Одесские сердечники остались без бесплатного шунтирования из-за искусственной монополии частной клиники
В Одессе сложилась непростая ситуация с оказанием медицинской помощи для тех горожан, которым необходимо проведение ангиопластики, стентирования или шунтирования сосудов сердца. Общественники и депутаты говорят, что горожане остались без гарантированных городской программой «Здоровье» бесплатных ургентных процедур, от которых зачастую зависит сохранение жизни. По их данным, всему виной то, что тендер на услугу выиграла не та фирма. Почему так вышло и как выйти из сложившейся ситуации, разбиралась Украинская Служба Информации.
Такая проблема существует еще с начала года. В январе близкая с мэрией “Клиника Святой Екатерины” проиграла тендер на 7,6 млн грн на оказание неотложной помощи при остром коронарном синдроме, уступив другому частнику – клинике “Одрекс”. После этого в горсовете отменили торги и попытались провести их заново. Через несколько месяцев, в апреле, “Екатерина” снова не получила подряд в этот раз на меньшую сумму в 3,7 млн грн, после чего, уже привычно, тендер был снова отменен.
Как только “Екатерина” не выиграла торги – отменяли тендеры и закрывали деньги. Программа по коронарному синдрому, поэтому вместо года действовала в лучшем случае треть. Бесплатная помощь сердечникам не оказывалась, вместо этого не растраченные деньги в Горздраве распределили на допороговые закупки и распределили между лечебными учреждениями. Насколько мне известно, городским кардиологам сверху поступило указание – сердечников отправлять на плановые коронарографии в “Святую Екатерину”, где людям ставят условие оплатить услугу, – рассказала УСИ общественница Ирина Потоцкая.
По ее словам, несмотря на попытки выйти в итоге на сумму за коронографию более 10 миллионов гривен Горздрава все равно возникли серьезные проблемы с выполнением бюджета. В ноябре-декабре остались нерастраченными более 1,6 млн грн, которые реализовывали на другие задачи.
Напомним, что в последние годы Министерство здравоохранения реализовывало программу “Спасем сердца Украины”, по которой выделяло 50% субвенции на закупку ангиоргафов и создание реперфузионных центров в населенных пунктах. Причем, за счет государства проводилось обучение медиков работе с новой техникой, логистика и закупка стентов для установки в сердечные сосуды.
Программой воспользовались Балта, Измаил, также ангиограф появился в областной больнице. Одесса же отказалась от участия, передавая подряды частной клинике.
Ангиограф стоит 23 миллиона гривен. Учитывая, что субвенция делит эту сумму пополам, городу нужно было выделить 11,5 миллионов. При городском бюджете в 8 миллиардов – это смешные деньги. Только в прошлом году по программе борьбы со СПИДом на закупку презервативов из бюджета Одессы выделили 25 миллионов гривен, – объясняет руководитель проекта “Медицина без коррупции” Татьяна Петрова.
Обе общественницы говорят, что, если у Одесского горсовета появится желание “запрыгнуть на поезд реформы” – это не составит труда. Мэрия в любое время может заключить договор с Минздравом и стать участником программы закупки ангиографов.
Председатель постоянной комиссии по вопросам здравоохранения Одесского горсовета Татьяна Малыхина рассказала УСИ, что пока программа “Здоровье” в направлении коронарного стентирования не работает, одесситы должны запрашивать компенсации у Департамента соцполитики за потраченные на операции деньги.
До 50 тысяч гривен при наличии чеков, документов подтверждающих оплату коронарографии и стентирования покрывает Департамент социальной политики до конца года, – говорит Малыхина.
По ее словам, в начале 2020 года горсовет снова попытается провести тендеры, чтобы заключить договора с частниками. Малыхина говорит, что ей все равно, кто победит – “Екатерина”, “Одрекс” или, например, “Инто-Сана”. Главное, чтобы услуга была бесплатной и бесперебойно оказывалась.
В любом случае государственная программа существует, и одесситы могут обращаться за бесплатной помощью по коронарному синдрому в областную больницу, – добавила глава комиссии.
С апреля 2020 года все услуги по лечению коронарного синдрома будут покрываться из государственного бюджета.
Пресс-секретарь Горздрава Алена Вельможко сообщила УСИ, что все под контролем.
Запланированы средства на 2019 год по программе “Здоровье”. Они все пошли на целевое назначение для коронарной ангиографии и шунтирования… Мы с 2015 года это каждый год проводим. Не знаю, почему в этом году такой ажиотаж вокруг этой темы, – сообщила Вельможко.
Депутаты говорят, многим одесситам, которые не готовы выкладывать по 25 тысяч гривен и более за дорогостоящие операции на сердце, фактически некуда деваться.
Депутат Одесского горсовета Ольга Квасницкая рассказала УСИ, что недавно к ней в приемную обратилась женщина, чей муж перенес инфаркт и нуждается в установке стента за 49 тыс. грн. Денег на это у семьи нет.
Этот человек сейчас находится в 5-й горбольнице. До сих пор не оказана помощь. Я написала запрос в Департамент соцполитики, чтобы добиться для него срочной матпомощи. Они оказывают поддержку тяжелобольным людям в сложных жизненных ситуациях. Надеюсь, в ближайшее время выделят деньги, и мы сможем спасти жизнь человека, – рассказала Ольга Квасницкая.
Она напоминает, что недавно в Одессе расформировали 3-ю горбольницу, которая специализировалась на сердечных заболеваниях. Депутат опасается, что часть территорий больницы, которая находится рядом с парком Шевченко вскоре послужит плацдармом для очередного строительства высоток, а в итоге пострадает медицина.
Также напомним, заместителем главного врача по консультативно-диагностической помощи ГКБ №5 (к которой недавно присоединили ГКБ №3) является Денис Себов, главный внештатный кардиолог департамента здравоохранения Одесского горсовета, сын депутата Одесского госсовета Людмилы Себовой, а также до недавнего времени он был соучредителем частной клиники “Святой Екатерины”. Сейчас у Дениса Себова даже есть свой кабинет в ГКБ №3.
Интересно, что в этом году Денис Себов вышел из состава учредителей ООО “Святая Екатерина – Одесса”, видимо, после общественного резонанса.
Как сообщала USIonline.com, одесская больница на грани закрытия: она не стала кардиоцентром, а персонал опасается застройки.
Читайте нас в Telegram.