Одесса сквозь годы и столетия: метаморфозы центральных локаций «фото»

Одесса сквозь годы и столетия: метаморфозы центральных локаций

Одесса за годы своего существования пережила различные метаморфозы, однако это никогда не мешало ей быть одним из самых уютных, атмосферных и необычных городов во всей Восточной Европе. Ею вдохновлялись, о ней всегда говорили, и она стала для нас «мамой».

Корреспондент Украинской Службы Информации совершил небольшое путешествие во времени, чтобы сравнить какой была Одесса, и какая она сейчас.

Пропитанная солнцем и шумом волн, любимый город у моря, жемчужина юга Украины и просто родная Одесса. Ей довелось пережить многое за годы своего существования, от темных времен и до самого своего расцвета, но одно оставалось неизменным – люди тянулись к ней всегда. Исаак Бабель видел ее по-своему. Еврейское гетто, очень самодовольная буржуазия и очень черносотенная городская дума, – писал он. Но и среди этого одесский писатель находил в ней прекрасное, что увековечилось в памяти, особенно солнечные степи, обтекаемые морем.

Паустовский же отмечал разношерстность одесской публики, и даже образ города был немыслим для него без жителей Одессы.

Главная пульсирующая артерия Одессы – улица Дерибасовская, которая повидала весь спектр местного колорита: от уличных музыкантов, мимо которых неспешно прогуливались буржуа, и до профессиональных карманников и цыган. Дерибасовскую переименовывали множество раз, но те названия так и не прижились, ведь город у нас свободолюбивый, норовистый, как и погода на море, да и названа изначально она в честь одного из первых градоначальников Одессы – Хосе де Рибаса, который как раз и проживал на этой улице. 

Так Дерибасовская выглядела в 1970 году, когда по ней еще ездили машины.

Дерибасовская, 1970 год

И вот какая она сейчас.

Дерибасовская, 2018 год

Сердце города украшает величественный Оперный театр. Первое здание распахнуло свои двери для одесской элиты в начале XIX века, в 1810 году. Спустя 63 года произошел пожар и здание сгорело. Современный оперный, которым мы любуемся по сей день, был создан в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле нового венского барокко, а интерьер выполнен в сдержанном рококо. Примечательно, что в далеком прошлом на сцене театра выступала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, жена поэта Есенина, и когда-то дирижировал сам Чайковский. За портьерой скрывались известные балетные труппы и оперные певцы – и спустя годы театр остался храмом искусства.

Оперный театр. фото: old.odessa.ua

Оперный театр, 2018 год

Выходим на родной Приморский бульвар, который ранее до 1919 года именовался Николаевским, а чуть позже до 1945 года бульваром Фельдмана. Одно из самых масштабных событий в истории бульвара произошло на день труда 1 мая 1917 года, тогда именно здесь собралось свыше 300 тысяч одесситов. Эту демонстрацию они провели после Февральской революции с присущим истинным коренным жителям размахом: кричали, размахивали руками и устроили настоящий перформанс. Наталья Рязанова в статье “Лопни, но держи фасон” пишет: “Одесское умение интриговать публику для целей агитационной работы с массами. Некий товарищ Берман на Думской площади осуществил под названием “Памятник труду” следующий хэппенинг: на пьедестале грудой лежали колеса и части машин. Среди которых гордо стояли, осененные красными знаменами, живой солдат, рабочий и матрос. По бокам пьедестала: с одной стороны — молот и наковальня, рядом швея строчила на швейной машинке и сапожники работали за своими табуретами. С другой стороны, возле серпа и молота стояли крестьянки со снопами”.

Приморский аллея

Демонстрация 1 мая на Приморском, фото: old.odessa.ua

Приморский бульвар, 2018 год

В наше время деревья вдоль бульвара обвивают разноцветные светящиеся гирлянды, которые создают особенно романтическую атмосферу по вечерам. Проходя по аллее, останавливаемся у памятнику Дюку, который известен каждому. Это первый памятник, установленный в Одессе, в честь одного из градоначальников города, благодаря которому жемчужина у Черного моря стала одним из самых крупных торговых портов. Неоднократно приезжие слышат местную шутку “посмотри на дюка со второго люка”, однако вид поинтереснее открывается на Потемкинскую лестницу. Ее многолетние ступени имеют свою историю: во время революции 1905 года, начавшейся с восстания на броненосце “Потемкин” лестница стала  один из самых важных стратегических объектов, соединяя доступ к городу портовым мятежникам, и была заблокирована казачьими войсками.

Потемкинская лестница раньше

Потемкинская лестница, 2018 год

Слева от Потемкинской лестницы, за Воронцовским дворцом расположен Тещин мост, который является точной копией моста герцогини Шарлотты в Люксембурге. Изначально планировалось, что он будет выполнен в ретро-стиле, но в ходе строительства было решено оставить дух конструктивизма. Традиционно влюбленные пары оставляли подписанные замочки на мосту, но ситуация с каждым годом ухудшалась – и поэтому было решено создать арт-инсталляцию, на которой теперь висит множество “знаков любви”.

Тещин мост, фото: old.odessa.ua

Тещин мост, 2018 год

Спускаемся вниз, проходим подземку и выходим в Одесский морской порт. Когда-то за маяком не виднелись высотки, но есть и вещи неизменные, вечные – здесь всегда пришвартованы сотни кораблей, яхт и судов с разных уголков мира.

В Одессе есть порт, а в порту – пароходы, пришедшие из Ньюкастля, Кардифа, Марселя и Порт-Саида; негры, англичане, французы и американцы. Одесса знала времена расцвета, знает времена увядания – поэтичного, чуть-чуть беззаботного и очень беспомощного увядания. Одесса,– в конце концов, скажет читатель,– такой же город, как и все города, и просто вы неумеренно пристрастны, – писал Исаак Бабель.

Маяк

Вид на корабли в порту

Одесский морвокзал, 2018 год

Переместимся ближе к историческому центру, на пересечение улиц Дерибасовской и Преображенской, где расположен чарующий и манящий “Пассаж”. Его история весьма необычна, ведь когда на этом месте еще стоял дом, в одной из квартир жил брат Александра ПушкинаЛев Пушкин, служивший чиновником на Одесской таможне, а в гости к нему наведывался сам Николай Гоголь. На такие “квартирники” собиралась вся интеллектуальная элита тех времен. А затем дом снесли. Идея создать гостиницу и крытые торговые ряды принадлежала купцу первой гильдии Менделевичу, так и появился на стыке столетий в далеком 1899 году “Пассаж”. Тогда, как и сейчас, яркие винтажные витрины манили прохожих, а гостиница соответствовали по последним современным стандартам

Пассаж, фото: old.odessa.ua

Пассаж, фото: old.odessa.ua

Пассаж, 2018 год

Вернемся в те времена, когда по улицам Одессы ездили повозки с лошадьми и не было привычных нам светофоров. Именно так тогда на улице Новосельского выглядела Кирха Святого Павла, построенная с 1825 по 1827 год итальянским архитектором Францом Боффо.

Кирха

Кирха

Сейчас лютеранский кафедральный собор выглядит несколько иначе, ведь за столь долгие годы своего существование ему довелось пережить и капитальный ремонт, и реставрацию в 1895-1897 годах, которая оказалась скорее строительством новой церкви. В поствоенные годы здание выделили под нужды Института связи, в тот момент для церкви настали времена унижения и богохульства, но апогеем всего это стало то, что у алтаря были установлены душевые и туалеты для спортсменов. В 1976 году 9 мая после пожара от храма осталась лишь каменная кладка, и только спустя много лет началась вторая реконструкция, которую закончили в 2010 году.

Кирха, 2018 год

Одна из самых любимых локаций молодого поколения – “оупен-эйр” Зеленый театр, который позаимствовал архитектуру строения у древнеримского амфитеатра. Многострадальное эко-пространство переживало за годы своего существования различные видоизменения. После освобождения Одессы от оккупантов театр был в полуразрушенном состоянии, а к концу XX столетия окончательно превратился в руины. Уже в 2015 году его реставрировали и привели в порядок одесские активисты, но до сих пор у “Зеленого” тяжелая судьба – то его возвращают местным жителям, то хотят превратить в нечто коммерческое. Да и пока неизвестно, когда же разорвется этот заколдованный замкнут круг.

Зеленый театр, фото: old.odessa.ua

Зеленый театр, 2018 год

Окунаясь в центральные дебри, нельзя обойти мимо и Деволановский спуск. Улица проходит по дну Карантинной балки, что очень символично, ведь именно слово “дно” подходит под описание этой полуразрушенной локации, которая впитала в себя истинное одесское “гетто”. Здесь расположено заброшенное казино Cristal Palace – здание пустует, но это только на первый взгляд. Внутри есть “обжитые” уголки, которые напоминают хоррор рассказы Стивена Кинга – местами валяются шприцы и старые продавленные матрасы, на которых ютятся в зимнюю пору бездомные, и скрип старых половиц пробирает до костей и леденит душу заглянувших туда людей.

Деволановский спуск

Деволановский спуск, 2018 год

Да, Одесса – разная, непредсказуемая, но побывав здесь даже один раз – захочется вернуться, потому что у этого города есть своя душа.

Десятилетним мальчиком я впервые увидел Черное море в Одессе. Оно показалось мне прохладной синей тучей. Живая синева шумела у берегов из красной раскаленной глины, качала паруса и ржавые пароходы, – позже напишет Паустовский о своей первой встрече с южным городом.

А пейзажи в глазах Бабеля со временем привлекут еще больше желающих посмотреть на жемчужину у моря: В Одессе сладостные и томительные весенние вечера, пряный аромат акаций и исполненная ровного и неотразимого света луна над темным морем.

Как сообщала USIonline.com, надежды, переживания и ужасы Одессы 25 лет назад: новости “Вечерки” октября 1993 года.

Читайте нас в Telegram.