Шаманские пляски на юге Одесской области: как прошел обряд Мошул

Обряд Мошул – сплошной парадокс. Так исторически сложилось, что проводят его на католическое Рождество, делают это православные этнические молдаване, а в самом ритуале – масса языческих мотивов.    

Об этом сообщает корреспондент Украинской Службы Информации.

Обряд проводят в ночь на 25 декабря, и в Украине им славится исключительно Орловка – придунайское село в окрестностях Рени. По традиции село условно делится на две части, каждая из которых имеет свою группу колядующих (это молодые парни) – и своего Мошула, личность которого под маской должна оставаться инкогнито. Мошул в переводе с молдавского означает «дед».

Раньше – в стародавние времена – колядующие наряжались в национальные молдавские костюмы, однако с годами такой реквизит стал большим дефицитом. В итоге парни начали просто надевать военную форму: либо свою, оставшуюся после армии, либо одалживали ее у знакомых. Таким образом решилась проблема узнавания конкурирующих групп: одни колядуют в форме моряков, другие – десантников или пограничников.

А вот маску Мошула каждый год готовят отдельно. Ее сшивают из кроличьих и заячьих шкур, украшают лентами, цветами. «Зубы» сделаны из фасоли, «усы» – из конского волоса. На поясе у Мошула – огромные колокола. Постоянно выплясывая, он должен ими трясти, издавая громкий звон. Отчасти из-за этого на роль Мошула берут физически выносливого парня, который, кроме того, должен пользоваться авторитетом среди товарищей.

Начинается обряд вечером. В обусловленном месте обе группы встречаются, Мошулы приветствуют друг друга, а сопровождающие их друзья кружатся в неистовом хороводе. Все это – под ритуальный бой барабанов, которым вторит зажигательный кларнет. Рядом – с десяток парней со всей силы бьют о землю мачуке: это туго связанные снопы рогозы. Таким образом они отгоняют от села злых духов – и делают это до самого утра.

В течение ночи обе группы парней должны в буквальном смысле обежать все дворы, поколядовать хозяевам, получив взамен угощения, деньги, а кое-где и стаканчик домашнего вина (куда в Бессарабии без этого?). Само собой, вся Орловка при этом не спит. Люди сидят у себя дома за столом, празднуют и ожидают Мошула. Считается, что такой визит сулит удачу и процветание.

Приходя во двор, парни поют хозяевам дома традиционные молдавские колядки. Если же в семье есть незамужняя девушка, то она должна подарить визитерам калач. К утру такие калачи колядующие надевают на шест – и с гордостью несут по селу: это своеобразный трофей и повод посоревноваться с конкурирующей командой.

Наутро – праздник продолжается. В центре села собираются местные жители, съезжаются гости со всех окрестностей, сюда же – во главе с Мошулами – приходят и обе группы колядующих. Своих Мошулов парни поднимают на плечи, те – приветствуют друг друга, обмениваются подарками, поливают толпу шампанским, затем начинаются настоящие ритуальные пляски. Как говорится – танцуют все!

Кульминацией обряда и, собственно, его завершением становится соревнование Мошулов. Обе группы поднимают своих лидеров на плечи и уплотняют ряды. Задача – перетолкать друг друга и скинуть Мошула противника. В этот раз противостояние длилось недолго: буквально за пару минут один из «дедов» был низвергнут. Но, как отмечает житель Орловки Михаил Мечиняну, на победе/поражении парни не зацикливаются, соревнование носит условный характер и никакой вражды в этом нет.

 А вот раньше, как рассказывали нам наши отцы, во время такого соревнования доходило до драк, и даже по улицам парни с дубинками ходили, все было серьезно. Теперь же, когда пришли другие времена, все это осталось в прошлом, побеждает дружба, все радуются, веселятся, чтобы ровно через год встретиться на этом же месте и сохранить эту орловскую традицию! – рассказал один из участников обряда.

Ранее на  USIonline.comЭко Новый год: как встретить праздник и не нанести вред природе и себе.

Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Youtube.