Должен ли Александр Ройтбурд руководить Одесским художественным музеем? «фото»

Должен ли Александр Ройтбурд руководить Одесским художественным музеем?

В среду, 14 марта, депутаты Одесского облсовета не утвердили художника Александра Ройтбурда в должности директора Одесского художественного музея. Конкурс на эту должность художник выиграл в декабре 2017 года, но по закону его кандидатуру должны были утвердить депутаты. Противники назначения Ройтбурда утверждают, что он не обладает необходимыми моральными качествами, а его защитники уверяют, что управленческий талант художника позволит преобразить музей и сделать его привлекательным для туристов.  Так, после провального голосования, некоторые деятели искусства призвали вмешаться в ситуацию председателя Одесской ОГА Максима Степанова, и попросили его назначить Ройтбурда временно исполняющим обязанности директора музея.  

Корреспондент Украинской Службы Информации пообщался с депутатом Одесского облсовета Александром Остапенко, а также узнал мнение председателя Одесской областной организации Национального союза художников Украины Анатолия Горбенко о том, кто должен руководить Одесским художественным музеем, и какие изменения должны там произойти с приходом нового директора.

На Ваш взгляд, может ли Александр Ройтбурд руководить Одесским художественным музеем?

Александр Остапенко:

Конечно же, может, и по многим причинам. Во-первых, был проведен открытый конкурс и там принимали участие несколько человек. В конкурсе объективно победил именно Александр Ройтбурд. Его программу продвижения музея признали лучшей. Во-вторых — он успешный менеджер. Я не говорю о нем, как о художнике, потому что должность директора музея в первую очередь административная. Александр является автором и реализатором многих успешных проектов. Это говорит о том, что у него есть все данные для того, чтобы вывести Одесский художественный музей из того постоянного застоя, в котором он находится. В-третьих, Ройтбурд действительно художник. Можно любить или не любить его творчество, принимать или не принимать, но главная задача художника — это вызывать эмоции. А он это делать умеет. Он умеет зацепить людей. Это означает, что в этот музей в конечном итоге будут ходить люди, что очень важно и для развития города в целом, и для развития туристической отрасли, культурного туризма.

Анатолий Горбенко:

Ройтбурд не любит Одессу, говорит, что “чихать хотел на Союз художников”, утверждает, что в Одессе вообще нет художников, что работы в Одесском художественном музее не представляют художественной ценности, а Костанди, выдающийся представитель южнорусской школы — “мелкий художник”. Человек, который утверждает подобные вещи, не может руководить Одесским художественным музеем. Мало того, я не могу понять, как так получилось, что председателя Одесского союза художников не было в составе конкурсной комиссии?

Не может руководить музеем человек, который заявил, что будучи директором, он все разрушит, поломает, будет продавать картины, и расширять выставочные площади. Бред. Программа, которую Ройтбурд презентовал во время конкурса — это миф. Мало того, у него нет никакого стажа работы в музее, а это очень специфическая сфера. Все 35 народных и заслуженных художников Украины из Одессы подписали обращение против кандидатуры Ройтбурда. Отправили это обращение президенту, в министерство культуры, Максиму Степанову, Анатолию Урбанскому. Назначение Ройтбурда было бы насмешкой над музеем и над Одессой.

Важно ли, чтобы музеем руководил человек творческой профессии, или достаточно, чтобы руководителем был грамотный управленец?

Александр Остапенко:

Это достаточно специфичная сфера. И для того, чтобы ею руководить, не любой менеджер подойдет. А в Александре Ройтбурде, как мне кажется, сочетаются две важных составляющих для этой должности. Он понимает, что такое искусство, современное искусство, а также доказал, что он успешный менеджер именно в этой сфере.

Анатолий Горбенко:

Музеем должен руководить только специалист, который понимает музейную работу. Он должен разработать интересную и доступную программу, которая направлена на увеличение посещаемости. Музеем руководил порядочный, хороший и добросовестный человек — Виталий Абрамов. А в смене руководства заинтересованы те люди, которые хотят просто разграбить этот музей.

Какими качествами должен обладать руководитель Одесского художественного музея, и, на Ваш взгляд, есть ли эти качества у Александра Ройтбурда?

Александр Остапенко:

В нынешней ситуации главные качества менеджера — это сочетание зашкаливающей креативности и понимание целесообразности своих идей. В этом смысле, как мне кажется, у Ройтбурда есть и то, и другое. Он одновременно и креативен, и адекватен.

Анатолий Горбенко:

У Александра Ройтбурда нет никаких качеств, которые необходимы руководителю Одесского художественного музея. В первую очередь ему не хватает человечности. Если бы он был нормальный и адекватный человек, умел бы строить с коллегами нормальные отношения, то и не возникало бы никаких вопросов. А пока я могу сказать, что это — непредсказуемый человек. Мы, одесские художники, его просто боимся.

Какие изменения должны произойти в музее с приходом нового директора?

Александр Остапенко:

Я сужу, как обычный посетитель, человек. Я бывал в музеях современного искусства, в художественных музеях, и понимаю, что сегодня состояние нашего музея ужасное. Сегодня ведь наблюдается крах не только художественного музея. Посмотрите, что происходит в музее морского флота…

Тут очень важно сочетать новое и классическое. Важно включать какие-то интерактивные схемы, использовать современную компьютерную технику, внедрять современные технологии. И, как раз, это Александр Ройтбурд умеет делать.

Анатолий Горбенко:

Всегда культура была на дотации у государства. Изменения должны быть, но они возможны лишь в том случае, если директор будет добиваться для музея материальной поддержки от государства. Кроме того, хотя бы часть денег от посещений надо направлять на ремонт. Новый руководитель просто должен выбивать больше финансирования, привлекать волонтеров, благодетелей, доброжелателей, искать спонсоров.

Должны ли депутаты облсовета решать судьбу таких должностей, как директор музея?

Александр Остапенко:

Я не берусь судить, то ли это противоречие, то ли это недоработки в правовом поле. Суть в том, что ст. 43 Закона Украины “О местном самоуправлении” дает местным советам в отношении коммунальных учреждений исключительное право назначать руководителей. А орган государственной власти в лице ОГА должен проводить конкурс и заключать контракт. Чтобы пресечь всякие возможности политических манипуляций в образовании и культуре, я бы не хотел, чтобы советы таким правом обладали. Есть конкурсная комиссия, в состав которой входят профессиональные люди, и которая должна решать этот вопрос. Выбрали лучшего, заключили контракт, пусть человек работает. Если он нарушил контракт, не выполнил какие-то обязательства — расторгли контракт, объявили конкурс, выбрали победителя и заключили новый. А когда люди, познание в искусстве которых ограничивается двумя посещениями Эрмитажа в юности, вдруг принимают решение, годится ли выдающийся художник на должность директора музея, это неправильно.

Анатолий Горбенко:

Никогда такого не было. Никогда. Решать такие вопросы должно областное управление культуры. Сейчас же создали такой ажиотаж, будто премьер-министра назначают. Народные депутаты даже вмешиваются в эту ситуацию — просто смешно. Все, человек не прошел, надо принять это.

Как сообщала USIonline.com, известного художника Александра Ройтбурда не выбрали директором музея.

Читайте нас в Telegram.