Кто лишает украинцев своего вина?
Уже вторую неделю в сети активно обсуждают скандал, разразившийся вокруг частной украинской винодельни «Beykush winery», расположенной в Николаевской области, сообщает корреспондент Украинской Службы Информации.
Одно из немногих отечественных предприятий, которое производит вино высочайшего качества, пытаются закрыть – все усилия в этом направлении прикладывают сотрудники Государственной фискальной службы.
Налоговики обвиняют владельца винодельни Евгения Шнайдериса в незаконном производстве алкоголя и нанесении ущерба госбюджету на сумму 394 тыс. 650 грн. В связи с этим производственные мощности «Beykush winery» были арестованы, а работу предприятия, фактически, парализовали.
Отметим, что продукцию Евгения Шнайдериса уже успели высоко оценить не только в Украине, но и за границей. Владелец крупнейшего лондонского винного магазина, известный российский предприниматель Евгений Чичваркин назвал вина «Бейкуш» лучшими среди всех украинских, которые ему доводилось пробовать. И заявил, что считает действия налоговиков в отношении николаевской винодельни полнейшим безобразием.
Игра для избранных
Эта ситуация – яркий пример того, как Украина «заботится» о своих виноделах и о потребителях винной продукции. К сожалению, от участи Евгения Шнайдериса и его предприятия « » нынче не застрахован ни один винодел, который стремится не только получить прибыль, но и создать действительно качественный продукт.
Государству такие винодельни не нужны, а крупным производителям они и вовсе мешают, сетуют владельцы малых предприятий. Действующее законодательство направлено против мелких и средних производителей вина. Выжить в этих условиях могут лишь монополисты, способные платить огромные суммы налогов за право реализовывать свою продукцию на рынке.
Когда во всем мире локомотивом местного виноделия являются небольшие частные хозяйства, коих тысячи в каждой винодельческой стране, в Украине они де-факто запрещены. Невозможность их появления обусловлена и высокой стоимостью необходимых лицензий, и сложностью прохождения всех бюрократических процедур для получения всех разрешительных документов, и общей атмосферой созданной для предпринимательства, – поясняет Евгений Шнейдерис.
Напомним, согласно новому Налоговому кодексу маленькие винодельни наряду с частными пивоварнями обязаны ежегодно платить в бюджет до полумиллиона гривен – за лицензию на право торговать бутилированным напитком.
Под эту норму подпадают вся слабоалкогольная продукция, в которой содержание этилового спирта превышает 0,5% объемных единиц. Раньше дорогостоящая лицензия требовалась лишь для производителей тех напитков, где было более 1,2% спирта.
Теперь фиксированный лицензионный сбор виноделы обязаны платить независимо от объемов своего производства. Если хозяйство производит 10 тыс. бутылок в год, то лицензионный сбор в цене каждой бутылки составляет 50 грн, делая продукцию нерентабельной. Таким образом, умельцы, которые дома делают вино из собранного на дачном участке винограда, должны либо отказаться от любимого дела, либо нарушать закон.
Французский парадокс
Сложившуюся ситуацию резко раскритиковал губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Он отметил, что нововведение просто губит отрасль: почему домашние виноделы должны платить такой же огромный налог, как и производители крепких алкогольных напитков?
Преступление – не деятельность этих малых производителей вина, а налоговая система, которая загоняет сотни тысяч таких производителей в тень из-за идиотского полумиллионного годового налога, который дает право торговать вином. Я очень надеюсь, что в ближайшее время Верховная Рада отменит этот налог. Его упразднение – это часть «Одесского пакета реформ», который был внесен нами в Раду. Министр сельского хозяйства Алексей Павленко нас поддерживает, осталось только голосовать. Просто, пока мы ждем, почти ежедневно вот так убивают бизнес, – цитирует губернатора корреспондент USI.online.
Председатель союза предпринимателей Болградского района «Монолит» Сергей Сахаров выразил полную солидарность с Михаилом Саакашвили. Он отметил, что грабительский полумиллионный налог убивает не только мелкий аматорский бизнес, но и в целом туристическую особенность южного края, так как производство довольно качественного натурального продукта оказывается убыточным.
То ли это лоббирование интересов крупных производителей, то ли просто непонимание процессов, которые проходят в таких местах, как юг Одесской области, – отметил лидер предпринимателей.
Виноделы утверждают, что готовы платить налог за изготовление вина частным образом, но только в том случае, если продавать свою продукцию они будут на общих основаниях. Речь идет о равных условиях с другими сельхозпроизводителями, как это принято в других странах. Только в этом случае отрасль будет платить налоги в бюджет, подчеркивают специалисты.
С введением лицензирования закрыли путь на рынок вина и фермерам, возделывающим виноградники. Если во Франции активно развиваются частные винодельческие предприятия, даже на базе в несколько сот гектаров лозы, то в Украине они просто не имеют шансов на существование, – продолжает Василий Гулько, известный в Болградском районе технолог-винодел, специалист высочайшего класса.
По его словам, во Франции, которая славится своими винами на весь мир, не такие благоприятные условия выращивания виноградной лозы, как в наших краях. Тем не менее, отмечает Гулько, французский винодел, который имеет хотя бы 2-3 га виноградников, уже автоматически считается богатым человеком.
Как следствие – во Франции работает больше 30 тысяч виноделен. В Испании их не меньше. Даже в Австрии, которая, казалось бы, уж совсем не винная страна, виноделен насчитывают несколько тысяч.
Заводы предпочитают «чернила»
Тем временем, количество заброшенных виноградников в благодатном Одесском регионе увеличивается в геометрической прогрессии.
Некоторые фермеры и сельхозкооперативы выкорчевывают многолетние насаждения. В том числе и те, которые высаживали благодаря государственной программе поддержки виноградарства (за счет дополнительного однопроцентного сбора с продажи подакцизных товаров), а на это были направлены миллионы гривен, – утверждает лидер болградских виноделов Сергей Сахаров.
В свою очередь, директор виноградарского хозяйства им. Суворова Анатолий Белоус говорить, что в последние годы рентабельным в Украине оставалось только производство столовых сортов винограда, которые можно было продать с куста по 7-12 грн/кг (и это при том, что 80% столовых сортов поступают на украинские рынки из-за границы).
За технические сорта винзаводы, пользуясь своей монополией, платили копейки – не более 2 грн за кг. Считается, что лицензию на розлив вина ввели исключительно в интересах монополистов в сфере переработки винограда, так как только крупные винодельческие заводы могут позволить себе ежегодно приобретать лицензию стоимостью в полмиллиона. Официально на всю Украину – не более 20 производителей вина, которые имеют лицензии на его оптовую продажу.
А вот, к примеру, Ренийский винзавод уже не может позволить себе открыть линию по розливу вина, даже несмотря на то, что она в свое время была уже закуплена. Мелкие и средние производители вынуждены продавать виноматериалы (по сути то же вино, только в цистернах, не бутилированное) по ценам, которые диктуют монополисты.
Впрочем, полумиллионная лицензия на право продажи бутилированного вина в Украине, против которой выступает одесский губернатор, – это только вершина айсберга проблем украинских виноградарей и виноделов. Помимо «драконовского» налога, развитию отрасли препятствует поток в страну дешевого сырья из Молдовы.
Как только в Украине начинается сбор винограда, соседи заваливают отечественные заводы своими виноматериалами, в том числе суслом неизвестного происхождения. Этот поток демпингует цены на качественный виноград украинских производителей, утверждают специалисты. Причем коньячные заводы также не закупают отечественное сырье «потому что дорого», предпочитая готовый спирт из Грузии.
Еще одна опасность для отечественной винной отрасли – это движение Украины в Европу. Для украинских производителей это может означать неминуемую «смерть».
В европейских странах виноградарство дотируется государством. Как следствие, они могут снижать цену на свою продукцию. Таким образом наш производитель оказывается в неравных условиях, и в жесткой рыночной борьбе заведомо обречен, – говорит заслуженный работник сельского хозяйства Украины Анатолий Белоус.
Ад для виноделов или рай для туристов?
По словам экспертов, спасти ситуацию еще не поздно. Государство при участии виноделов должно как можно быстрее разработать и принять комплексную программу реформирования и развития этого сектора.
В Бессарабии, самом винном крае на юге области, изготавливают вино тоннами, а хранят по старинке, дедовским способом – в бочке, до нового урожая. Непригодным остаткам тоже находят применение: делают виноградную водку – ракию. Однако просто так, проездом, с рук, зайдя в любой дом, вы ее купить не сможете. Здесь знает каждый: вино продавать нельзя.
Более того, бессарабские виноматериалы закупают предприимчивые дельцы из западных районов Украины. Они разливают вино в бутылки, а на этикетке мелким шрифтом пишут, что оно изготовлено из винограда, выращенного на юге Одесской области.
Наши знатоки вин утверждают, что это уже не бессарабское вино, оно безнадежно испорчено. Оскорбляет и желание использовать наш богатый винный потенциал лишь в качестве сырьевой базы. Ведь мы могли бы успешно конкурировать не только на украинских, но и на мировых рынках, – сетует Сергей Сахаров.
Потенциал этого бизнеса эксперт видит в проведении винных фестивалей, а также развитии сельского зеленого туризма. Кроме того, он предлагает местным ресторанам продавать и местные вина в том числе.
Правда, все это возможно только в том случае, если губительную для виноделов налоговую систему отменят. Ведь никто из участников рынка (за исключением крупных винзаводов) не может позволить себе лицензию на продажу вина.
Если полумиллионный налог будет отменен, это позволит значительно упростить работу по воссозданию когда-то популярных в Бессарабии дугенов – магазинчиков, куда жители сел привозили свое вино. Покупатели знали не только откуда оно, но и кто хозяин, выбирали понравившееся, ведь каждое вино неповторимо. Винные традиции просто необходимо возрождать, – говорит Сахаров.
Открытие малых виноделен приведет к росту рабочих мест, к расширению инвестиционного потенциала юга Украины, а так же повысит туристическую привлекательность черноморского побережья, утверждают знатоки. Появление сотен нормальных виноделен может поспособствовать расширению курортного сезона на два-три месяца – было бы желание у власть имущих.
А пока Сергей Сахаров приглашает всех зимний винный фестиваль в Бессарабии, который состоится 14 февраля – в день, когда край отмечает праздник Трифона-зарезана, начинающего цикл в ежегодном выращивании винограда и производстве вина. Будем надеяться, что силовики не испортят праздник, – добавляет болградский винодел.
Как сообщала USI.online, российский предприниматель купил ворованный из Межигорья коньяк, который шабские виноделы подарили Януковичу.