Как самое старое кладбище Одессы стало парком
Во многих городах самое старое место — это кладбище. Величественные склепы и надгробия, выполненные как настоящие произведения искусства, составляют важную часть исторического наследия. Память об отцах-основателях также теплится в наполовину стертых надписях могильных плит. Но в Одессе от самого старого кладбища не осталось почти ничего.
Об этом сообщает корреспондент Украинской Службы Информации.
От кладбища — к парку
Возле шумного и многолюдного “Привоза” есть невзрачный парк. Он имеет недобрую славу. Близость крупного рынка, торговых рядов, автостанции и Молдаванки налагают определенный отпечаток на это место. Сейчас здесь раскинулись широкие аллеи, а узкие тропинки утопают в буйстве зеленых трав и скрываются под сенью деревьев. Возле входов со стороны ул Мечникова и Новощепного ряда кипит работа — строители возводят массивные привходовые арки. Рядом доживает свой век надпись “Формула отдыха”, которая красноречиво дополняется близостью местных кафе невысокого пошиба. Было ли тут когда-то иначе?
До 1936 года вместо парка (раньше он носил название парк Ильича, сейчас — Преображенский) здесь было первое одесское кладбище. Первые захоронения датируются концом XVIII века, т. е. были сделаны в самые первые годы существования молодого города или даже до официального основания Одессы.
Кладбище не было однородным. Здесь были “зоны” для захоронения христиан (с 1833 года на кладбище выделили отдельный участок для захоронения христиан евангелического исповедания — авт.), иудеев и мусульман.
В то время это была дальняя окраина города, и место щедро отдавалось для захоронения. Вначале границы кладбища были определены в 22 гектара, но постоянно расширялись, достигнув в период максимального масштаба 34 гектаров.
Со временем город подступал все ближе и ближе. Таким образом, возникло уже отдельно второе христианское и второе еврейское кладбище (которое упразднили уже в 1970-е гг.).
В основании кладбища принимали участие знаменитые архитекторы ранней Одессы. В 1821 году городской архитектор Франсиско Фраполли (известен обустройством рыночных площадей в первой трети XIX века) отвел участок для захоронения караимов. В 1829 году Франц Боффо, знаменитый архитектор, который построил Воронцовский дворец, здание первой Одесской биржи (сейчас там располагается здание городского совета — авт.), полуциркульных зданий на Приморском бульваре и, конечно, всемирно известную Потемкинскую лестницу, составил смету на строительство военного участка для захоронения воинов, умерших в госпиталях Одессы.
В 1936 году кладбище закрыли. Частично территория упраздненного кладбища была занята зоопарком и трамвайным депо.
Кто здесь был похоронен?
На самом старом одесском кладбище хоронили до начала 1920-х годов. Здесь были упокоены многие значимые личности в истории города. Тут была могила Льва Сергеевича Пушкина, брата знаменитого писателя.
Здесь были усыпальницы генералов, участников войны против Наполеона Александра Строганова и Ивана Сабанеева. Интересно, что оба вошли в одесскую топонимику названиями мостов — в Одессе есть каменный Сабанеев мост через Военную балку (старейший сохранившийся на сегодня — авт.) и массивный Строгановский мост, который ведет по Греческой улице и перекинут через Польский и Деволановский спуски.
Мы уже упоминали, что известные архитекторы участвовали в создании первого кладбища. Но тут они были и похоронены. В частности, точно известно о захоронении на первом христианском кладбище Джованни Фраполли. Очевидно, что это был младший брат Франсиско Фраполли. Он оставил после себя более полутора десятков строений, пик его активности пришелся на второе десятилетие XIX века. Неизвестно, как еще себя проявил талантливый итальянец, если бы не коварное убийство. Он стал жертвой своего кучера, который замыслил ограбление своего патрона. После совершенного преступления кучера быстро поймали и осудили, но он не пережил суда и умер в тюрьме. Интересно, что раскаявшийся преступник пожелал быть похороненным у ног погубленного хозяина. Просьбу выполнили. На первом христианском кладбище рядом с мраморной плитой — надгробием, где был похоронен Фраполли стояла плита поменьше с вырезанной кучерской шляпой и топором — орудием убийства. Могила архитектора до наших дней не сохранилась.
Здесь был упокоен Феликс де-Рибас (брат знаменитого Иосифа де-Рибаса, который командовал войсками, взявшими турецкую крепость Ени-Дунья в сентябре 1789 года — авт.) и его сын Михаил. Могилы долгое время находились в неприглядном состоянии и только в день столетия основания Одессы по решению городской думы “в признательность за принесенный одесским жителям дар” они были обнесены чугунной решеткой.
Умершая в 1919 году в Одессе от гриппа Вера Холодная также была похоронена на этом кладбище. Масштабная процессия, провожавшая легенду немого кино, стала ее последним фильмом.
В середине 1930-х годов кладбище было закрыто и упразднено. Вместо него сделали парк отдыха. Многие надгробия, которые были произведениями искусства, были сломаны и уничтожены. Впервые о старом кладбище публично заговорили в конце 1980-х годов.
Определенные подвижки произошли, но окончательно убрать с мемориального и памятного места развлекательную составляющую не удалось.
Среди новых монументов — памятный крест участнику русско-турецкой войны 1877-1878 гг., генералу Федору Радецкому. На старых открытках можно увидеть, как выглядел памятник до революции.
Церковь на кладбище, убранство и благотворительность
В середине 1810-х годов возникла необходимость привести кладбище в порядок. В 1819 году начали возводить каменный забор по периметру кладбища. Забор строили долго, за год успели построить около 1 километра, так как использовали труд 20 заключенных одесской тюрьмы. Кстати, это характерная черта строительных работ в начале 19 века в Одессе. Даже Потемкинскую лестницу строили с участием арестантских рот.
Тогда же на пожертвования стали строить церковь Всех Святых. Строительство шло с трудом, так как пожертвования были весьма и весьма скудны. В сентябре 1819 года коммерческий советник И. Рено, который был попечителем строительства церкви и кладбища отмечал, что священнослужители неохотно участвуют в сборе средств на строительство церкви. В итоге на кладбищенскую церковь были вынуждены взять 500 рублей, которые были собраны для церкви на пересыпи, правда “с возвратом”.
В 1829 году тут возникла богадельня, через несколько лет перестроенная в капитальное каменное здание, где могли находиться до 100 постояльцев и получать помощь и обеды. По тем временам это позволило убрать с улиц молодого города всех нищих и нуждающихся. Гораздо позже, в 1886 году построили массивное здание Инвалидного дома (богадельни). Его строили за средства известного мецената и городского головы Одессы Григория Маразли. Проект здания принадлежит знаменитому архитектору Александру Бернардацци. Сейчас там размещается Хмельницкий отдел Полиции.
Благотворительные заведения были и со стороны Привоза. В 1888 году по проекту архитектора Юрия Дмитренко построили детский приют (сейчас это здание по ул Новощепной ряд, 23).
Городские власти принимали активное участие в поддержании порядка и содержании старого кладбища. В середине XIX века тут были высажены деревья, проведено обустройство дорог. В 1892 году город принял на себя уход за частными могилами. Это осуществлялось за счет налога с владельцев могил или благотворительных взносов родственников и потомков похороненных. Правда, на кладбищах случались и случаи воровства и вандализма. Уже в 1840 году в городской думе поднимали вопрос о “о беспорядках на одесском городском кладбище”. Позже публикации о бесчинствах появлялись в местной прессе. Это вынудило поставить на территории кладбища целых три “сторожевые будки”.
Автор, современные фото: Станислав Кинка.
Как сообщала USIonline.com, 7 памятников скрытых от одесситов и гостей города.
Читайте нас в Telegram.