Голос – это магия и власть: взлеты и падения легенды джаза Анастасии Букиной (фото)
Взлеты и падения, любовь и огорчения, разочарования и волшебство, импровизация и вечный риск – так можно описать жизнь джазовой певицы Анастасии Букиной, которая сегодня известна не только как успешная артистка, но и как педагог-наставник для множества детей, мечтающих покорить музыкальный Олимп.
Анастасия Букина – джазовая певица, которая уже более 20 лет очаровывает своим голосом не только одесситов, но и самых требовательных ценителей джаза на международном уровне.
За это время певица успела выпустить сольный альбом джазовой традиции (Аin’t nobodies business 2007), создать несколько джазовых групп, посотрудничать с такими мировыми джазменами, как Karl Frierson, Ray Brown, Frank Parker. Особого внимания заслуживают ее работы с пианистом Юрием Кузнецовым в сопровождении классических трио, камерного оркестра и биг-бэндов.
Анастасия – создатель авторской вокальной методики. Основатель и руководитель вокальной школы с джазовым уклоном.
Об этом и многом другом – в интервью Анастасии Букиной корреспондентам Украинской Службы Информации Валерии Шаповаловой и Наталье Довбыш.
Певица, влюбленная в Одессу – это про вас?
Да, так говорят, иначе я давно бы жила в другом городе, другой стране, потому что все, кого я знала и с кем росла за те 20 лет, которые работаю, разъехались.
Чем же вас так привлекает Одесса?
Для этого нужно родиться с особым складом характера. Я не всегда это понимала. Это пришло с возрастом. Однажды Дима Шпинарев (одесский шоумен – прим. ред.) сказал мне: «Настенька, в тебе ещё нет здорового одесского шовинизма…», а я говорю: «В смысле?», а он: «Ну вот поймешь, тогда и поговорим».
И вот прошло уже много лет, и сейчас я точно понимаю. Это когда родилась своя Одесса. Не просто, когда ты родился в Одессе, а когда в твоей жизни родилась уже своя Одесса. Я корнями вросла в этот город.
Это уже определенная традиция, когда у тебя во всех магазинах свои продавцы на протяжении 15-20 лет, когда ты знаешь всех на Новом рынке. Это уже больше образ и стиль жизни, чем просто любовь к городу. Я точно знаю, что хочу растить поколение именно в этом городе, чтобы здесь выросли дети, которые потом будут прославлять Одессу.
Для вас джаз – это…
Для меня джаз – это образ жизни. Это импровизация в каждом действии и следующем дне. Жизнь у меня не стабильная, абсолютно непрогнозируемая и очень рискованная.
А это, как правило, происходит во время джазовой импровизации – когда ты точно не можешь понимать, что произойдет в следующий момент. Это все непредсказуемые вещи, в этом и есть стиль жизни.
Какая она, джазовая жизнь?
Это легкое и классное безумие, когда ты чаще всего ничего не планируешь. Три года назад мой муж присоединился к моей деятельности, и вот теперь вся моя семья вовлечена в этот абсолютный движ.
Единственное, когда мы с мужем можем провести время спокойно – это за ужином. Все остальное время мы на работе. 24/7 вместе – это феноменально, конечно, но мы не ругаемся. Это наш унисон. Мы такие же легкие, как и в день нашей встречи – 1 июня шесть лет назад.
Вы не только певица, но и практикующий педагог. Вы основали вокальную школу с джазовым уклоном Sing It, которой 1 июня исполнилось 5 лет. Расскажите эту историю.
Сила мечты
Много лет я преподавала частным образом. Много летала на гастроли, где зарабатывала деньги, и всем говорила, что когда-нибудь я открою свою школу.
В свое время в центре Одессы у меня была двухэтажная квартира с подвалом – разваленная, из ракушняка, в сырости, но не важно, – я все починила и привела в порядок. Каждую копеечку, которую я зарабатывала, вкладывала туда, еще и денег у друзей одалживала.
Я визуализировала, что в подвале у меня будет студия, а наверху буду жить. Я очень об этом мечтала.
Я сделала это помещение, а через год выяснилось, что оно было в кредите. Но я-то об этом не знала. А в такой ситуации рано или поздно приходят коллекторы. История с кредитом оказалась длиной в 10 лет, и оплатить пеню за этот период, конечно же, я не смогла. Мне пришлось съезжать и начинать с нуля.
Переломный момент
Я осталась у разбитого корыта. У меня не было ни копейки денег, и на руках маленький ребенок. На тот момент и у мужа я не смогла найти поддержки, поскольку тогда он не особо интересовался моей деятельностью (сейчас, конечно, наше восприятие повернулось, и мы вдвоем по-другому мыслим).
Мы были в шоке. Я ему говорю, что мне важна школа, а он мне: “какая школа, у нас жизнь рушится”. Я сидела и плакала на кухне съемной квартиры. Но назад дороги не было – я уже официально открыла школу, и мне нужно было двигаться вперед.
Я верила, что небеса разойдутся и все будет круто. Это был переломный момент.
Несмотря на то, что у меня не было денег, я все равно ходила и искала помещение. Я звонила всем, у кого можно было одолжить денег, но помощь пришла откуда не ждали: хорошая знакомая за чашкой кофе, совсем неожиданно для меня, одолжила тысячу долларов.
Это была серьезная инвестиция в то, что есть сейчас. Это был 2017 год. Вот так я зашла в свое первое помещение. Я очень быстро отдала инвестицию, и по сей день благодарна этой чудесной женщине.
Мне всю жизнь помогали. Теперь я помогаю. Это нормальный жизненный круговорот.
Нет ничего невозможного: начало настоящей истории Sing It
Через время со мной произошло то, что должно произойти, когда ты очень сильно веришь в свою счастливую звезду. Я никогда не думаю, что есть что-то невозможное.
Это было три года назад. В один прекрасный момент ко мне обратился человек и предложил посмотреть одно помещение в центре города. Конечно, я хотела расширяться, но понимала, что финансово не готова. А тут речь о помещении в центре города… Несмотря ни на что, я все же решила попробовать.
Помню тот день – шла с красной дорожки, забежала сюда и ахнула. Я ходила в эйфории и готова была целовать стены. Именно это помещение у меня было в голове, оно меня ждало, и я хотела увидеть его живьем. Я всегда знала, что у меня должны быть белые стены и черным что-то написано. Я, конечно, помечтала, но подошла к хозяину и с улыбкой сказала, что мне 100% это не по карману.
Но это стало началом начала. Мы вскоре встретились, и он мне сказал:
Я уже 20 лет слежу за твоей деятельностью. Очень часто ходил на твои концерты даже в Уточкино. Смотрю, что с тобой происходит и как тебя бьет жизнь. А теперь хочу сказать, что тебе хоть раз в жизни должно где-то повезти. Так вот, это я.
С этого и началась настоящая история Sing It.
Я всегда буду благодарить этого человека и всех ангелов, которые появляются на моем пути. Он позволил мне поднять это все. Если бы не такие люди, то без денег все это было просто невозможно. Сейчас это помещение стало нашим домом.
Больше всего Анастасии нравится работать с подростками в трудном возрасте – 13-16 лет. Ей удается быть не только учителем по вокалу, но и наставником
Когда и как вы открыли в себе талант педагога?
Я всегда была певицей, и думала, что мне педагогика никогда в принципе не пригодится. Но, возвращаясь с гастролей, я всегда преподавала вокал. У меня были очереди учеников. Знаете, это всегда для меня было непонятным, но очень интересным. На тот момент люди во мне увидели серьезные способности. Говорили, что у меня дар.
Ну какой дар – я же просто рассказываю о своем опыте.
Количество учеников увеличивалось, и в один период мне захотелось учить трудных подростков – 13-16-и лет. Именно в этом возрасте им трудно найти взаимопонимание с родителями, сложно самостоятельно справляться со своими перепадами настроения. Именно в этот период в их жизни должен быть какой-то наставник.
С тех пор так сложилось, что в этот класс дети приносят все свои тайны и эмоции, а рядом с инструментами – исповедальня. Я – творческий наставник практически всех детей, которые учатся в школе.
Когда я стала на путь преподавания, то поняла, что мне бы хотелось получить все бумаги, которые связаны и с педагогикой в том числе. Сейчас я заканчиваю магистратуру уже по педагогике в университет имени Бориса Гринченко.
«Джазовые взлеты» учеников
Однажды я подумала, что хорошо учить детей петь, но было бы здорово научить их еще и исполнять джаз.
Да, это достаточно сложно. Во-первых, нужно иметь определенный навык. Во-вторых, определенный уровень мышления, чтобы быть свободным в импровизации и ничего не бояться.
Конечно, для этого нужно раз 6 в неделю заниматься, кроме того, важно актерское мастерство, сольфеджио, фортепиано, техника речи и психолог. В итоге я решила создать экспериментальный курс и наняла 7 преподавателей.
На тот период я собрала четырех девочек 13-14 лет, которые по сей день остались в музыке глубоко и надолго.
Они интенсивно занимались все лето (3,5 месяца) и в результате запели джаз. Это был феномен. Они импровизировали. Знали джазовую традицию. Влюбились в эту музыку.
На сегодняшний день одна девочка учится в Киевском университете имени Бориса Гринченко на певицу; вторая поступила в Калифорнийский университет Беркли (США); третья сначала уехала в Швейцарию, потом в Майами, после чего в Art Academy (Лондон); четвертая поступила в Одесский колледж искусств и культуры имени К. Данькевича.
Вот такие счастливые люди – это для меня большая награда.
Самый большой огонь для меня – это провести подростка в мир музыки. Чтобы он не просто влюбился и провел хорошее детство, а чтобы он в ней остался. Меня интересует только профессиональная подготовка вокалистов, как детей, так и взрослых. Нужна очень серьезная цель, чтобы заниматься со мной вокалом.
В чем уникальность вашей школы?
В школе мы работаем по авторским методикам. Методика постановки голоса – одна, и мы ее не афишируем. Мы создали не только методику, а узконаправленное заведение, где детям со всей Украины помогают подготовиться к поступлению в музыкальное высшее учебное заведение. И чтобы туда поступить, нужно знать джазовую традицию.
Мы разработали систему, которая позволяет научиться импровизировать и обучиться основам джазовой традиции за 3,5 месяца. После чего – практика, практика, практика.
У нас – комплексный подход к вокальному образованию. Аналогов такой школы в Украине мы не нашли. Если в других продюсерских центрах тебя развлекают, фотографируют, учат ходить по подиуму, то у нас целенаправленно занимаются постановкой голоса.
Насколько вообще важно развивать голос?
Голос – это магия. Сила голоса – это власть в руках человека.
С помощью голоса можно развить уверенность в себе, можно заявить о себе. Кстати, во время карантина очень многие выжили за счет того, что создали свой продукт и смогли лично презентовать его в интернете. Здесь, несомненно, важна сила голоса.
В нашей школе даже есть несколько классов, где занимаются высокопоставленные чиновники, бизнесмены, работающие с большими аудиториями.
Наша задача – вырастить те мышцы, которые позволят не уставать во время пения/выступления, и получить этот навык совершенно безболезненно.
Мы не афишируем никаких имен. Приезжают люди, которые действительно доверяют нам. И часто так получается, что наш результат никто не афиширует. Когда продюсерские центры выводят артистов на сцену, то никто не скажет, кто их учил петь. У нас маленькое дело, которое на самом деле самое важное.
Какое самое знаковое событие в вашей творческой жизни?
Встреча и времяпровождение рядом с Юрой Кузнецовым (Юрий Кузнецов – легендарный одесский джазовый пианист, которого не стало 2 мая 2016 года, – ред.). Ну вот – это все, что меня в жизни зацепило. Сколько уже времени прошло, но не могу…
Это не просто потеря, это кусок сердца, кусок жизни. Мы жили рядом. У меня в комнате стоял инструмент, и он на нем играл. У нас была своя жизнь, о которой никто не знает. Для нас это очень близкая и семейная история.
У вас есть наставники?
Сегодня у меня есть коллеги. Но прошлым летом я проходила онлайн курс в Беркли у американской джазовой певицы Габриэль Гудман, которая меня очень вдохновила.
Габриэла заняла определенную нишу в моей жизни.
Она дала мне новые интересные знания. Мой хороший профиль – это 1930-е – 1960-е и поп-музыка. А вот мост, связанный с Рэем Чарльзом (1940-е – 1960-е) мне был неясен, поскольку этих знаний в Украине просто-напросто нет.
Так получилось, что Габриэла мной очень вдохновилась. Я же умудрялась после операции выходить на онлайн-сессии (в 2019 году Анастасии поставили диагноз – мастэктомию, за два года она перенесла пять серьезных операций). Никто больше не выходил, потому что время было неудобное – 4 утра – выходила только я и еще один мальчик из Гонконга. Так вот, она была настолько поражена, что мы с ним в таких странных условиях выходим с ней поговорить, что отдавалась занятиям полностью.
За 12 недель она заполнила недостающий файл, связанный с R&B. Я тоже не понимала, что это такое, потому что у нас проходят это вскользь. Поэтому она, наверное, и является на сегодня моим вдохновителем.
Что вас наполняет энергией?
Мы живем на работе. 5 лет, как мы открыли школу, не были в отпуске. Меня очень подкосили физические моменты за два года. Но я мыслю так: сегодня есть работа, есть те, кому мы нужны. Мы просыпаемся каждый день, и по факту из гроба меня поднимают только это место и эти люди. Это значит, что есть надежда во всех начинаниях.
Я живу абсолютно наполненной жизнью и абсолютно счастлива от общения с людьми.
В день у меня может быть 8-10 уроков. Это большая нагрузка, и в первую очередь – эмоциональная. Некоторые говорят об эмоциональном выгорании, но Господь с вами, ребята, – у нас нет выгорания. У нас есть периодическое “Аааа!!!”, но выгорания нет. Конечно, время от времени мы пытаемся сбежать от такой жизни, но потом понимаем, что у нас все круто и всё лучше, чем у многих, потому что у нас есть созидание в жизни.
Какие у вас планы на этот год?
Из-за карантина я давно не проводила джазовый интенсив. Скоро будет большой семинар по джазовой традиции. Если раньше были просто мастер-классы, то сейчас будет семинар с раскрытием идеи стиля.
Даже в карантин мы стараемся привлекать артистов, которые могли бы поделиться опытом. Договариваемся с ними, чтобы было не за деньги, а от души.
Наша цель – создать платформу для доступного обучения, где каждый желающий смог бы получить знания и вдохновение.
Все мероприятия проходят на базе школы. Нам хорошо в этих стенах – у нас тут Вегас, нет Фейсбука и войны. Здесь позитив, дети, счастье и радость.
Также мы планируем открывать дополнительные группы – уже есть на Неделина, будет и на Дмитрия Донского.
Через 8 месяцев мы планируем начать запуск 3-го филиала на Таирова (сейчас у школы два филиала – на Бунина и Зоопарковой). Мы об этом еще никому не рассказывали. Это наш большой риск. Два филиала – это уже нелегко, а третий – это уже сверхзадача в нынешних условиях.
Пока у тебя есть сила созидания, пока ты нужен людям, нужно брать и делать.
И я не собираюсь сидеть и ждать, когда разойдутся тучи, вырастет мой личностный рост и будет у меня “успешный успех”. Вот чтобы был успешный успех, нужно работать, работать, работать работу. И вот я работаю работу и счастлива по-настоящему.
Ранее на USIonline.com — «Дом Солнца»: нейрохирург и моряк сняли клип об Одессе.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.