Мила Мельничук: Как Украине выиграть в миграционном кризисе?
С начала ноября обострился кризис из-за мигрантов, которые через территорию Беларуси хотят попасть в страны ЕС. Люди прорываются через границу, применяя камни, слезоточивый газ, лазеры и стробоскопы. В пограничной службе Польши уверены, что ими мигрантов снабжают белорусы. По данным СНБО, кризис может зацепить Украину, поскольку на территории Беларуси находятся 16 тысяч беженцев. Эксперт международник Мила Мельничук считает, что интегрированность Украины в решение миграционного кризиса в ЕС позволит торговаться за интересные перспективы. Но смогут ли наши элиты не сдать национальные интересы и не превратить Украину в постоянную зону хаоса?
Крупнейшая фракция немецкого Бундестага предлагает привлечь Украину к решению проблемы беженцев на белорусско-польской границе. Речь идет о том, чтобы мигранты ждали в Украине рассмотрения их заявки в убежище в ЕС. С таким заявлением выступил эксперт по внешнеполитическим вопросам партии Нильс Шмид. Украина внезапно оказалась более выгодна для ЕС и более правовым государством, чем Польша, в которую инвестировали как никогда.
Безусловно, беженцы, это лишь разменная монета в геополитических играх Польши и Белоруссии. Негативные последствия, которых пытаются решить некоторые политики из Германии за счет Украины, при этом, не уведомив Украину по факту. Ведь никаких необходимых консультаций с Украиной, финансирования инфраструктуры, строительства лагерей для беженцев – таких программ не было. Предложения о привлечении Украины к решению миграционной проблемы в условиях немецкой политики по Северному Потоку, пандемии и вынужденной позиции Украины вести переговоры с Белоруссией по энергетике – все это ставит Украину в тяжелую позицию.
В августе Украина уже взяла на себя обязательства по размещению 5 000 афганских беженцев. Однако именно из-за позиции Польши и растущей эскалации, это предложение несколько другое. По сути, оно тесно связано с политикой Польши.
Я бы не хотела присоединяться к тем, кто относится к беженцам негативно. Есть очень успешные примеры, когда бывшие беженцы поднимают экономику Украины и очень дорожат этой страной, ее законодательством и культурой, способствуют притоку инвестиций.
Безусловно, плюс, то что ЕС подключает Украину и видит в ней форпост своей безопасности. Интегрированность Украины в решение миграционного кризиса в ЕС позволит торговаться за интересные перспективы. Но смогут ли наши элиты не сдать национальные интересы и не превратить Украину в постоянную зону хаоса?
Минус – это то, что затрагивает вопросы права и национальной безопасности, а так же отсутствие у власти видения стратегии миграционной политики.
С точки зрения международного права, предложение переместить беженцев в Украину – абсурдное и незаконное. Согласно Дублинской Конвенции Украина не является безопасной страной для мигрантов, так как сама в условиях войны имеет огромное количество переселенцев.
Более того, Украина должна решить проблему взаимоотношений ЕС и Польши.
Ранее парламент Польши проголосовал за изгнание нелегальных мигрантов. Нововведение позволяет польским властям оставлять без рассмотрения ходатайство об убежище. На данный момент Польша нарушает основной принцип “non-refoulement” (невысылки) – который является частью международного гуманитарного права, а также права Европейского Союза. Такое изменение будет полностью противоречить Женевской конвенции о статусе беженцев. Дело в том, что решение Польши, безусловно, нарушает статью 2 Дублинской Конвенции, согласно которой государства-члены вновь подтверждают свои обязательства в соответствии с Женевской конвенцией с поправками, внесенными Нью-Йоркским протоколом и статью 6 Дублинской Конвенции.
Украина же почему-то вдруг должна стать местом для рассмотрения данного ходатайства. Перед этим было решение Конституционного суда Польши о приоритете польских законов над европейскими, что просто не совместимо с принципами ЕС. Конституционный суд Польши уже принял одно резонансное решение по “европейскому вопросу”: он объявил, что польские суды не обязаны выполнять обеспечительные меры, налагаемые судом ЕС. Таким образом можно сказать, что миграционный вопрос – лишь часть политики Польши, где задачей является бросить вызов Брюсселю как центру принятия решений.
По факту член ЕС (в данном случае Польша) начал практику систематического нарушения международного права и права ЕС. Этим самым решением дан вызов правовой системе ЕС, которая базируется на принципах верховенства по отношению к национальным системам права государств-членов, прямого действия, интегрированности и юрисдикционной защищенности. То есть сейчас ЕС должен дать ответ. И ответом стало – перебросить беженцев в Украину. Очень смело.
Затронуты основы ЕС – концепция Acquis communautair – законность и выполнение норм права, которые были той мягкой силой, которой делал ЕС привлекательным. Теперь это под большим вопросом. Сейчас еще и затронуты вопросы взаимоотношений ЕС и Украины, большинство украинцев крайне негативно приняло данное предложение.
Согласно всем международным законам, польские власти обязаны рассматривать ходатайства незаконно прибывших мигрантов. Такое решение абсолютно нарушает все основы международного права, где жизнь и достоинство человека и его права – неотъемлемы. Переброска мигрантов в Украину так же нарушение международного права.
Решение Польши подрывает ценности ЕС, на которых и был основан ЕС. В соответствии с Договором о Европейском Союзе:
«Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов». Нужно отметить, что в сфере пространства свободы, безопасности и правосудия согласно Договору о функционировании Европейского Союза ст 4 (бывшая статья 2 С), ЕС обладает совместной, но не эксклюзивной компетенцией. В сферах сотрудничества в поддержку развития и гуманитарной помощи Союз располагает компетенцией проводить мероприятия и общую политику при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию. Поэтому те, кто считают, что Польша имеет право внедрять такую политику – глубоко ошибаются – это грубое нарушение норм международного права членом ЕС и прав беженцев.
На самом деле у ЕС есть целые агенства, которые отвечают за миграционную политику. Frontex (от фр. Frontières extérieures) — агентство Европейского союза по безопасности внешних границ («Фронтекс») располагается в Варшаве. И после начала европейского миграционного кризиса было предложено расширить его полномочия, что закреплено актом Европейского парламента от 14 сентября 2016 года. В то же время Frontex очень сильно критикуют за неэффективное использование колоссальных средств. В среднем агентство тратит около 450 млн в год на все свои операции, и при этом очень слабо реагирует на внешние угрозы.
Мы видим, что политика Восточного Партнерства больше не нацелена помогать таким странам как Украина решать их проблемы. По факту ЕС ослаб настолько, что вынужден решать свои проблемы за счет Украины.
Я бы предложила европейским политикам начать процесс принятия Украины в ЕС, иначе это выглядит весьма драматично. Мы должны максимально много получить из этого кризиса. Переговоры уместны.