История отельного бизнеса в Одессе: гостиницы первоклассные, второклассные и “самозванные”
Гостиницы в современном представлении в Одессе появились не сразу. Довольно продолжительное время в небольшом городе-порте было сложно с местами для временного пребывания. Однако, источники фиксируют наличие мест для временного размещения еще до официального основания Одессы. Так, план, составленный поручиком, шпионом Иваном Исленьевым показывает нахождение в османском Хаджибее «особливых казенных лавок для приезжих купцов, гостиного двора».
Гостиницы ранней Одессы
После основания города сразу возникла необходимость в размещении и расквартировании военных и гражданских лиц. Разумеется, что в первые годы речь не шла о строительстве гостиниц современного типа, но уже через несколько лет необходимость в постоялых дворах и гостиницах возросла. Состоятельные гости арендовали дома и квартиры, а те, кто победнее, могли остановиться в Гостином дворе или в комнатах при трактирах.
Вот как описывал свое пребывание в Одессе журналист и путешественник Павел Свиньин. Он посетил Одессу в 1816 г. и оставил едва ли не первое подробное описание города.
Я остановился в итальянском трактире, называемом Новый клуб; мне отвели за довольно дешевую цену, два рубля в сутки, две комнаты, – пишет он в своем письме, которое впервые было опубликовано инкогнито в журнале “Сын отечества” в 1817 г. По другим источникам, в этом “отеле”, который именовался “Отель де Клуб” можно было принять горячую ванну, что для тогдашней Одессы было довольно-таки редким явлением.
В 1820-1830-х годах в Одессе уже существовало несколько гостиниц. Например, на нынешней улице Пушкинской, 13, где в наши дни установлен памятник Александру Пушкину. Здесь знаменитый поэт останавливался в гостинице “Дю Норд” (“Северная”, чуть позже гостиница с таким же названием появится в переулке Чайковского), которую содержал Шарль Сикард. Это был успешный коммерсант, который помимо того, что имел во владении гостиницу в самом сердце Одессы, занимался торговлей и ввозил в Одессу товары из Турции и Франции. Гостиница Сикарда была, по сути, комнатами для приезжих, рядом он содержал каретные сараи с конюшнями.
Имя Шарля Сикарда сейчас не очень известно. Но все-таки оно вошло в топонимику города: полумост Сикарда расположен на ул. Еврейской, он пересекает Деволановский спуск.
Гостиницы Одессы середины-конца XIX века
К 1840-м годам гостиничный бизнес был упорядочен и подконтролен городским властям. В “Одесском вестнике” за 1842 год можно найти объявление от “Одесской градской думы”, которое напоминает о необходимости уплаты “положенных в городовой доход акцизных денег”. Оплачивать этот сбор должны были “содержатели ренсковых погребов (магазинов, торгующих алкогольными напитками навынос, – УСИ.), гостиниц, кофейных заведений и прочих заведений”.
Итак, начнем нашу прогулку по гостиницам Одессы середины позапрошлого века.
На углу Пушкинской и Дерибасовской можно увидеть солидное трехэтажное здание постройки 1835 г. Здание известно как “дом Григория Маразли”. Позже тут размещалась гостиница “Европейская”. В источниках 1880-х гг. это “первоклассная гостиница”, “весьма удобная и обширная”. Путеводитель по Одессе (1915) описывает ее лаконично и просто: “Одна из старейших гостиниц. Свыше 60 номеров, ценой от 1 до 15 руб. в сутки. Прекрасный ресторан с летней верандой”.
Сейчас здание переживает реконструкцию. Гостиница в этом доме была на протяжении, по крайней мере, тридцати лет, неоднократно меняя владельцев и управляющих.
В 1830-1860-х гг. одной из самых популярных гостиниц в Одессе была “Петербургская”. Она занимала одно из полуциркульных зданий на Приморском бульваре. Упоминание о гостинице мы можем найти на страницах одесской газеты “Одесский вестник”.
Продается деревня, состоящая из 70 душ муж.[ского] пола с достаточным количеством земли и другими хозяйственными обзаведениями, вблизи города Одессы. Спросить хозяина дома Петербургской гостиницы, на бульваре, – такое объявление можно было прочитать в 91-м выпуске газеты за 1842 г.
Открытая в 1832 г. гостиница повидала на своем веку (а существовала она почти столетие) многих именитых визитеров: тут останавливался литератор Виссарион Белинский, жил венгерский композитор и пианист Ференц Лист, квартировал американский писатель Марк Твен и десятки других известных личностей, которые посещали Одессу на протяжении середины XIX – начала XX века.
Эта гостиница была одной из самых фешенебельных в Одессе. Иногда постояльцы, искушенные жизнью в Лондоне или Париже, могли выставить претензии в виде “недостаточного размера номера”, но все-таки признавали, что меблировка гостиницы “равна лучшим парижским”.
Номера в “Петербургской” стоили от 2 до 20 рублей, что делало её одной из самых дорогих гостиниц в Одессе, сравнимой с “Лондонской” и “Бристолем”. В гостинице был первоклассный ресторан, который имел отдельные кабинеты для особых клиентов.
Интересно, что в середине XIX века номер в гостинице мог быть получен постояльцем не только без матраца, но и без кровати как таковой. За белье и кровать часто взимали дополнительную плату. На вопрос одного из постояльцев-американцев был получен ответ, что “господа ездят со своими”.
На Дерибасовской и сегодня много гостиниц. В XIX веке их также было немало. Одна из них располагалась в доме постройки 1830-х на углу с Колодезным переулком (сейчас переулок вице-адмирала Жукова).
Гостиница “Франция” в 1882 г. описывалась как “обширная и недорогая гостиница с хорошим рестораном”. В 1880-1890-е она была указана в разных источниках как гостиница 2-го и 1-го класса. Очевидно, что повышение в классе она получила после реконструкции 1893 года, осуществленного по проекту архитектора Александра Бернардацци. По назначению гостиница работала, по крайней мере, до конца 1930-х, – тогда фиксируется наличие в этом доме гостиницы “Франция” и “ресторана 31 треста столовых””.
Не пройдем мимо восхитительного здания гостиницы “Лондонская”, которое до сих пор сохраняет свою функцию отеля. Дом был построен в 1830-х гг. по проекту архитектора Франца Боффо. В 1850-е тут уже разместилась гостиница. К концу 1890-х годов фасад здания принял привычный нам вид, после значительного переустройства здания под руководством архитектора Юрия Дмитренко.
Это была одна из самых дорогих гостиниц в городе, с ценой проживания от 2,5 до 30 рублей в сутки. Она была роскошно обставлена и славилась как резиденция самых богатых гостей портового города. Хотя тут могли себе позволить остановиться и многие литераторы: в “Лондонской” в разное время жили Антон Чехов, Валентин Катаев, Максим Горький, Константин Паустовский и другие.
Она построена по типу больших европейских гостиниц и напоминает “Бристоль” в Берлине. Сооружение гостиницы, обстановка ее и оборудование обошлось в 765 тысяч рублей. Сооружена новая гостиница по планам и проекту архитектора Юрия Дмитренко, который специально для этого ездил за границу. Занимает эта гостиница три этажа, вмещающих, кроме помещений администрации, служб, 64 роскошно обставленных номера в одну, две, три и пять комнат. Все помещения расположены коридорами. В каждом этаже устроены помещения для читален с различными журналами и газетами. Устроена подъемная машина. Отопление пароводяное, освещение электрическое, – так описывает открытие реконструированной гостиницы газета “Одесские новости” за 1 января 1900 г.
Здание было построено в стиле неоренессанса и производило на современников солидное впечатление, тем более что оно было соответственно декорировано: характерный руст, наличники и венецианские львы подчеркивали статус места. На фасаде здания также можно найти коронационные символы: лавровые ветви, расположенные в верхней части окон. Охранные символы представлены маскаронами львов в солярных розетках, а в оформлении балконов можно прочитать символ везения – четырехлистный клевер.
В советское время “Лондонская” входила в сеть Интурист, и была местом для проживания иностранцев, которые останавливались в городе.
На рубеже веков
Гостиница “Бристоль” (в советское время “Красная”) была построена по проекту архитекторов Александра Бернардацци и Адольфа Минкуса в 1898-1899 годы. Это была первая четырехэтажная гостиница в Одессе. До революции она включала в себя ровно 100 номеров в ценовом диапазоне от 1,5 до 15 рублей в сутки. Разумеется, она входила в число первоклассных гостиниц в Одессе.
Протяженный фасад здания условно делится на три части с помощью вертикальных выступов, увенчанных фронтонами. В центральной арке фасада по ул. Пушкинской на уровне третьего этажа можно увидеть женскую фигуру, жестом благословляющую город. На базах, обрамляющих арку колонны, расположились лики херувимов, оберегающих постояльцев. Охранные символы представлены маскароном льва с открытой пастью.
В целом, на фасаде “Бристоля” можно увидеть сочетание самых разнообразных символов: мужского и женского начала (фигуры атланта и кариатиды), солярные и лунные символы (различные розетки, круглые картуши, пальметты, пальмовые ветви, морские раковины и растения водного мира).
В советское время гостиница также входила в сеть Интуриста. “Бристоль” (“Красная”) тоже принимала у себя много известных лиц, тут останавливались: американский писатель Теодор Драйзер, французский писатель Анри Барбюс, итальянский литератор Джованни Джермането, немецкий писатель Вилли Бредель и его соотечественник Фридрих Вольф.
На рубеже веков Одесса приобрела огромный гостинично-торговый комплекс – Пассаж Менделевича. Здание было построено в рекордно короткие сроки (всего два года) по проекту архитектора Льва Влодека. Гостиница “Пассаж” неоднократно описывалась путеводителями первой четверти XX века как самая крупная и комфортабельная гостиница Одессы.
Здесь насчитывалось 162 отлично обставленных номера. При гостинице была читальня, отделение почты, ресторан, парикмахерская, ванные и душевые комнаты. Среди нововведений: подъемная машина (лифт), центральное отопление, собственная электростанция. Путеводитель по Одессе 1915 года подчеркивает, что при гостинице работает “первоклассный ресторан”.
Пассаж сильно пострадал от разрушительного пожара в октябре 1901 г., но, тем не менее, именно фото этого здания с угла ул. Преображенской и Садовой стало одним из самых популярных мотивов для открыток с видами Одессы.
В оформлении и декоре здания мы можем увидеть в основном символы торговли и плодородия – в частности, бога торговли Меркурия, что соотносится с основной функцией здания – торговым пассажем для магазинов и лавок.
Сейчас “Пассаж” – наполовину общежитие для иностранных студентов, наполовину место для офисов и различных контор. О былом величии напоминает разве что богатый декор фасадной части здания.
“Большая Московская” была построена в 1901-1904 годах той же командой архитекторов и скульпторов, что и “Пассаж”. Несмотря на то, что она относилась к первоклассным гостиницам, цены были сравнительно доступными – от 1-1,5 рубля за номер в сутки.
На первом этаже гостиницы размещались торговые представительства и знаменитый “Татарский” ресторан. Ресторан был известен во всей Одессе.
Гостиница была местом для проживания многих известных личностей. В частности здесь остановилась известная актриса немого кино Вера Холодная, прибыв летом 1918 г. в Одессу сниматься в очередной киноленте.
“Большая Московская” сыграла свою роль и в знаменитом произведении Ильфа и Петрова “Золотой теленок”. Организация “Геркулес”, выписанная в романе, имеет своим прообразом советские учреждения, часто размещавшиеся после окончания гражданской войны в гостиницах. В 1921 г. в “Большой Московской” размещался Опродкомгуб (Особая губернская продовольственная комиссия по снабжению Красной армии), где некоторое время Илья Ильф служил бухгалтером.
Парадоксы второклассных гостиниц и меблированные комнаты Одессы
Каждая гостиница, в особенности второклассная, пыталась как-то привлечь посетителей. Если в 1820-30-е постояльцы вынуждены были мириться с небольшими комнатами и отсутствием какого-нибудь вменяемого сервиса, то в начале XX в. гостиницы “приманивали” посетителей бесплатными билетами в иллюзион (кинотеатр), возможностью посетить бани и сауны при гостинице, или тем, что персонал говорил на четырех языках.
Вот как описывали гостиницу “Империал” (здание не сохранилось, размещалась на ул. Дерибасовской, на месте нынешней ярмарки) в рекламном проспекте: “все номера светлые, высокие, комфортабельная обстановка, новые матрацы, новое белье, безукоризненная чистота и порядок. Рекомендуется семейным и коммерсантам. При гостинице ванная с разными приспособлениями”.
Гостиница “Неаполь” привлекала посетителей “первоклассным рестораном с кабинетами… роскошными номерами. Изящной обстановкой”. Подчеркивалось, что “месячным” клиентам (тем, кто арендовал номера на месяц и более) уступки, а “белье и кипяток бесплатно”.
“Центральная” (гостиница существует до сих пор, и является одной из старейших, – она была открыта в конце 1880-х гг.) привлекала “общедоступными завтраками по цене 50 копеек” и наличием при гостинице казино. А располагавшаяся на удалении всего двух кварталов гостиница “Версаль” (ул. Греческая, 42) заманивала “теплыми ваннами, внимательной прислугой и вегетарианскими обедами”. Сейчас в этом здании, где останавливался Иван Франко, расположено Приморское отделение полиции.
А вот гостиницу “Пале-Рояль” закрыли “за безобразия”. Как писала пресса начала XX века, многие второклассные гостиницы в районе ул. Екатерининской, Красного и Колодезного переулков представляют собой обычные притоны. Их иногда закрывали.
Впрочем, закрывали не только гостиницы. В газете “Маленькие Одесские новости” за 1915 г. можно найти заметку о закрытии кинотеатра “Зеркало и жизнь” “за слишком уж пикантные картины, которые демонстрировались в иллюзионе”. Корреспондент газеты немного перепутал название, но все остальное верно. Согласно имеющимся данным на 1915 год, в доходном доме Фролова по адресу ул. Преображенская, 55 располагался иллюзион “Зеркало жизни”.
Объявления относительно ресторана при гостинице “Венеция” показывают еще один момент из истории одесского “гостеприимства”, а именно борьбу с самозванцами, которые отбивали потенциальных клиентов. Также часто можно встретить объявления, которые просят “извозчикам не верить, что нет свободных номеров”. Более ста лет назад существовала практика, согласно которой приезжих на вокзале встречали бойкие извозчики, которые были в сговоре с некоторыми гостиницами (часто второклассными) и везли путника именно в них, мотивируя это тем, что в хороших отелях уже нет свободных номеров.
В целом, путеводители не особо жаловали бюджетные гостиницы, а тем более меблированные комнаты. Путеводитель по Одессе (1915) отзывается о них следующим образом: “Из остальных многочисленных второстепенных и третьестепенных гостиниц, мы не считаем себя вправе рекомендовать приезжему ни одной, так как почти все они не отличаются ни элементарными удобствами и благоустройством, ни даже сносным санитарным состоянием”. Тем не менее, и такой формат успешно существовал и был востребован. Как и сейчас, в начале XX века в меблированных комнатах предпочитали жить небогатые студенты: “меблированные комнаты группируются вблизи медицинского факультета и клиник”.
В советское время гостиниц стало в несколько раз меньше. Все они были национализированы, как правило, сменив название. Так, гостиница “Лондонская” стала называться “Одесса”, “Бристоль” переименовали в “Красную”, “Империал” в “Спартак”. Многие гостиницы подверглись уплотнению, потеряв шарм изысканности и престижности. Но это уже совсем другая история, которая заслуживает отдельного рассказа.
Автор: Станислав Кинка.
Как сообщала USIonline.com, борьба с мусором в Одессе: сто лет дискуссий о мусоросжигательном заводе.
Читайте нас в Telegram.