“Муниципальная охрана”: борцы с МАФами, охранники побережья, сторожа мэрии и просто личная армия Труханова
Сотрудники департамента муниципальной безопасности Одесского горсовета и работающего под их шефством КП «Муниципальная охрана» в последнее время стали первыми представители местной власти, с которыми ежедневно сталкиваются горожане. «Муниципалы» патрулируют город, охраняют въезды на побережье, следят за торговлей на улицах, контролируют гражданские акции, а в последнее время еще и сторожат мэрию и райадминистрации. Часто коммунальщиков в военной форме еще называют личной армией мэра Геннадия Труханова, которая «закручивает гайки» журналистам и может использовать кулаки против активистов.
Украинская Служба Информации разобралась в нюансах работы “муниципалов” и пообщалась с одесситами, которые столкнулись с работниками скандального КП.
Официально
Создание новой силовой структуры в мэрии – одна из первых инициатив Геннадия Труханова в кресле мэра Одессы. Еще летом 2014 года в горсовете был создан новый департамент муниципальной безопасности. Проект о создании структуры был опубликован на сайте мэрии 23 августа и без каких либо общественных обсуждений вынесен на сессию через 4 дня. “За” проголосовали большинство из 72 депутатов.
В стране идет война, поэтому времени рассусоливать у нас нет, — подчеркнул тогда Труханов.
В апреле 2015 года также было сформировано новое коммунальное предприятие “Коммунальная охрана”.
В данной структуре сейчас работают более 100 человек. Чиновники любят упоминать, что большинство из “муниципалов” – патриоты, прошедшие закалку в гражданских формированиях времен “Евромайдана” и позже на полях сражений АТО.
В марте 2016 года Труханов заявил, что КП “Муниципальная охрана” получило лицензию на охранную деятельность 1-го уровня от Министерства внутренних дел. То есть, “муниципалы” имеют полномочия иметь при себе спецсредства (газовые баллончики, дубинки), патрулировать улицы, охранять админздания и обеспечивать безопасность чиновников.
У охранников хорошее финансирование. Им закупили форму единого образца и спецсредства, обеспечили транспортом, рядовой “муниципал” получает зарплату в районе 8 тыс. грн.
На 2017-2019 год охранники запросили финансирование в рамках спецпрограммы на 41,5 млн. грн. Пока что им выделили 9 млн., но с оговоркой начальника городского департамента финансов Светланы Бедреги, что “остальные расходы будут рассматриваться при обоснованных расчетах”. Вероятно, позже через еще несколько траншей “муниципалы” получат остаток суммы.
Функции
“Муниципалы” прибрали к рукам полномочия, которые раньше были у множества отдельных структур.
Они согласовывают установку МАФов и участвуют в их сносе, — раньше этим занималось управление развития потребительского рынка.
Они следят за соблюдением правил благоустройства городской среды, — это широкие функции, которыми раньше занимались чиновники от департаментов коммунальной собственности и капстроительства, до “Горзелентреста”. Кроме того, “муниципалы” следят за ремонтом домов и тротуаров, ликвидируют стихийные свалки, меняют люки, демонтируют юнипаркеры, устанавливают пандусы, зимой убирают снег, демонтируют самострои и борются с незаконным захватом земли… Всех функций не перечесть.
Еще они следят за безопасностью на побережье и контролируют проезд автомобилей на Трассу Здоровья, — раньше этим занимались пляжные КП.
Также “муниципалы” следят за регистрацией гражданских формирований и налаживают связи с общественниками, — до реформы структуры горсовета этим занимались городские соцслужбы. За 2016 год коммунальщики зафиксировали еще 4 новых общественных формирования, всего в городе сейчас таких зарегистрировано 33.
Также “муниципалы” переняли на себя функции МВД. После получения охранной лицензии с начала 2017 года они вместо сотрудников полиции охраны заступили на дежурство в мэрии на Думской, 1, и в четырех райадминистрациях. Недавно руководство КП “Муниципальная охрана” отчиталось, что благодаря их услугам городская власть платит за свою охрану теперь в 24 раза меньше.
После того как “муниципалы” занялись охраной мэрии, за несколько месяцев они “закрутили гайки” и практически прекратили пропуск общественников в мэрию. Для журналистов они выдумали новые правила прохода – теперь сотрудников СМИ пропускают отдельно, через боковую дверь, после длительного досмотра вещей и проверки документов. Эти меры они объясняют угрозой террористических актов.
Еще “муниципалы” должны обеспечивать безопасность и следить за правопорядком во время проведения мероприятий, организованных городом, собраний, слушаний, а также акций протеста и митингов. В отчете за 2016 год указано, что коммунальщики присутствовали на 187 таких мероприятиях и привлекали себе на помощь активистов общественных формирований. Вместе они выявили и пресекли 32 правонарушения
Именно последние два пункта работы “муниципалов” — охрана мэрии и надзор за активистами на акциях стали индикатором отношений городской власти к любой гражданской активности одесситов.
Личная армия Труханова
За несколько лет работы “Муниципальной охраны” у одесских общественников появился достаточно многогранный опыт общения с ее бойцами. Одним из первых под горячую руку охранников попал общественник Владислав Балинский.
10 апреля 2015 года он с соратниками пришел на сессию горсовета, чтобы требовать у депутатов признать Россию страной-агрессором. В зале началась потасовка, муниципалы вытолкали его из зала, скрутили и избили.
Мы проводили флешмоб, достали мусорные пакеты. Отмечу, что это была мирная акция, мы не мешали депутатам и не вмешивались в их работу. Нас начали оттеснять, меня выволокли из зала через задние двери, вытолкнули в коридор, где не было камер видеонаблюдения и избили впятером. Трое “муниципалов” меня держали, один бил сзади по почкам. Это был руководитель охраны Сергей Альпаков (сейчас он возглавляет управление общественной безопасности департамента муниципальной безопасности, – прим. Ред.), — говорит Балинский.
После этого инцидента Балинский снял побои и написал заявление в полицию. Факт нападения был внесен в ЕРДР, но дальше дело не продвинулось.
Летом и в начале осени 2016 года состоялось несколько разгонов лагеря “Антитрухановскго майдана” на Думской площади, в которых “муниципалы” также отличились. Больше десятка участников бессрочной акции протеста были избиты, их увозили в больницы с переломами и разбитыми головами. Тогда от одного из работников КП досталось и журналисту Украинской Службы Информации. После этого самоуправства “муниципал” был уволен, но его коллеги, избивавшие активистов, не понесли никакого наказания.
Это карманная армия Труханова, которую он сейчас подготавливает к следующим выборам. “Муниципалы” подчинили себе множество прибыльных сфер, с которых можно собирать взятки, но их главная функция – физическое противостояние любому инакомыслию. Если вы реально попытаетесь бороться с нынешней бандитской городской властью – вас изобьют. Они хотят, чтобы все это имели ввиду, чтобы их боялись. Мы следим за всеми их нарушениями, чтобы потом в судах припомнить все факты нарушений, — рассказала одна из организаторов “Антитрухановского майдана” Алина Подолянка.
За последнее время накопилось еще несколько фактов попыток коммунальщиков в форме ограничить свободный доступ граждан в горсовет.
Активистка эко-движения “Зеленый лист” Светлана Подпалая говорит, что сейчас чтобы обсудить с чиновниками проблему вырубки деревьев в очередном одесском парке приходится вылавливать их у входа в горсовет, потому что просто зайти в мэрию к ним на прием практически нереально.
Мы уже два года наблюдаем это постепенное “закручивание гаек”. Пройти внутрь мэрии общественникам иногда получается, но после каких-то особых манипуляций. Приходится апеллировать то к депутатам, то к вице-мэрам, чтобы они провели нас с собой. Например, недавно когда в Греческом парке пилили деревья, мы зайти на аппаратное совещание не смогли. Пришлось ждать у входа, скандировать наши требования и ждать вице-мэра Орловского, чтобы передать наше обращение, — объяснила Подпалая.
В середине марта “муниципалы” в очередной раз нарушили закон о доступе к публичной информации и не пропустили лидера одесского “Автомайдана” Виталия Устименко вместе с соратниками на заседание комиссии по депутатской этике.
Мы 13 марта пришли на комиссию, чтобы требовать исключения из состава исполкома Николая Шурды, который незадолго до этого стал участником скандала (его пьяного в машине задержали патрульные, Шурда вел себя агрессивно и оскорблял полицейских, — прим. Ред.). Мы объяснили цель своего визита охраннику, но “муниципал” отказался нас пропускать, он также не представился и не показал удостоверение. Через два дня, во время сессии 15 марта, мы снова пришли в мэрию, я увидел у входа того же сотрудника и вызвал полицию, чтобы они установили его личность. Пока патрульные ехали, он скрылся, — рассказал Устименко.
Также та сессия запомнилась и журналистам. Сотрудники СМИ около часа ждали возле закрытого турникета.
“Муниципалы” не пускали общественников, и нас с ними заодно. На входе образовалась давка, охранники потребовали, чтобы все, кто захочет зайти, обязательно получили одноразовые пропуска. Но женщина, которая их в окошке выписавает, куда-то ушла. Это было просто издевательство, мы с моим коллегой, оператором с телеканала “Круг” Женей Войтенко просто перелезли через турникет и пошли работать на сессию. Нас попытались задержать, Женю схватили за руки, чуть не закончилось дракой, — рассказал корреспондент Константин Гак.
Новый подход к старой проблеме
Каждый мэр Одессы по-разному пытался решить проблему защиты себя и своих соратников от назойливых и порой возмущенных горожан, которые немного знают о том, как чиновники разворовывают город.
При Эдуарде Гурвице, например, развязывали руки и били журналистов даже его заместители, а один раз дошло даже до стрельбы. Во времена каденции Алексея Костусева вошел в народ термин “титушка”, и именно такие же “неизвестные молодые люди спортивного телосложения” кучковались в мэрии во время важных совещаний, готовые в любой момент поумерить пыл гражданских активистов. Геннадий Труханов в этом деле, конечно, зашел дальше всех. Созданные им “Муниципальная безопасность” и “Муниципальная охрана” — это, фактически, легализация тех же вчерашних “титушек”, превращение их в сотрудников органов местного самоуправления, на зарплате и с официальным трудоустройством.
Впрочем, грань все же теряется из-за постоянного привлечения на помощь “муниципалам” активистов из гражданских формирований. То есть, не каждый охранник, одетый в камуфляж и дежурящий во время сессии у входа в горсовет, – это “муниципал”. Но и разбираться в этом, увы, скорее всего они не дадут.
Кстати, в марте одесская полиция начала расследование по факту создания “Муниципальной охраны”. После обращения активистов правоохранители разберутся, насколько законным было создание этого формирования.
Как сообщала USIonline.com, “Муниципальная охрана” усложнила проход в мэрию: опасаются терактов.