Уникальная выставка в Одессе: реальный исторический облик Воронцовского дворца (фото)
Второй сезон выставки, посвященной Воронцовскому дворцу, показывает часть самых ценных чертежей, фотографий, документов и картин, собранных разработчиками документации для реставрации дворца, историками, архитекторами, реставраторами, краеведами. Здесь можно увидеть, как изначально выглядели интерьеры главной городской усадьбы Одессы и какие работы нужно провести, чтобы вернуть дворцу его изначальный вид. Корреспондент Украинской Службы Информации побывал на выставке в коммуникативно-выставочном пространстве «Квартира №6» в доме Блещунова, посвященной реальному историческому облику отдельных зданий городской усадьбы Воронцовых.
Здание дворца усадьбы Воронцовых в Одессе, которое чаще называют Воронцовским дворцом, уже несколько лет закрыто. Последний раз его планировали реставрировать еще в 2012 году, но тогда это сделать не смогли: сроки работ сжали до 3 месяцев и реставраторы не смогли бы качественно выполнить поставленные им задачи. В 2017 году архитектор-реставратор Анатолий Изотов, приглашенный из Киева, сформировав команду специалистов, занялся исследованиями комплекса в рамках реставрации бельведера, а позднее, уже как главный архитектор проекта и научный руководитель, возглавил авторский коллектив по разработке документации на реставрацию всего комплекса усадьбы Воронцовых.
Годы работы специалистов не прошли даром. Во время поисков были собраны материалы из частных коллекций, музеев, библиотек, архивов Украины, Англии, Германии, Польши, Франции, РФ и США и других стран по всему миру. В итоге удалось собрать самую большую документальную коллекцию по комплексу городской усадьбы, которая позволяет сегодня вернуть облик дворцу на 1917 год.
Среди главных особенностей выставки стали переданные из Эрмитажа цветные изображения Индийского кабинета Воронцовского дворца. Стоит отметить, что сами ученые “Эрмитажа” относили изображения к другой усадьбе, находящейся в городе Алупка в Крыму, но благодаря исследованиям реставратора Юлия Лившица удалось понять, что на картинах изображена именно усадьба Воронцовых в Одессе.
Эти работы были переданы нам из Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Их даже наши коллеги-реставраторы знали лишь в черно-белой, обрезанной версии. Отдельные умозаключения, которые были сделаны по итогам анализа по этим работам исследователями, являются ошибочными, поскольку не давали всей картины по Индийскому кабинету, – объяснил Анатолий Изотов.
Он добавил, что на выставке также представлено письмо князя Воронцова, где он перечисляет, какие вещи надо вывезти из интерьеров дворца, а также перечисляет помещения, которые ранее историками были названы иначе. Письмо датировано 10 января 1854 года и долгое время находилось в Лондонском архиве. Впервые его опубликовал Виктор Корченов в издании “Дерибасовская-Решильевская”, а благодаря Леониду Рабиновичу, специалисты получили сканкопию оригинала письма.
На выставке также представили 3D модель дворца усадьбы Воронцовых, которая изготовлена, чтобы дать возможность людям с ограниченными возможностями зрения ознакомиться с памятником архитектуры.
Проект “Одесса на ощупь”. Сделан макет для слабовидящих, чтобы они могли ощутить и прощупать все самые значимые архитектурные здания города. Тут также есть надписи на языке Брайля и на “обычном” языке, можно сказать Caps-Lock`ом. Это для людей, которые потеряли зрение в более осознанном возрасте и Брайля не знают, – рассказал автор проекта Федор Бойцов.
Он отметил, что макет дворца интересен тем, что они не могли бы оцифровать вид здания за тот период, когда там жил Воронцов поэтому данный макет выполнен в большей мере по реставрационным чертежам специалистов. На макете отображены световые фонари, которых на самом здании уже давно нет, и зимний сад, о существовании которого тоже знало очень небольшое количество людей.
Еще одним из уникальных экспонатов выставки стало изображение обоев дворца и фотографии более чем 100-летней давности, на которых изображен зимний сад внутри.
Этот проект для нас очень важен. Мы всегда стремимся внимание одесситов заострить на истории и том достоянии, которое нам досталось, и которое мы обязаны возродить и сохранить, – рассказала директор муниципального музея личных коллекций имени Блещунова Светлана Остапова.
Она отметила, что многие предметы были вывезены из одесского Воронцовского дворца в другой его дворец в Алупке. Многие из них также изображены на фотографиях, но пока можно лишь надеяться, что они вернутся в Одессу.
По словам Анатолия Изотова, некоторую мебель, которую также перевезли в Алупку, реставраторы надеются каким-то образом оцифровать методом фотограмметрии, выполнить по ним на 3D-принтере модели в натуральную величину и разместить во дворце, а потом передать мастерам на выполнение точных копий уже из оригинальных материалов и постепенно заменять мебель из полимерных материалов достоверными копиями. Таким образом, постепенно можно будет восполнить меблировку интерьеров.
Также он рассказал, что впервые на выставке представлены изображения и чертежи турецкой бани – хамама, которая находилась под Индийским кабинетом.
Большую помощь в поиске документов и других свидетельств об историческом виде усадьбы Воронцовых оказал одесский историк Сергей Котелко.
Знания языков сильно помогают, ведь всегда намного интереснее работать с первоисточником: французским, английским, польским и старой орфографией дореволюционного русского. Моя задача была находить и читать документы везде. Интернет великая вещь, нам помогали и из Лондона, и из Америки, но мне приходилось поработать и в петербуржском архиве, – рассказывает Котелко.
По его словам, с помощью документов удалось выяснить, что в Воронцовском дворце уже в 19 веке был установлен калорифер, обдувающий входящих в здание теплым воздухом, а сам князь вел точную опись передвижения всего своего имущества.
Стоит также указать на то, что после реставрации колоннады и ряда других объектов архитекторы крайне скептически относятся к работе городских реставраторов, которые могут нанести вред памятнику архитектуры и истории.
Работы по этому объекту – это не работы местных компаний. Такие работы должны вести либо государственные, либо бывшие государственные компании. Нужно задействовать реставраторов из Киева, из Одессы. Есть реставраторы-художники, которых можно привлечь. Поэтому данные работы могут проводить только те специалисты, которые всю жизнь занимались реставрацией, а не косили газон, а потом занимаются спасением объекта культурного наследия, – заявил Изотов.
Реставратор добавил, что на базе восстановленного комплекса можно создать Национальный музей-заповедник “Городская усадьба Воронцовых”. Однако создать такой заповедник будет правильнее до начала всех реставрационных работ. Этот объект должен давать культурное и художественное развитие, а не развитие песен и танцев. По его словам, осталось только привлечь специалистов, финансирование и начать работы, которые должны будут контролировать из Киева, иначе объект сохранить не удастся.
Для всех желающих выставка будет работать ежедневно, кроме среды, до 22 октября, с 10:00 до 18:00 на территории арт-пространства “Квартира №6” в доме Блещунова по адресу ул. Польская, 19. Билеты для взрослых обойдутся в 30 гривен, а для учащихся и пенсионеров – 10.
Фото: Кирилл Овсяный / Украинская Служба Информации
Как сообщала USIonline.com, одесский музей Блещунова создает онлайн-экспозицию своей коллекции в 3D.
Читайте нас в Telegram.