Организатор “Fan Expo” Константин Реус: самое важное в жизни любого человека – это самореализация
Косплей – популярное во всем мире движение, объединяющее сотни тысяч поклонников фантастических фильмов, книг, аниме, сериалов, комиксов и игр, которые куют, шьют и собирают из подручных материалов костюмы своих полюбившихся героев. Одесса – один из главных украинских форпостов косплея, у нас первые фанатские сходки начались еще 10 лет назад и сейчас выросли в крупные выставки с тысячами посетителей.
Корреспондент Украинской Службы Информации пообщался с организатором такого мероприятия – грядущего уже в ближайшие дни очередного “Fan Expo” Константином Реусом. Он рассказал об истории и нюансах движения, серьезной разнице между украинскими и заграничными выставками, а также о том, как сделать костюм своей мечты.
“Fan Expo – 2018″ – что это такое?
“Fan Expo” – это фестиваль современной поп-культуры, который посвящен увлечению фильмами, сериалами, играми, комиксами, мультиками, фантастикой и всем, чем в принципе увлекается молодежь. Фестиваль у нас в этом году проводится уже 5-й год уже, можно сказать – мини-годовщина. Он будет проходить в главном павильоне Одесского морвокзала 18-19 августа.
Вкратце, что вообще будет на фестивале. Особенностью нашего мероприятия является то, что оно костюмированное. То есть приходит множество посетителей и участников в различных костюмах киногероев, героев из мультфильмов, книжек и различных фантастических Вселенных. Они выступают на сцене, показывают себя, придумывают какие-то сценки, борются за призы.
В этом году мы сотрудничаем с испанским международным конкурсом, и победители “Fan Expo” поедут в Испанию за наш счет представлять Украину в международном конкурсе косплея.
Помимо косплея у нас достаточно большая программа: зона настольных игр, она будет представлена “Лигой настольных игр” и “Планетой игр” – это крупные одесские объединения настольщиков, помимо этого у нас будут PlayStation, VR-игры, зона ретро-консолей.
Сколько билетов уже продано на фестиваль и сколько людей у вас было в прошлом году?
Точно мне сейчас сказать сложно, потому что билеты продаются во многих точках. Но в прошлом году у нас было порядка 6 тысяч человек за два дня. В этом году, честно говоря, сказать что я рассчитываю на большее – я не могу так сказать, потому что у нас в Одессе нет хороших выставочных площадок, которые вмещают в себя большое количество людей. Но скорость продажи билетов сейчас быстрее, чем в прошлом году. То есть люди более активно хотят идти на мероприятие. Просто если мы продадим больше какого-то определенного количества, мы просто закроем продажи.
Сколько людей вообще участвуют в организации? Как правильно управлять таким количеством посетителей?
У нас иерархическая структура организаторов: 5 главных организаторов, которые отвечают за различные зоны, и 4 координатора, которые отвечают за разные аспекты. Например, координатор волонтеров управляет всеми волонтерами, раздает им задания, есть координатор сцены и так далее. Всегда много волонтеров, они активные, мы стараемся их всячески поощрять: кормим, поим, дарим футболки и другую сувенирку.
Что изменилось за 5 лет существования фестиваля? Какой вы прошли путь? На самом деле я вообще думал, что вы существуете дольше, потому что помню что еще в 2008-2009 годах были подобные фестивали во Дворце спорта. Являетесь ли вы их логичным продолжением?
Первые подобные мероприятия вообще сложно назвать фестивалями. Это была большая сходка, она проводилась как раз в 8-9 годах. Это было без какого-то фестивального помещения. Я свой первый фестиваль провел в 2011 году. Это был национальный фестиваль японской культуры, он существует до сих пор, но уже без меня. В 2014 году мы создали “Odessa Comic Con International”, мы его проводили во Дворце спорта, это было первое крупное мероприятие в принципе по Украине. Мы побили тогда все рекорды по посещаемости еще до киевского “Comic Con”, тогда его будущие организаторы приезжали к нам, знакомились и только планировали свое мероприятие в следующем году.
Мы прошли довольно большой путь и поняли много вещей, которые приходят с опытом. Больше всего продвинулись по программе, потому что мы потихоньку пытаемся вводить новые фишки, которые потом перенимают уже все остальные мероприятия. Мы их тоже перенимаем из-за рубежа, конечно же. Например – стендовая культура. То есть тематические стенды, когда не просто косплееры костюмы готовят, но когда ребята создают целую локацию с декорациями, каким-то интерактивом, по какой -то фантастической Вселенной. Мы это запустили в первый раз как раз 5 лет назад, потихоньку стараемся развивать. В этом году, что заметил, для меня это позитивный знак, что старые подобные мероприятия, которые существуют по Украине, начали перенимать этот конкурс и добавлять его в свою программу. Новые мероприятия, которые появляются, например “Comic Con Ukraine” тоже добавляют этот конкурс. Это в будущем поможет создавать качественные стенды для инициативных людей, которым это интересно.
Вообще стараемся добавлять что-то новенькое в программу. Когда появился VR, он сразу зашел, добавили стенды с разработчиками компьютерных игр, которые выставляют свои рабочие демки для широкой аудитории. Работаем с различными магазинами, стараемся ярмарку наполнять интересными товарами.
Почему вы сменили название? Вы же сначала тоже были “Comic Con“?
Дело в том, что название “Comic Con” не совсем характеризует наше мероприятие. “Коми Конов” в мире больше 40-ка. То, что говорят “официальные”, “не официальные” – это ерунда, потому что они связаны между собой. Есть “Комик Кон Малайзия”, есть “Комик Кон Индия” и так далее. Это просто общее название для мероприятий, как фестиваль.
Мы решили поменять, потому что у меня была такая ситуация в отзывах после “Комик Кона”, что пришли анимешники и сказали, что там были только комиксы. А потом следующий отзыв от любителей комиксов, что они пришли на фестиваль, и там было только аниме и никаких комиксов.
Понятие “Comic Con” требует немного другого – актеров, представителей индустрии. У нас, во-первых, как таковой индустрии практически нет. Называть это “Комик Коном” сложно, потому что у нас индустрии комиксов как таковой нет – она очень слабая. Есть парочка комиксов, которые выпускаются в Украине, но это просто капля в море по сравнению с масштабами за рубежом.
Во-вторых, у нас нет индустрии кинопроизводства. Поэтому люди когда слышат это название, они думают: “Ага, значит будут премьеры каких то фильмов, будут приглашенные знаменитые актеры, будут художники популярных комиксов”. А этого всего нет, частично потому что этого нет в Украине, а частично потому что если, например, привезти какую-то звезду из “Игры престолов”, нужен довольно большой бюджет, и чтобы хоть как-то отбить его, нужна хорошая большая выставочная площадка, которая вмещается в себя ну хотя бы 10 тысяч человек, а лучше и больше – 20-25 тысяч посетителей. Такие площадки есть в Киеве, но их нет в Одессе – и это печально. Пока в Одессе с этим ничего не поменяется, проводить какое-либо мероприятие с названием “Comic Con” здесь не логично.
Мы также поменяли название, потому что сменили место, сделали ребрендинг мероприятия, поменяли программу и решили что мы – фестиваль для фанатов. Это характеризует лучше посетителей. Это фанаты чего угодно – фильмов, сериалов, игр. Не только комиксов. Очень много фанатов аниме. Так сложилось, что в Украине культура аниме зародилась раньше и она намного больше чем культура поклонников комиксов.
Я читал отзывы о прошлогоднем “Fan Expо”, в которых представители старого поколения фанатов говорили, что они замечают, что с каждым годом возраст посетителей становится все младше. Больше всего ребят по 14, 15, 16 лет. Кто-то считает, что это хорошо, что молодежь подтягивается, кто-то считает, что взрослые люди относятся к движению серьезней. Как ты видишь, как организатор, как молодежь влияет на эту культуру?
Это действительно так, действительно больше приходит молодежи. Но старые участники не учитывают то, что они взрослеют. У многих появляются семьи и им уже не до мероприятий, у них появляются дети. Поиграть в “Fallout 2” в 28 лет уже времени меньше, чем в 15. Сезоны отпусков. Не у всех взрослых есть возможность приехать в августе. Те, кто живут в Одессе, не хотят оставаться в городе во время наплыва туристов, пытаются уехать. То есть очень много факторов.
Действительно детей много. Это связано и с индустрией. Лет 10 назад количество фильмов по “Марвелу” было в год пересчитать по пальцам одной руки. Новый “Человек-паук” выходил раз в 3 года – и хорошо. Сейчас их выпускается по 4-6 в год, и это фильмы ориентированы на детей. Поэтому больше детей подключается к этому увлечению. Старички – старичками, но дайте дорогу молодым.
Как дети влияют на общее состояние косплея?
Есть позитивные, есть негативные моменты. С одной стороны хорошо, когда дети занимаются чем-то интересным. Не курят в подворотне, а куда-то направляют свою энергию. Кто-то начинает рисовать, кто-то костюмы делает, кто-то просто приходит с родителями.
С другой стороны, я считаю, что немного у нас перебор с коммерческой составляющей. Детей приучают покупать. В этом нет ничего плохого. Сейчас так во всем мире, но когда крупные компании начинают ориентироваться, что их целевая аудитория это дети – это не очень хорошо. Я имею в виду производителей тех же фильмов и так далее. Потому что сейчас огромное количество товаров на эту тематику, и все такое красивенькое, цветастое, детям хочется покупать.
Я бы не хотел, чтобы уходили люди постарше, было бы здорово, чтобы нас посещали и те, и другие. С другой стороны, я понимаю, что у меня ограниченное количество места в помещении, и кто первый пришел, тот и победил.
Скажи, если кто-то из наших читателей после твоего интервью захочет влиться в движение, с чего нужно начинать, как себя вести? Есть ли какие-то неписанные правила косплейщика, чтобы не облажаться?
Я не советую использовать папье-маше, а все остальное допустимо. Мой совет – выбирайте не то, что красивое, блестящее или сложное, а то, что вам по душе. У меня есть парочка костюмов, которые я делал для себя, и они все до единого тех персонажей, которые мне лично нравились, из игр, в которые я лично играл, и аниме, которое смотрел.
Сейчас много косплейщиков делают костюмы, просто чтобы сделать, просто для количества. Они не чувствуют этого удовольствия. Для меня прикольно, когда ты читаешь десять книг по Вселенной “Забытое королевство” и потом делаешь костюм своего любимого персонажа оттуда.
Надо делать то, что нравится. В интернете полно гайдов, как делать костюмы из чего угодно. У нас даже есть шуточный конкурс “На косплей денег нет”. Если вы реально ограничены в ресурсах, можете зайти в альбом и посмеяться, как делают косплей из подручных средств и получаются отличные, харизматичные персонажи.
Сколько в среднем нужно потратить времени и денег, чтобы сделать адекватный костюм?
У меня нет приличных костюмов. Но вообще очень хорошие костюмы высокого качества делаются долго. Большинство делаются довольно быстро, самое главное – это не лениться и начать. Чем раньше начнешь это делать, тем быстрее все получится. Всегда самая большая проблема – это заставить себя. Как только ты сходил за тканью либо за какими-то материалами и сел это делать, все идет быстро, и за 2 недели реально склепать довольно неплохого уровня костюм, который будет презентабельно выглядеть.
Что популярно сейчас косплеить? Если какие-то тренды? Например, сейчас вышел новый “Дедпул” и будет 10 Дедпулов на выставке.
Это есть, они довольно быстропроходящие. Например, когда на PlayStation вышла “Nier: Automata”, по ней были тонны косплея, который потом быстро отошел, потому что все уже сделали такие костюмы и увлеклись чем-то новым. В свое время были популярны костюмы по Вселенной игр “Borderlands”, по “Naruto” и так далее. Но есть и темы, которые, скажем так, уже веками существуют. Например хороший костюм по “Звездным войнам” всегда ценится, в нем ты будешь выглядеть солидно. Но нужно всегда следить за новинками – играми, фильмами, сериалами и аниме – и искать себе новые образы.
Ты говорил, что у тебя есть костюмы. Какие?
У меня есть костюм жителя убежища из “Fallout”, есть костюм из хардкорной не детской аниме “Detroit Metal City”, был костюм темного мага Рейстлина из серии книг “Сага о копье”, есть костюм Линка из “Legend of Zelda”, был когда-то костюм Сокки из “Аватара” и еще парочка.
Последний вопрос – это больше о самокритике. Не задаешь ли ты себе невольно вопрос, что я вот взрослый человек, но чем я занимаюсь? Не кажется ли тебе такое хобби странным?
На самом деле до этого года я был адвокатом. То есть я адвокат и занимаюсь такими штуками – косплей, фестивали. Знаешь почему я закончил с адвокатурой? Потому что я понял, что заниматься фестивалями, костюмами интереснее. Там ты сидишь весь день с бумажками, такая работа взрослого человека, печатаешь на компьютере с 9 до 5 часов. А тут ты позволяешь себе самореализоваться. Мне это приносит радость, не смотря на то, сколько мне лет – 29 или 15. Самое важное в жизни любого человека – самореализовать себя. Я нашел это вот здесь и я научился на этом зарабатывать. Вот когда эти два момента совмещаются, то в принципе, я считаю, что человек достигает успеха.
Как сообщала USIonline.com, с каждым годом все тоньше становится грань между реальным миром и виртуальной реальностью видеоигр.
Читайте нас в Telegram.