Одесский оперный театр: история, реставрация и символика главного театра города «фото»

Одесский оперный театр: история, реставрация и символика главного театра города

1 октября 1887 года свои двери для посетителей открыл Одесский оперный театр. Тогда он именовался городским театром и стал одним из самых дорогих проектов своего времени. Общая смета составила 1 млн 300 тысяч рублей.

Об истории самого знаменитого одесского театра для читателей  Украинской Службы Информации расскажет журналист и краевед Станислав Кинка.

Немного предыстории: холодный, но престижный старый театр

В период «ришельевской Одессы» в городе происходили многочисленные изменения: строились церкви и портовые сооружения, дома, склады. И театр.

В 1809 году завершилось строительство первого одесского театра. Он располагался примерно в том же месте, где находится нынешний Оперный театр, и был выполнен в строгом классическом стиле. Его неоднократно перестраивали, последний раз – всего за год до уничтожения огнем.

Первый городской театр, 1840-е гг.

Зал старого театра был рассчитан на 800 человек и не отапливался в зимний сезон. Зрители сидели в зале в одежде, часто в прекрасных и дорогих шубах, а актеры грелись у чанов с горящим спиртом за кулисами.

В конечном счете, именно из-за пожара театр и погиб. В январскую ночь 1873 года из-за неисправного газового осветительного рожка возникло возгорание. Театр остался в виде обожженных стен, сценические костюмы погибли в огне. Таким образом, Одесса почти на полтора десятилетия осталась без театра.

Опера, безусловно, была одним из самых важных достоинств молодой Одессы.

… здесь имелась итальянская опера, хорошие рестораны, казино; сюда исправно доходили западноевропейские газеты и книжные новинки; здесь было много образованных и любезных семейств иностранных и полуиностранных купцов, — так описывал Одессу пушкинских времен Петр Губер в своей книге, посвященной романтическим отношениям поэта (1923).

Путь к новому театру

Общеизвестно, что проект Одесского оперного театра был предложен архитектурным ателье Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера. Возникший в 1873 году творческий союз австрийского и немецкого архитекторов стал чрезвычайно успешным. Их авторству принадлежало порядка двух сотен зданий по всей Европе, из них 48 театров, в том числе Одесский и Черновицкий. Пик строительства пришелся на 1880-1890-е гг.

Оперный театр, 1889 г.

Ателье отличалось высоким качеством работ, а также использованием новаторских подходов в сфере безопасности и технологий: в частности, в 1881-1882 гг. был построен первый в Европе театр с электрическим освещением (городской театр в городе Брно, Чехия).

Оперный театр, конец XIX — нач. XX вв.

После трагедии в венском Рингтеатре (Ringtheater), которая унесла жизни более 380 человек, были существенно пересмотрены стандарты безопасности и предприняты масштабные противопожарные меры. Неисправность газовых фонарей привела к утечке газа и его последующему взрыву, который закончился катастрофическим пожаром. Часть зрителей не смогла покинуть зал, так как двери открывались только вовнутрь.

После этого пожара в Австро-Венгрии стало обязательным устанавливать железный занавес, который бы в случае пожара отсекал зрительскую часть от сцены.

Вход в театр, парадная лестница

В Одесском оперном театре было спроектировано 23 выхода, которые позволяли более чем полутора тысячам зрителей покинуть зрительный зал за считанные минуты.

Первоначальный проект одесского театра должен был уложиться в 990 тысяч рублей, но дополнительные траты увеличили смету до огромной, по тем временам, суммы в 1 млн 300 тысяч рублей.

Что касается сроков, то театр построили без одного дня за три года, и уже осенью 1887 года одесситы смогли насладиться великолепным интерьером и собственно постановками в театре.

Надзор за строительством осуществляли как местные архитекторы (Александр Бернардацци, Феликс Гонсиоровский и Юрий Дмитренко), так и австрийские, в частности, Донат Цифферер (Donat Zifferer).

Интерьер городского театра

Фасады городского театра производят на обозревателя впечатление. Зрительный зал театра отличается роскошью и красотой. По стилю убранство зрительного зала напоминает стиль Людовика XIV. Замечательно приятное впечатление производит потолок, украшенный четырьмя большими картинами венского художника Лефлера, изображающими сцены из «Гамлета», «Зимней сказки», «Сна в летнюю ночь» и «Что вам угодно» Шекспира, — читаем в путеводителе по Одессе Сандомирского (1901).

Билет в городской театр, первое представление 1 октября 1887 г. Из фондов ОИКМ

Цены на представления в Оперном театре были весьма велики. Самые дешевые билеты (боковые галереи второго ряда) стоили 15-20 копеек, самые лучшие места в партере – 4–5 рублей, а стоимость ложи доходила до 18 рублей (сумма, сравнимая с месячной зарплатой квалицированного рабочего!).

Парадный ход оперного театра

Войны, пожары и советская власть

Театр благополучно (насколько это можно себе представить) пережил Первую мировою и Гражданскую войны. Но уже в мирном 1925 году он снова горел. Пострадала сцена и само здание.

В то время, на волне тотального отрицания всего «буржуазного», велась полемика относительно нужности его восстановления. Часть радикально настроенных большевиков выступала за снос театра. Но он выстоял, во многом благодаря вмешательству народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского.

Оперный театр, 1920 г. Рисунок Моисея Синявера.

В 1920-1930-е годы Одесский оперный театр носил название «им. Луначарского». Если обратиться к путеводителю «Черное море» (1936), то в описании Одессы можно прочитать следующее:

Помимо скверов, парков, огромного порта, Одесса располагает рядом достопримечательностей высокой культурной ценности. К числу их, в первую очередь, принадлежит знаменитый одесский оперный театр им. Луначарского на Ласточкиной улице (бывш. Ланжероновской).

В конечном счете, после вмешательства наркома, театр быстро восстановили, он сохранил свою функцию, а на фасаде появилась отметка «ARDEBA» («Горел» — в переводе с латинского языка).

В 1920-е гг. там была модернизирована система кондиционирования воздуха: вместо ям для льда были установлены холодильные компрессоры и кондиционеры. Но даже сейчас в партере можно увидеть детали первой системы кондиционирования театра.

 Фронтон театра

Следующее испытание было связано со Второй мировой войной. Театр уцелел во время обороны Одессы в 1941 году и оказался почти невредим во время операции по освобождению города в апреле 1944-го.

Вид на Оперный театр сверху, время Второй мировой войны

Стекло и сваи: как укрепляли фундамент оперного

Уже в самом начале XX века были сделаны неутешительные наблюдения: в фундаменте театра были замечены первые разломы. Через несколько лет проблему осадки конструкции здания описали в журнале «Зодчий». В дальнейшем неоднократно фиксировали трещины внутри коридоров и залов театра.

Вид на оперный театр по ул. Ришельевской, 1960-е гг., справа ряд экскурсионных автобусов

Серьезные меры были предприняты только в 1950-е. Тогда пытались справиться так называемым «жидким стеклом», которое закачивали в специальные скважины. Всего использовали ок. 6 млн литров этого материала.

Полная реставрация театра была предпринята в 1965-1967 гг., но и это не дало должного эффекта, Оперный по-прежнему «плыл» из-за того, что был построен на осадочных породах.

Последняя масштабная реконструкция была предпринята в 1990-2000-е годы. Здание находилось в катастрофическом состоянии. Были серьезные финансовые проблемы. Тем не менее, к 2007 году фундамент был укреплен с применением порядка 1 800 свай.

Символика театра

Главный фасад театра, выходящий на ул. Ришельевскую / Ланжероновскую, украшен многочисленными скульптурами; там же можно увидеть дату строительства театра и информацию о дате реконструкции.

Главный фасад театра

В 1925 году пожар в этом театре уничтожил всю сцену и склад декораций… Театр вскоре был заново отремонтирован с применением последних технических усовершенствований. Пострадавшие от пожара скульптурные и лепные украшения были реставрированы, а фронтон театра — заново расписан, — читаем в путеводителе по Одессе (1936).

На самом верху можно увидеть скачущую музу трагедии Мельпомену. Ее квадрига запряжена пантерами. Ее атрибуты – маска и факел (символы трагедии и вечного огня искусства соответственно).

Мельпомена на квадриге и Терпсихора, обучающая танцу

Справа от фронтона с датой строительства и реконструкции – муза танца Терпсихора обучает девушку своему ремеслу. Левая фигура на том же уровне изображает певца Орфея, который играет для Кентавра на лире.

На фасаде портика находятся две Славы с венками в руках.

Парадный вход в театр, хорошо видны две Славы

Правосторонняя скульптура Славы

Символы трагедии и комедии в виде скульптур находятся и на нижнем уровне, при самом входе в здание. Слева — Федра, которая оплакивает умершего Ипполита. В правой руке у нее кубок, из которого она выпила яд. Сюжет взят из трагедии Еврипида «Ипполит» (V в. до н.э.). Классический перевод этой трагедии был сделан знатоком античных языков, Иннокентием Анненским.

Скульптура, изображающая трагедию Еврипида «Ипполит»

Справа — можно увидеть амуров с птичьими масками и птицу. Это отсылка к комедии Аристофана «Птицы» (V в. до н.э.).

Скульптура, изображающая комедию Аристофана «Птицы».

Также на фасаде Оперного театра можно увидеть большое число амуров (иногда с масками) и четыре бюста: Александра Грибоедова (драма), Александра Пушкина (поэзия), Николая Гоголя (комедия) и Михаила Глинки (музыка).

Детали скульптурного оформления оперного театра

Все современные фото – автора

Ранее на USIonline.comОдесский оперный заказывает пульты для управления звуком и светом на 3,4 миллиона.

Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Youtube.