“Сегодня есть реальная угроза того, что фундаменты могут не выдержать”, – руководитель Аккерманской крепости Александр Морозов рассказал о ее готовности к ЮНЕСКО «фото»

“Сегодня есть реальная угроза того, что фундаменты могут не выдержать”, – руководитель Аккерманской крепости Александр Морозов рассказал о ее готовности к ЮНЕСКО

Каждый летний сезон обеспечивает Аккерманскую крепость туристами, а ее дирекцию - скандалами. Лето 2018-го они посвятили обыскам правоохранителей – тогда и.о. директора КП «Фортеця» Александра Морозова обвинили в хищении 20 млн грн, якобы, полученных с входных билетов. В преддверии лета 2019 историк Андрей Красножон обвинил Морозова в установке торговых ларьков на территории крепости.

Изначально мы приглашали Андрея Красножона с Александром Морозовым в эфир УСИ, чтобы они смогли уладить все свои конфликты перед камерой. Но историк категорически отказался. Поэтому о внутренних проблемах Аккерманской крепости в интервью для УСИ рассказал и.о. директора КП “Фортеця” Александр Морозов.

https://www.youtube.com/watch?v=bhCSDWSAQB0&feature=youtu.be

Аккерманская крепость готова к ЮНЕСКО: обыски, торговые ларьки и конфликты с археологами

Нас сюда привели МАФы, расположенные под стенами крепости. Их опубликовал историк Андрей Красножон, заявив, что Вы намерены открыть торговлю на территории памятника национального значения

Эти МАФы были выставлены на площади (перед Одесской Облгосадминистрацией, – прим.ред). Каждому району области предоставлялся свой МАФ. После мероприятия в обладминистрации предложили хранить их на территории крепости. Предполагали, что в течении лета здесь будут происходить совместные фестивали, на которых их могут использовать. Я считаю, что большого труда не составит их отсюда убрать, потому что это не капитальные строения.

МАФы у стены Аккерманской крепости

МАФы были установлены возле Одесской ОГА в марте. Там провели ярмарку в честь годовщины области

МАФы были установлены возле Одесской ОГА в марте. Там провели ярмарку в честь годовщины области

На тот момент еще Максим Степанов был главой ОГА?

Да. Но они сегодня не заняты под торговлю. Никто их не использует и не собирается. Это всего лишь фейк, выдуманный нашим господином Красножоном.

Вас финансирует область?

Если говорить о предприятии (КП “Фортеця”, – прим.ред), то предприятие содержит само себя. Мы не финансируемся из областного бюджета. Но глобальные проекты – укрепление и первоочередные аварийные работы – требуются большие затраты и дополнительная помощь из областного совета.

Вы сейчас занимаетесь реконструкцией крепости?

Реконструкция проходит сегодня на Северной стене – это первоочередные противоаварийные работы. В самых опасных зонах уже произошло укрепление самой стены. А то, что мы проводим на территории крепости – это благоустройство. И безопасность, прежде всего. Мы делаем смотровые площадки на всех подъемах и, выполняя предписания ГСЧС, обеспечиваем их поручнями.

Вы уже 3 года занимаете должность и.о. директора КП?

Около трех лет.

Почему не директор?

Вы знаете, этот вопрос лучше задать не мне, а в областной совет. Мне эта приставка не мешает работать и не влияет на посещение туристов.

Сколько Вам в год приносит крепость? Не упало ли количество туристов? Я знаю, что цена за вход возросла. С 50-ти до 80-ти гривен.

Вы знаете, посещение туристов не упало. Все, как было. Но мы поменяли подход и увеличили сегодня количество экскурсий. Если сравнивать с предыдущим годом, то сама экскурсионная деятельность возросла в разы.

Прошлым летом полиция заинтересовалась значительным падением прибыли крепости. В Вашем КП даже обыски проводили. Нашли что-то?

В прошлом году, в начале туристического сезона, поступило заявление от некого гражданина. Он заявил, что директор крепости украл 20 миллионов гривен на входных билетах. Это было занесено в ЕРДР. Следственно-оперативная группа под прокурорским надзором все лето проверяла все наши документы, входные билеты, изучали нашу деятельность. Была проверка областного аудита и есть уже первое заключение. Ничего криминального не было обнаружено. Все обвинения в мой адрес и адрес работников предприятия – это просто очередной поклеп на нас. Но мы спокойно выдержали это все и не боимся никаких проверок. И фейков от господина Красножона.

На счет Красножона. Вы показывали его раскопки на территории крепости. Но он должен был их проводить с северной стороны, я правильно поняла?

Хочу сказать, что не он копал, но он был заинтересованным лицом и был в составе экспедиции. А экспедиция была представлена Институтом археологии под руководством Виктора Чубая. Их задачей было изучение культурного слоя в районе Северной стены, где мы сейчас проводим противоаварийные работы. Для того, чтобы мы могли эти работы продолжить, нам необходимо было их заключение. Работы в полном объеме выполнены не были. Вместо этого были произведены раскопки на территории крепости возле османской мечети. В последствии эксперты подтвердили, что технологический процесс консервации данного раскопа был нарушен. Я думаю, что по этому вопросу еще будет судебное разбирательство.

Раскопы на территории крепости несут опасность для ее стен?

Конечно. Все раскопы, которые есть на территории крепости, не законсервированы. И представляют огромную опасность для стен средневековой крепости. Они являются накопителями влаги и подмывают стены. Сегодня есть реальная угроза того, что фундаменты могут не выдержать. Будем стучать во все двери, чтобы специалисты законсервировали данные раскопы. Копали специалисты – консервировать тоже должны специалисты.

Ров Аккерманской крепости

Аккерманскую крепость собирались вносить в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На каком этапе этот процесс сейчас?

Процесс достаточно долгий. Крепости Каменец-Подольского и Охотина тоже хотят попасть в этот список. Они уже много лет занимаются данным вопросом. Мы начали заниматься этим не так давно. Сейчас рабочая группа разрабатывает проекты для вхождения Аккерманской крепости в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

У кого появилась идея внести ее в этот список?

Инициативу взял на себя губернатор Одесской области Максим Степанов. Он создал рабочую группу. И мы начали работать в этом направлении.

Есть какие-то определенные требования для памятника архитектуры для вхождения в список ЮНЕСКО?

Будут приезжать инспекторы, представляющие организацию ЮНЕСКО. Они будут здесь, будут писать свои замечания и предписания. Что бы они хотели видеть, чего не хватает. Но это всего лишь стандартные требования.

Какие возможности Аккерманской крепости даст статус всемирного наследия?

Любой памятник, попавший в список ЮНЕСКО, становится привлекательнее для туристов. Это даст возможность дополнительно зарабатывать деньги на данном памятнике. Но даст и определенные ограничения в использовании памятника. Любые действия, которые будут с памятником производиться, должны будут согласовываться с ЮНЕСКО.

То есть подойти потрогать стену уже нельзя будет?

Подойти и потрогать стену, может, можно будет. Но разместить что-то или установить можно будет только после согласования.

Мы ехали сюда по довольно таки сложным дорогам. Туристу тоже будет не просто добраться. Что бы Вы исправили в городе, чтобы сделать крепость доступнее?

Я думаю, что именно туристическая деятельность может поднять экономику города Белгорода-Днестровского. Но для этого нужно начать с самого малого – благоустройства территории. Это парки, скверы, тротуарные дорожки, простые указатели, которые покажут туристу, куда можно пойти. Город должен подписаться в такую программу и вместе с нами идти в этом направлении. Я думаю, что бонусы получили бы все.

Туристы в Аккерманской крепости

Есть аналог Аккерманской крепости в Украине?

Нет. Территория самой крепости порядка 9 гектаров. Плюс водный подход со стороны лимана. Это большой объект, который требует к себе большого внимания не только коммунального предприятия, но и города, области и, я думаю, что всей Украины.

Скоро на Белгород-Днестровском вокзале появятся эти указатели. Их приобрело КП

Напомним, Аккерманская крепость расположена в городе Белгород-Днестровский. Фортификационное сооружение XIII–XV веков возвышается на берегу Днестровского лимана, а ее территория занимает 9 га. Но найти самую большую крепость Восточной Европы не так просто. О том, как к ней пройти нужно спрашивать у местных – в городе нет ни одного указателя.

Полуразрушенные дома, отсутствующие тротуары и средневековые ямы на дорогах по дороге к памятнику архитектуры Национального значения добавляют антуража. Возможно, внесение крепости в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО изменит ситуацию с ее доступностью для туристов.

Как сообщала USIonline.comАккерманская крепость может войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте нас в Telegram.