Дмитрий Жданов: Одесские ливневки «фото»

Дмитрий Жданов: Одесские ливневки

С двадцатых годов 19 века для отвода дождевых вод по улицам устраивались боковые канавы, выложенные известняком. На перекрестках эти канавы перекрывались мостиками. Для отвода дождевых вод была создана хорошо продуманная сеть, завершенная в 50-х годах.

24 мая 1869 года над Одессой разразился необыкновенный ливень, произведший громадные опустошения и человеческие жертвы. Испытание дождем показало несовершенство городской сети ливневок. Городская Дума выделила дополнительные ассигнования на строительство водостоков-дождеприемников (вместо ассигнования канализационных коллекторов ).

Испытанием для города стало наводнение 1908 года. В номерах с 15 по 17 за июль 1908 года в газете «Одесские Новости» подробно излагались последствия катастрофического ливня, который прошел над Одессой в ночь на 15 июля. В скором времени после начала ливня улица Балковская (как русло реки) наполнилась водой настолько сильно, что потоки воды повредили линию парового трамвая (знаменитый «камышовый трамвай»). А в конюшнях бельгийского акционерного общества одесских трамваев утонули лошади. Опять не обошлось без человеческих жертв.

Водой разрушилась линия трамвая на Хаджибейский лиман. В результате пришлось перекладывать рельсы в районе Глухого моста. Рискуя своей жизнью, одесситы, случайно оказавшиеся в это время возле конюшен акционерного общества одесских трамваев, спасали лошадей. Но несколько десятков лошадей все же утонули.

Железнодорожного сторожа, которого потоки воды понесли вместе с будкой, спасли работники дома Трудолюбия, располагавшегося рядом с Глухим мостом (сама же будка разлетелась от удара об стену тоннеля в железнодорожной насыпи). Городские власти оперативно организовали ночлежные приюты и горячие обеды. Специальные комиссии высчитывали ущерб и выделяли материальную помощь пострадавшим.

Сильно пострадал и центр города. Часть мостовой на Дерибасовской была разрушена, а потоки воды переносили по улице булыжники. В доме №45 на Жуковского вода затопила винный погреб Ф. Цисарчука, а в соседнем доме вода затопила до потолка комнаты первого этажа.

В доме Католического костела на Балковской одну женщину смогли спасти только после того, как разобрали пол на втором этаже (т.к. первый этаж был затоплен практически до потолка). Среди одесских улиц кроме Балковской серьезно пострадал Ольгиевский спуск. А на Ольгиевской улице потоки воды вырывали с корнем деревья. В Виноградном переулке под одним из домов обрушились мины (мелкие горные выработки по добыче известняка), в результате чего дом начал оседать под землю.

На пивоваренном заводе Енни ливнем разрушилась стена, через которую стремительные потоки воды унесли громадное количество пивных бочек (по крайней мере, со слов работников завода утерянных бочек было много).

Что интересно, на ливне хорошо заработали извозчики, которые за перевозку на Хаджибейский лиман в первые дни после ливня брали неслыханную плату (от 5 до 10 рублей).

Как утверждали сотрудники магнитно-метеорологической станции (нынешний Гирдометцентр Черного и Азовского морей) – профессор А.В. Клосовский и приват-доцент И.Я. Точидловский, за время ливня выпало 76,6 мм осадков на единицу площади. Как оказалось, это был не самый сильный ливень в Одессе 19 века. 28 сентября 1877 года во время ливня выпало 78,7 мм осадков на единицу площади.