Тепловой кризис: глава ТГО рассказал о новых тарифах, качестве тепла в трубах и будущем предприятия «фото»

Тепловой кризис: глава ТГО рассказал о новых тарифах, качестве тепла в трубах и будущем предприятия

Иван Донченко совсем недавно возглавил самое проблемное предприятие «Теплоснабжение города Одессы» (ТГО). Сейчас у учреждения серьезные проблемы с кадрами, постоянная потребность в дотациях со стороны горбюджета и ежегодные проблемы с долгами перед ТЭЦ.

Почему и на сколько поднимется плата на тепло, когда тепловики будут зарабатывать, и от кого зависит качество тепла, он рассказал Украинской Службе Информации.

На фото: Иван Донченко

Иван Сергеевич, вы недавно возглавили, наверное, самое проблемное коммунальное предприятие Одессы. Скажите, с какой программой вы пришли и какие главные задачи были поставлены перед вами?

Предприятие находится в тяжелом финансовом положении. Основная задача – выйти из кризиса и наладить нормальную работу, затем уже перейти на самоокупаемость, а не бесконечно высасывать деньги из бюджета. Как только мы справимся с этими задачами, то сможем построить нормальную стратегическую программу, по которой оно будет развиваться.

Какой срок такого оздоровления?

В то состояние, в котором оно есть, предприятие приходило ни один год. Чтобы его стабилизировать и добиться финансовой устойчивости, чтобы оно стало прибыльным и независимым от помощи горсовета, нужно не меньше трех лет. Но все это еще зависит от условий, в которых мы будем работать.

То есть вы считаете, что ТГО может быть прибыльным и оно не обречено на убыточность?

Первый фактор – это экономически обоснованные тарифы, а второй – сбор средств. Есть доходы и затраты. Сегодня плановые тарифы предусматривают не прибыль, а убыток предприятия в 39 миллионов, но из-за роста коммунальных тарифов и энергоносителей, у нас ожидаемый убыток 380 миллионов гривен.

Только в этом году дотация из городского бюджета была на большую сумму, чем указанные 380 миллионов, куда пошли эти деньги?

Дотации учитывают долги, которые возникали ни один год.  В данное время у нас общий дефицит средств 813 миллионов гривен, но в этой сумме долги и убытки 2017 года составляют 352 миллиона. В этом году прогнозируемая недостача средств – 378 миллионов гривен. На сегодняшний день в городском бюджете предусмотрено 519 миллионов гривен дотаций. В эту сумму входит оплата долгов Одесской ТЭЦ 236 миллионов гривен, то есть примерно половина.

Буквально несколько дней назад в СМИ появилась информация о том, что сотрудники предприятия массово увольняются из-за долгов по зарплатам. Так ли это?

Частично это соответствует действительности. На протяжении всего межотопительного сезона, начиная с мая, возникают задержки с выплатой зарплаты. Это связано с одной единственной причиной – отсутствие поступлений по тепловой энергии. Одесситы должны 332 миллиона гривен, и если бы они рассчитались, то предприятие получило бы 23 миллиона гривен, и зарплаты платили бы вовремя. На сегодняшний день у нас оплачен полностью сентябрь, и не профинансирован октябрь (интервью записывалось 7 ноября, – ред.).

На фото: Иван Донченко

Есть ли из-за этого вопросы кадровой текучки?

Конечно есть. Это не самая легкая и высокооплачиваемая профессия. Несвоевременная выплата усугубляет ситуацию. Хочу вам рассказать, что в действующем тарифе НКРЭ предусмотрела среднюю зарплату в 4 тысячи 200 гривен, а средняя зарплата члена НКРЭ – 40 тысяч гривен. Мне интересно, почему члены комиссии, которые получают в 10 раз больше считают, что 4 тысячи 200  гривен достаточно? Сейчас у нас минимальная зарплата 3300 гривен. Из-за этого есть проблема утечки наиболее профессиональных кадров, а готовить сотрудника нужно три года, при условии наличия профильного образования. Так много времени нужно, чтобы научить, а потерять – 1 день. Сейчас средняя зарплата упаковщика на кассе 6-7 тысяч гривен, а тут такая ответственность, потому мы просили предусмотреть в новом тарифе среднюю зарплату хотя бы в размере 8 тысяч 400 гривен, чтобы мы могли удержать персонал.

Насколько проблема кадров сегодня серьезна на предприятии в целом?

Я не могу сказать, что ситуация критическая, но в перспективе ближайшие пять лет это будет серьезная проблема. Страна долго готовила престижные профессии – юристов, экономистов и т д., а система профтехобразования почти развалилась. Найти квалифицированного токаря и сварщика – проблема. И если мы будем терять персонал, то через пять лет работать будет некому. Такая ситуация по всей стране. В Одессе сложность состоит в развитом рынке труда, а потому найти работу просто, потому и текучка кадров больше. В итоге, средний возраст рабочего на предприятии близится к 50 годам, хотя я не могу сказать, что нет молодежи.

Расскажите о нововведениях на предприятии. Мы слышали, что недавно вы запустили call-центр

Сейчас у него самая горячая пора – одесситы звонят и спрашивают, почему нет тепла. Такого центра не было, и люди не могли получить ответы на вопросы. Сейчас его работа налажена. В перспективах мы готовимся запустить личный кабинет одесситов для оплаты за тепло. Сейчас услуги теплоснабжения можно оплатить только через ГЕРЦ в банке, но мы сделаем личный кабинет на сайте, и можно будет платить по более простой схеме.

На фото: Иван Донченко

Волнующий вопрос одесситов – тарифы. Какие расчеты и на какую сумму вы передали в НКРЭ?

Когда нам последний раз утверждали тариф на тепло, то цена электроэнергии была на 20% ниже,  газа – 23%, а воду – более, чем в два раза, как и минимальная зарплата. Но это не отразилось на тарифе.

В итоге сегодня ТГО не способно финансировать эти статьи, ремонт сетей и прочее.

Мы уже подали в горсовет тарифы на перерасчет с 30 гривен 76 копеек до 52 гривен 92 копеек за каждый квадратный метр, но фактическая цена будет намного ниже. Мы будем отдельно пояснять одесситам, что при тарифе в 30 гривен в прошлом сезоне люди платили в среднем 22 гривны. Утвержденный тариф рассчитан на минимальную температуру воздуха, когда фактически теплее, то мы выполняем перерасчет, уменьшая сумму. В домах с теплосчетчиками сумма еще меньше, 17 гривен. По нашим прогнозам, реальный тариф составит 38-39 гривен за квадратный метр.

Могут ли возникнуть проблемы с декабрьскими номинациями, как уже были вначале отопительного сезона, и будет риск отключения тепла?

Мы постараемся выйти на уровень расчетов, и я надеюсь, что этот год мы закончим без новой помощи. Но в следующем году без нового тарифа нам придется просить новую помощь из городского бюджета.

Какие сейчас отношения ТГО и ТЭЦ, насколько вообще целесообразно использовать ТЭЦ, которая давно морально устарела?

 Я, как директор ТГО, инициировал обращение в Фонд госимущества о передаче ТЭЦ городу. Технически ТЭЦ может использоваться ни один год. Действительно, там случались серьезные аварийные ситуации, но все это связано с тем, что она содержалась ненадлежащим образом, когда один за одним менялись управляющие органы, то Минэнерго, то Нефтегаз Украины, то Фонд госимущества. В итоге, страдала станция. Мы надеемся, что ее передадут городу, иначе каждый год отопительный сезон будет начинаться с проблем.

Какие тепловые магистрали города нужно менять в ближайшие годы?

В самом тяжелом состоянии находятся сети центра города, так как они самые старые. После того, как городской совет начал менять теплосеть, мы ощутили результат. К примеру, по нашим подсчетам, мы сэкономим 24 миллиона гривен.  В ближайшее время хочется поменять участки по улице Бочарова, который проходит под рынком, спуск от Пастера под Балковской до Одесской ТЭЦ, по улицам Гоголя и Канатной.

В Одессе многие годы были нарекания на качество услуг поставки тепла. Сезон только начинается, но не могли бы вы сказать, какие районы вы считаете проблемными по подаче тепла по нормативным параметрам, и какие наиболее частые причины плохого отопления в домах?

У нас много обращений по подаче тепла. Зачастую проблемы связаны с сетями внутри домов. И мы не имеем к ним доступа, за это отвечают ЖКСы. Складывается абсурдная ситуация, когда пересчитываем плату за тепло в сторону уменьшения мы, неся финансовые потери, а сети не ремонтируют ЖКСы. Наверное, было бы правильно или передать нам подачу тепла до квартир, или же устанавливать счетчик на вход, чтобы мы поставляли такую услугу на весь дом сразу, а далее пусть разбирается с ситуацией управляющая компания.

Проблемными являются также ведомственные дома, которые отапливают котельными простаивающих заводов “Холодмаш”, “46-ой Судоремонтый завод” и Завод керамических изделий. Мы не имеем к этим котельным доступ, потому часто бывают нарекания на их работу.

Как вы считаете, нужно ли отключать некоторые районы от крупных котельных, к примеру в центре Одессы, и переводить на мини- и крышные котельные? 

Есть такие проблемные участки. К примеру, на Ланжероновской в одном из домов у нас берут тепло всего 9 квартир. Нам было бы выгодно в такие дома ставить котлы и отключать от сетей, но я юридически не имею права этого делать, а только вести разъяснительную работу. В целом, нет районов, где таких домов больше или меньше. Такие зоны разбросаны по всему городу, но все же их больше в центре.

На фото: Иван Донченко

Есть ли у вас планы по привлечению грантов и инвестиций в ТГО?

Как говорится, я за любой кипиш, кроме голодовки. Но перед тем, как привлекать гранты, нам нужно разобраться с существующим положением вещей. Нам нужна схема теплоснабжения города, которая ответит, какие котельные надо закрыть, а где наоборот поставить современную. Схема ответит на все эти вопросы, а только потом привлекать гранты и инвестиции.

Как сообщала USIonline.com, в Одессе планируют резко повысить плату за тепло.

Читайте нас в Telegram.