв. на месте Одессы не существовало постоянное поселение. Его коллега первой половины XX в., Федор Петрунь, исследовавший большой корпус карт и планов, считал, что
Анализ более широкого круга картографических изданий XVI–XVIII вв. заставляет с большей осторожностью говорить о Качибее, как населенном пункте в данный период.
600 лет
Если суммировать аргументы сторонников концепции 600-летия Одессы, то они базируется на том, что в 1415 году из Качибея в Константинополь отправили несколько судов с пшеницей. Источником этой информации служит «История Польши» Яна Длугоша, которая была написана на латыни и представляет собой сборник из 11 томов в 12 книгах. Впервые вышел сборник в виде печатной книги только в 1614 году, а в переводе на польский язык с комментарием Кароля Мечержинского — только в 1863-1887 гг. Впервые в контексте истории Одессы часть сочинения Яна Длугоша была использована одесским историком Александром Маркевичем.
В конце XIV – середине XV века польско-литовское государство обладало серьезными амбициями и подчинило себе молдавских господарей, которые были в вассальной зависимости от них. Не хочется утомлять читателя подробным перечислением историографических работ на эту тему, но главным моментом для признания Качибея предшественником и прародителем Одессы является историко-археологическое доказательство беспрерывности существования городского поселения, а не сам факт его наличия, который никаким серьезным исследователем не оспаривается.
Сторонники 600-летия города представлены трудами многочисленных популяризаторов и исследователей; начиная от Александра Болдырева, который в далеком 1994 году выпустил свой исторический очерк «Одессе – 600» (он выдержал три издания) и заканчивая серьезными работами, которые подкреплены документами или представляют собой сборники первоисточников или их выдержек — здесь можно отметить работу доктора исторических наук, профессора Тараса Гончарука «Історія Хаджибея (Одеси) 1415–1795 рр. в документах» (2000).
Ранее на USIonline.com — Иван Франко в Одессе: факты из жизни знаменитого писателя.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Youtube.