Потери и приобретения: культурные итоги года в Одессе «фото»

Потери и приобретения: культурные итоги года в Одессе

За год в Одессе произошло множество важных, интересных и даже исторических событий в мире культуры. В 2021 году из жизни ушел директор Худмузея Александр Ройтбурд, но у ОХМ были не только потери, но и приобретения – он стал национальным. Несмотря на пандемию, на Одесский кинофестиваль съехались звездные гости со всех уголков страны и даже мира. А еще Зеленый театр окончательно отвоевали у застройщиков, выкупив строения с правом аренды земли на 30 лет за 3 млн долларов. Масштабные выставки, премьеры спектаклей, новые правила посещения из-за COVID-19, донорство под живую музыку и не только – и все это лишь за 365 дней.

Украинская Служба Информации подвела итоги культурных событий 2021 года.

Начнем с того, что культура, как ни крути, тесно связана с политикой, и потому в контексте Одессы говорить об этом важно и необходимо. Простой пример этого года – реставрация Художественного музея, Музея западного и восточного искусства и филармонии запланированы в рамках программы «Большая реставрация». Это в свою очередь значит, что финансировать восстановление памятников архитектуры будут, в том числе, и за счет госбюджета. Точные суммы  пока не озвучены, однако, по предварительной оценке, только на Музей западного и восточного искусства необходимо 86 млн грн.

Одесский художественный музей

 

Музей западного и восточного искусства

 

Одесская государственная филармония

 

Нелегким год выдался для Одесского (уже национального) художественного музея. Так, 8 августа после длительной болезни из жизни ушел украинский художник и директор ОХМ Александр Ройтбурд. Ему было 59 лет.

Временно исполнять обязанности главы ОХМ стала депутат Одесского горсовета Александра Ковальчук, которая до этого была заместителем Ройтбурда.

В сентябре стало известно, что Министерство культуры отказало музею в предоставлении статуса национального, однако спустя пару часов после оглашения новости Минкульт «прокомментировал» ситуацию и объяснил, что над этим вопросом работают. И уже в середине октября был опубликован указ президента – ОХМ стал национальным, к тому же глава государства поручил облгосадминистрации и облсовету проработать вопрос о присвоении музею имени Александра Ройтбурда.

Помимо этого, еще одним большим достижением стала обновленная экспозиция на втором этаже музея.

На реэкспозицию ушло около 9 месяцев, чтобы гости ОХМ могли увидеть более 350 работ, многие из которых ранее никогда не показывали. И главное: теперь это единственный в Украине музей , где представлена непрерывная история искусства от XVI века до наших дней.

Летом 2021 года грандиозно вернулся из онлайна и ОМКФ. В день открытия по красной дорожке прошлись мэтры кино и знаменитости, среди них: режиссер Олег Сенцов, певец Иван Дорн, певица Ольга Полякова, кинопродюсер Владимир Филиппов, телеведущая Янина Соколова, приглашенные в Украину гости — двукратный номинант на «Золотой глобус» и премию BAFTA Даниэль Брюль, кинопродюсер Мальте Грунерт и другие.

Главред УСИ, певица и поэтесса Татьяна Милимко

Ресторатор Савелий Либкин

Певица Ольга Полякова

Телеведущая Янина Соколова

В последний день кинофестиваля на церемонии закрытия вручали награды. Лучшим полнометражным фильмом ОМКФ в 2021 году стал «Стоп Земля» Катерины Горностай.

Интересно, что из городского бюджета на проведение кинофестиваля выделили 2,5 млн гривен.

Еще одной победой этого года может похвастаться Зеленый театр, судьба которого каждый год до этого была под вопросом. Меценат пространства Егор Гребенников, совладелец частного порта «Трансинвестсервис» (ТИС), обрел права на территорию. Еще в 2015 году бизнесмен инициировал реконструкцию Зеленого театра, а уже в 2021-м выкупил строения, расположенные на земельном участке, с правом аренды до 2052 года. За это предприниматель официально заплатил 3 млн долларов в гривневом эквиваленте.

В Зеленом театре ежегодно проходят кинопоказы, концерты, масштабный “Гешефт”, мастер-классы и выставки. Однако теперь за следующий сезон можно не бояться, он точно состоится.

Музей современного искусства Одессы также не обошли перемены – пожалуй, самым громким событием года стал переезд. Уже с 1 декабря музей на улице Леонтовича, 5 закрылся, стало известно, что МСИО переедет на Французский бульвар, 36 – это здание бывшего Одесского завода шампанских вин.

Интересно, что еще в апреле этого года галерист, коллекционер и арт-менеджер Марат Гельман сообщил, что масштабный центр современного искусства «Одесский дом художника» появится именно на территории бывшего предприятия.

И хотя открытие международного арт-проекта планировали на 2021 год, видимо, пандемия внесла свои коррективы. К слову, в проекте непосредственно принимают участие меценат, создатель МСИО Вадим Мороховский и директор МСИО Семен Кантор.

Но пространство может похвастаться не только этим: именно в прошлом году МСИО стал первым в Украине музеем, чья коллекция разместилась на блокчейне (работы перевели цифровой формат NFT токенов). Здесь же стартовал фестиваль «Немые ночи».

Одесский театр оперы и балета по традиции провел «Бархатный сезон», в рамках которого состоялся масштабный open-air балет, а еще одним «ноу-хау» фестиваля стало сотрудничество с Национальным филармоническим оркестром под руководством Народного артиста Украины Хобарта Эрла.

Нельзя не упомянуть и скандал, который разгорелся вокруг уже бывшего главного режиссера – Евгения Лавренчука. Он заявил, что подвергся нападению и избиению, поскольку захотел участвовать в конкурсе на должность художественного руководителя – директора Оперного. В театре на это дали свой ответ, тогда стало известно, что за 3 года Евгений Лавренчук поставил только один спектакль La Traviata, не закончив его должным образом. Кроме того, режиссер конфликтовал с исполнителями, нецензурно выражаясь и оскорбляя их. Помимо этого, Евгений создал Благотворительный фонд Одесской национальной оперы, от имени которого подал заявку и получил от Украинского культурного фонда гранты в сумме более 700 тыс. грн для реализации проекта «Украинский инклюзивный хор и оркестр», который также не осуществил. Из-за этого фонд подал в суд.

В итоге конфликт дошел до Министерства культуры Украины и даже вышел за пределы государства, так как о ситуации начали писать в СМИ, а коллектив театра выразил свое недоверие Лавренчуку.

Еще одно масштабное событие 2021 года – VII Международный музыкальный фестиваль Odessa Classics. Опен-эйр традиционно прошел с участием Национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко. Солистом оркестра является известный всему миру одесский пианист, Народный артист Украины и гендиректор фестиваля Алексей Ботвинов. Потемкинскую лестницу в этот день заполонили тысячи одесситов и гостей города.

К слову, на проведение Odessa Classics из бюджета Одессы выделили более 5 млн грн.

Большие перемены произошли и в Украинском театре. В этом году на реставрацию здания выделили еще 33 млн грн. Часть денег поступила из Фонда регионального развития, другая — из областного бюджета. Однако основные средства на ремонт выделялись в рамках президентской программы «Большое строительство–2021». Работы удалось завершить к 30-летию независимости Украины.

На сцене театра в этом году состоялись премьеры. Так, под руководством главного режиссера Максима Голенко поставили «Собачье сердце» по Булгакову, а режиссер Павел Ивлюшкин завершил сезон фееричным спектаклем «Обреченные танцевать».

Детали рождения спектакля УСИ узнавала, пообщавшись с режиссером, актерами и автором музыкального оформления спектакля.

Нельзя не упомянуть и фестиваль театров «Молоко», который стартовал летом в театре музкомедии. С основателем Михаилом Журавлем мы детально обсудили и подготовку, и то, как проходит отбор спектаклей на фестиваль, и насколько вообще важно искусство в нашей жизни.

Михаил Журавель

 

На фестивале выступила и вокально-театральная студия «Голос Джельсомино» из Одессы, которая представила спектакль «Золотой полдень» по произведению Анджея Сапковского.

А уже в сентябре Ровенский областной академический драматический театр привез в Одессу спектакль «Калека с острова Инишмаан», который еще в 2016 году получил гран-при фестиваля театров «Молоко». Тогда нам удалось пообщаться с директором театра из Ровно Владимиром Петривым, с которым обсудили и то, как к какому актеру необходимо искать подход, и то, что в каждом городе разный зритель, и, конечно, поговорили о субъективности восприятия.

В завершение хотелось бы отметить и знаковое с исторической точки зрения событие для Одессы. Впервые в нашем городе можно было увидеть иммерсивную выставку под названием «Імерсивний світ Тараса Шевченка», которая открылась на Одесской киностудии. Продюсером стал Валерий Костюк, который в 10 лет переехал с родителями из Одессы в Торонто. Нам удалось пообщаться с ним, чтобы узнать все детали и почему продюсер захотел все же осуществить проект на родине.
Такие выставки популярны и широко известны по всему миру, и хотелось бы, чтобы и у нас такой вид искусства также развивался.

Помимо масштабных культурных событий в Одессе происходило безумное количество выставок, концертов, локальных выступлений, уютных квартирников и вечеров, которые мы освещаем в проекте «Ивенты в большом городе». И помните: культура – это не только об искусстве, но и о социуме в целом!

Ранее на USIonline.comБутылка Руссова и депутатская конспирология: топ-5 курьезов 2021 года.

Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Youtube.