“Здесь я впервые это попробовал и мне понравилось”, – интервью стрит-арт художника Дениса Пащенко
Вы, наверное, не раз замечали на стенах города странные рисунки в виде кубов с различными изображениями. Начиная от мема с Михаилом Шуфутинским и заканчивая посвященной лесным пожарам спичке на фоне елок. Все они нарисованы одним человеком.
Корреспондент Украинской Службы Информации Кирилл Овсяный пообщался с Денисом @SDGGRSSVART Пащенко о его работах, их смысле и о том почему иногда они исчезают с улиц.
Денис Пащенко – стрит-арт художник, который приехал в Одессу около 3 лет назад. Тут он впервые занялся рисованием на стенах, и его работы почти сразу стали небольшой местной достопримечательностью. Их часто фотографируют, а еще чаще – фотографируются на их фоне.
Почему такой странный ник-псевдоним @SDGGRSSVART? Что это значит?
Была группа – она уже распалась, – которая мне очень нравилась, и все им приписывали стиль и жанр музыки New Metal. Хотя они сами говорили, что это не он, и у них нет конкретного жанра. Потом они придумали свой собственный жанр и назвали его Sad Aggressive (грустно-агрессивный). И действительно, у них были тексты про социальное, про депрессию, про самокопание… Музыка действительно тяжелая, и так как она мне нравилась, я использовал везде эти “ники”. На почте, Вконтакте и где только возможно было, – Sad Aggressive. Потом время прошло, и не хотелось, чтобы все думали, что я агрессивный – убрал все гласные и в конце конечно же “art” (искусство, – прим. ред.).
Кем ты работаешь в обычной жизни? Как пришел к стрит-арту?
Я – бариста. Работаю за баром уже года 4 или 5. Я со школы немного рисовал. Моя девушка много рисовала и заканчивала художественную школу. Когда мы переехали сюда, я подумал: почему бы не попробовать “выйти на стены”, почему вот это все есть (показывает на так называемые теги, – прим. ред.), а я сижу дома, сложил руки и ничего не делаю. Здесь я впервые это попробовал и мне понравилось. Необычное ощущение, как будто ты делаешь что-то запретное. Первые полчаса, когда начинаешь – внутри такая приятная дрожь, адреналин. Класс – прикольное ощущение.
Ты приехал в Одессу из другого города?
Из Харькова, да. Переехал 3 года назад. Честно говоря, до сих пор не могу привыкнуть, может просто не мой город. Темп мне нравится, все так размерено и спокойно, но в целом мне Харьков ближе, потому что я там прожил около 10 лет. Он более молодежный, более движевый и там куча штук, связанных с искусством, музыкой, постоянно концерты и ивенты. В Одессе этого мало, и мало интересных событий, как будто это тут никому не нужно. Очень грущу по Харькову, и думаю, что когда-нибудь туда вернусь. Но там я еще не рисовал.
Твоя работа “Шуфутинский” несет какой-то смысл или это просто мем?
Эта работа действительно мем, все это знают, и это уже классика. Я ходил, думал, что прикольно было бы вынести и изобразить этот мем на стене. Каждый год, еще до 3 сентября, за неделю начинают форсить везде эти мемы по сети. Вспоминаешь, и хочется нарисовать.
В других твоих работах просматривается более глубокие смыслы. Что ты в них вкладываешь и хочешь ли, чтобы люди вкладывали в них что-то свое?
На самом деле, по-разному бывает. Это просто изображения, которые не несут в себе какой-то смысловой нагрузки, и это просто образ, который появился в голове “о, хочу это нарисовать!”. Иногда ты просто реагируешь на какие-то события, которые происходят, осмысливаешь их, хочешь сказать по этом у поводу.
Что символизирует этот рисунок “Противогазы”, и не боишься ли ты, что его будут воспринимать как-то неправильно?
Этот рисунок я сделал, кажется, в марте. Как раз в тот момент, когда начиналась вся эта ситуация с пандемией, с COVID. В голове возник такой образ, и как-то так. И да, с этим связана такая история, что когда я рисовал, мимо проходил не совсем трезвый мужчина и спрашивал, зачем я рисую противогазы, говорил что я пугаю людей и людям это не нравится. Я ему ответил, что это не для этого и очевидно, что это не про войну и я ни к чему не призываю. Это же просто противогазы.
Были ли проблемы с полицией?
Да, как раз с вот этой работой (показывает на “Противогазы”, – прим. ред.). Только с одной. Когда “Елки” рисовал, они на велосипедах проезжали, остановились, посмотрели, но там много других граффити, и уехали. А здесь, как раз из-за вот этого мужчины, который подошел, и начал предъявлять претензии и начал меня дергать. Я его попросил убрать руки и пригрозил вызвать полицию, а он сказал, что сам вызовет. Я думал он просто пытается меня напугать, но через минут 15 подошел патруль. Я уже заканчивал. Они спросили, что я тут рисую, я попросил дорисовать, они подождали. Со мной был товарищ, который меня развлекал, пока я рисовал, и потом еще подруга подошла.
И вот стоит 4 полицейских, а я стою и думаю “вот это я прям преступник”. Но никакого штрафа в итоге, ничего. Все улеглось
Много времени уходит на твои работы?
У меня да. У меня пока уровень навыка не особо высокий, и я в какой-то степени слишком заморачиваюсь. Вывожу все линии, пытаюсь сделать максимально ровно и в целом слишком долго “вылизываю” это все. Потому уходит много времени – от 3 до 5 часов. Стою и рисую. Обычно я приезжаю ночью и закатываю белую подложку, она сохнет, а утром я начинаю рисовать. Ночью рисовать неудобно из-за освещения и других факторов. Рисую днем.
Во сколько обходятся твои работы?
Очень дешево, на самом деле. Я работаю водоэмульсионной краской. Просто покупаю ведро белой краски в пределах 300 гривен, покупаю колеры, вывожу нужный цвет. Колеры тоже в приделах 40 гривен – очень дешево. В отличие от ребят, которые работают баллонами. Там очень дорогое удовольствие. Вы же понимаете: для такого кусочка мне нужно краски, условно, пол литра.
Предлагали уже рисовать за деньги?
Да, было пару моментов. Писали в инстаграме из какого-то онлайн-ресторана, но я не сделал, так как мне не выслали задание. Мы вроде общались, и я назвал цену достаточно низкую, но ТЗ так и не прислали. Бывало, когда люди, которые просто хотели рисунки у себя дома, брали контакты и я в целом мог бы что-то нарисовать, но это тоже ничем не заканчивалось. Писали как-то из барбершопа, где нужно было переделать рисунок карандашом на стене. Тут я не взялся, потому что материалы и мой относительно небольшой навык не позволили бы сделать эту работу хорошо и качественно.
Как выбираешь места, в которых будешь рисовать?
Иногда оно само попадается. Проходишь и видишь на этом месте какую-то работу. Иногда, катаясь по городу на велосипеде, специально высматриваю нужную локацию. На самом деле, таких мест много, но уже есть свои сложности выбора места. Когда смотришь на здание, то каждое второе – это либо памятник архитектуры, либо какое-то госучреждение. И понимаешь – “было бы клево, но тут нельзя”.
Как ты относишься к тому, что кто-то зарисовывает или заклеивает твои рисунки?
Ну, это прикольно, это взаимодействие, и ты всегда понимаешь, что когда рисуешь на улице – должен быть готов к таким штукам: что ее могут завтра же испортить, закрасить-перекрасить или тегов наставить. Это нормально, и я не считаю, что нужно расстраиваться по этому поводу.
Осталось всего около половины твоих рисунков, и они регулярно исчезают. Это не нравится властям или местным жителям?
Я не знаю. Скорее всего, это больше связано с работой коммунальных служб. Ребята просто делают свою работу и восстанавливают лицо города, а мы, “вандалы”, его портим. В большинстве случаев это именно они закрашивают, потому что по идее этого не должно быть на стенах города. Это случилось и с “Пешкой” на мосту на Бунина. Там просто заново все закрасили и возобновили.
Работникам и посетителям Книжки нравится твое творчество?
Да, я часто замечаю, как обсуждают работу, вижу как люди просто подходят, фотографируются и делают селфи. Это приятно.
Ждать ли нам появления новых твоих работ и, может, ты уже знаешь, где они будут?
Да, безусловно, будут. Уже есть идея, но я ее еще нужно набросать на бумаге. Еще не знаю где, тоже нужно выбрать место. Я сейчас много времени потерял, пока восстанавливался после травмы, месяца полтора потерял. Думаю, я наверстаю.
Ранее на USIonline.com – “Что вы делаете в каждом своем дне, чтобы не быть изнасилованными”, – Таша Зведенюк о сексизме.