Охрана памятников культурного наследия: одесская ситуация и мировой опыт
Недавно архитекторы Одессы опубликовали статью под названием «Ржавый инструмент сохранения архитектурного наследия». Если коротко, то у городских властей есть хоть и несовершенный, но действенный инструмент фиксирования, сбора информации и сохранения зданий-памятников. Его название — «Историко-архитектурный опорный план города» (ИАОПГ). «Этот документ регулирует городскую политику в области сохранения исторического наследия», — подчеркивают в Ассоциации архитекторов Одессы. Другой вопрос в том, что этот инструмент давно не обновлялся и по факту не защищает многочисленные памятники от уничтожения. Есть еще одна проблема: историко-архитектурный план содержит множество ошибок, которые не исправлялись с момента его принятия.
Корреспондент Украинской Службы Информации Станислав Кинка узнавал, какие подходы применяют к охране памятников культурного наследия в различных странах мира, и сравнил с тем, как это делается в нашем городе.
Ждать ли включения центра Одессы в «список Юнеско»?
Охраной памятников культурного наследия в Одессе занимается профильное управление в составе муниципалитета. За текущий год оно провело работу, которая уместилась в три новости, одна из которых касается корректировки историко-архитектурного опорного плана города.
Презентация документа, описывающего более 1 600 памятников культурного наследия, уместилась в восемь страниц!
До сих пор в историко-архитектурном опорном плане есть границы участка центра Одессы, который хотят номинировать на внесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дискуссии вокруг этого идут не первый год, но ситуация с состоянием исторического ареала в центре города не становится лучше.
Даже на территории, ограниченной улицами Преображенской, Греческой (исключая Греческую площадь), Приморской и частью Польского спуска, есть серые пятна «дисгармоничной застройки», которые станут серьезной преградой на пути включения в список наследия ЮНЕСКО.
С 1977 года каждый объект культурного наследия перед включением в этот перечень должен пройти тест на подлинность проекта, материала, мастера исполнения и окружающей среды.
Как охраняют памятники архитектуры: подходы стран Европы и США
В США существуют разные подходы к охране памятников культурного наследия. Они меняются от штата к штату. Но на федеральном уровне есть Национальный фонд сохранения исторического наследия (National Trust for Historic Preservation). Это некоммерческая организация, созданная Актом Конгресса (1949).
Закон о сохранении национального исторического наследия был принят только в 1966 году, ему предшествовали менее влиятельные законодательные акты — Закон о древностях (1906) и Закон об исторических местах (1935). По сути, только в 1960-е гг. в США появилась структура по сохранению исторического наследия, а в каждом штате было создано свое собственное бюро. Работа, которая была проведена тогда, показала, что половина из 12 тысяч обследованных мест/памятников были или уничтожены, или повреждены.
На низовом уровне распространено т.н. частно-государственное партнерство (public-private partnership), участие различных некоммерческих организаций и фондов. Их число весьма велико, как правило, они работают над сбором информации, популяризацией и адвокацией сохранения и реновации старых зданий, представляющих историческую и культурную ценность. В частности, неправительственная организация Baltimore Heritage (Наследие Балтимора) смогла на свою историю отстоять четыре исторических здания (в одном случае это целый квартал), а ещё шесть проектов по реновации находятся на различных стадиях обсуждения и реализации. Суммарно эта организация привлекла ок. $106 млрд. и отремонтировала порядка 38 000 объектов.
Италия занимает первое место в мире по числу памятников культурного наследия. Неудивительно, что тут действует сложная система их учета и сохранения.
Законодательная база сформирована в 1970-е гг., но ее корни уходят в 1930-1940-е. С 1969-го существует Центральный институт каталогизации и документации. В нем сосредоточена информация о каждом памятнике культуры. Ею могут воспользоваться органы власти, полицейские и таможенные службы, а также научные работники.
В структуре Министерства культуры с бюджетом более полутора миллиардов евро (2015) функционирует Высший институт консервации и реставрации (основан в 1939 г., но под другим названием).
В 2016 году итальянский министр культуры гневно заявлял, что обвиненным в уничтожении памятников культуры будет грозить до 15 лет тюрьмы.
Франция имеет давние и строгие практики охраны зданий, относящихся к культурному наследию. Первые законодательные акты были приняты более ста лет тому назад (1913).
Каждые 10 лет списки памятников культурного наследия редактируются и дополняются. Тем, кто владеет такими зданиями, не позавидуешь: «собственники лишены права производить какие-либо работы, которые могут изменить облик памятника или ландшафта». С одной стороны, это приводит к ограниченной функциональности здания, с другой – государство дотирует до 50% от суммы, затраченной на реставрацию.
В Париже, помимо всего прочего, действует правило «500 метров». Все работы (реставрационные, ремонтные) в границах 500 метров от памятника культуры осуществляются только после обязательного согласования. Соблюдение этого правила контролирует Департамент истории архитектуры и археологии Парижа.
В целом французская практика охраны памятников культуры заключается в максимальном устранении всех факторов, которые могут негативно повлиять на здание, но при этом существенно ограничивается право владельца на эксплуатацию. Также во Франции нередка коллизия, когда охрану одного и того же памятника осуществляют сразу несколько организаций.
Распространена практика работы консультационных органов с высоким уровнем влияния.
Комиссия старого Парижа была основана в 1897 году и состоит из 55 членов, 30 из которых – специалисты в области архитектуры, градостроительства, истории искусства.
Германия строго регулирует охрану памятников культурного наследия. Законодательная база очень разнопланова, так как у некоторых федеральных земель (Гамбург) ее основной являются документы, принятые еще в первой четверти прошлого века. На федеральном уровне существует Национальный комитет по охране памятников культуры. В Германии функционирует База данных национального культурного достояния.
На уровне отдельных земель есть различные вариации, но регулируются, как правило, все реставрационные, ремонтные работы вплоть до монтажа новой вывески. Может, поэтому во многих старых германских городах нет такого ужаса с наружной рекламой, как в Одессе?
Для владельцев зданий, которые охраняются законом, есть не только неудобства, но и льготы: расходы на содержание и ремонт вычитают из налогов, государство возмещает до 30% ежегодного земельного налога.
Впрочем, даже такая политика не лишена исключений: 25 июня 2009 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО снял статус объекта всемирного наследия с Дрезденской долины Эльбы по причине разрушения культурного ландшафта. Причина: строительство моста, который поддержала громада Дрездена на референдуме.
Что касается наказания, то самое строгое — до двух лет заключения за проведение незаконных раскопок, а повреждение памятника архитектуры в федеральной земле Саксония может «потянуть» на штраф до полумиллиона евро.
В перечисленных странах существует довольно сложная и строгая система, которая позволяет содержать памятники архитектуры в надлежащем состоянии, применяя практики сбора средств внутри громады, распределяя гранты и средства из центрального и местного бюджета, а также оказывая помощь владельцам таких объектов путем вычета налоговых платежей.
Применима ли такая практика для Одессы? Как видим по ситуации со многими памятниками архитектуры, должно пройти немало лет, а само здание оказаться в руинах, прежде чем местные власти примут меры по консервации или реконструкции.
Ранее на USIonline.com — Бульвар Жванецкого и те фильмы, которые там больше не снимут.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Youtube.