Поляки в Одессе: история и современность (фото) «фото»

Поляки в Одессе: история и современность (фото)

11 ноября в Польше празднуют День независимости (Narodowe Święto niepodległości). В этом году 102 годовщина восстановления польского государства, которое исторически играло большую роль и в развитии Украины. Несмотря на то, что Одесса возникает как город уже в тот момент, когда Речь Посполитая прекращает существование, число поляков в истории Одессы велико, а их значение сложно переоценить: здесь домовладельцы и архитекторы, аптекари и кондитеры, владельцы особняков, поместий, торговцы, меценаты, поэты.

Исследование о роли поляков в истории Одессы специально для читателей Украинской Службы Информации подготовил журналист и краевед Станислав Кинка.

Предыстория: Одесса до Одессы и поляки в истории края

После того, как Причерноморье оказалось во власти кочевников, а античная эллинистическая цивилизация была уничтожена, долгое время на территории Одессы не фиксируется постоянных поселений.

В начале XV века на территории, которую соотносят с нынешней Одессой, появился литовский или польский замок. Археологи обязательно поставят точку в этом неоднозначном сюжете из истории Одессы. Пока остаются противоречивые письменные упоминания о Качибее и многочисленные картографические источники разного времени, которые показывают поселение на месте нынешнего города.

Карта Польши, XIV в. Причерноморье под контролем Польского королевства

После того, как во второй половине XV века Причерноморье перешло под власть Османской империи и ее союзников, о постоянных славянских поселениях можно было забыть на несколько веков. Следующий приход поляков можно отнести к первым годам основания Одессы.

Голландская карта «Сцены войны на Днепре, Тире и Дунае в 1738 году», на месте Одессы крепость Koczubi, возможно построенная турками на месте польского или литовского замка

Это привлекательное Причерноморье

В конце XVIII века был издан указ, который привлек в Северное Причерноморье множество польских семей. Первыми массовыми польскими обитателями края стали те самые «сто семей шляхетских», которые приняли это предложение и решили переселиться в степи.

Польские магнаты, владельцы огромных наделов на Подолье и на Волыни, на территории современной Центральной Украины быстро увидели перспективу одесского порта. Порт был занят, главным образом, торговлей зерном. Для удобства и контроля в Одессе возникали как польские хлебные магазейны (склады), так и усадьбы-дома тех дворян и купцов, которые желали лично контролировать ход торговли.

Не все поляки селились в Одессе постоянно. По данным исследователя Томаша Чисельского, только 158 поляков из 890 зарегистрированных в Одессе на 1823 год проживали в городе постоянно, остальные находились в нем временно.

Поляки Одессы того времени — это представители свободных профессий, юристы, медики, – те, кто прибывал по делам торговым и на обучение в Ришельевский лицей. Не чужда была польской диаспоре и культурная жизнь в молодом городе. Уже в 1806 году склад зерна графини Ржевуской был переоборудован под показ театральных представлений. В 1808-1809 гг. в первом оперном театре выступали польские, французские и русские театральные труппы.

Католическая церковь на ул. Екатерининской

Польская Одесса Адама Мицкевича

В 1825 году одесское общество приняло ссыльного поэта Адама Мицкевича. Он вместе с двумя поляками, бывшими студентами Виленского университета, Ежовским и Малевским, прибывает в поисках работы с рекомендательным письмом к поляку, начальнику военных поселений резервной кавалерии генерал-лейтенанту Ивану Витту.

Витт должен был приискать визитерам работу в лицее, но за неимением вакансий Адам Мицкевич остался там на некоторое время. За время пребывания в Одессе он успел написать ряд произведений, среди которых «Одесские сонеты», ряд «Крымских сонетов»; здесь у него зародилась идея поэмы «Конрад Воленрод».

Ришельевский лицей, тут Адам Мицкевич провел несколько месяцев

Среди его окружения в Одессе преобладали прогрессивные общественные деятели, преподаватели лицея, которые в большинстве случаев были масонами. Мицкевич встречался с Василием Туманским, поэтом пушкинской плеяды, близким к декабристам. Благодаря Туманскому Мицкевич вошёл в кружок интеллигенции, который формировался вокруг канцелярии Воронцова. Это – Бларамберг, Казначеев, Левшин, Лекс, Лонгинов и другие. Поддерживал контакты и с Олизаром, второстепенным польским поэтом, связным тайных обществ.

Покидал Одессу Мицкевич с чувством, что местные обитатели его не поняли и не приняли.

Памятник Адаму Мицкевичу, Александровский проспект, открыт 2 августа 2004 г

Архитектурное наследие поляков Одессы

Начнем издалека. Часть польской Одессы, так или иначе, приняла участие в восстании 1830-1831 гг. В результате такой позиции целый ряд состоятельных семей были лишены владений, собственности, а кому-то пришлось отвечать за свои взгляды ссылкой в Сибирь.

Конфисковали и хлебные амбары, принадлежащие Иерониму Собаньскому, первому супругу Каролины Собаньской. С 1828 года он был купцом первой гильдии, принял участие в восстании, после его поражения был вынужден скрываться в Швейцарии.

В 1830-е гг. собственность Собанського была конфискована, а вместо складов вскоре возникли казармы. Да и сейчас там казармы, так что за последние полтора века в этом здании ничего не поменялось.

Сабанские казармы

Начиная с 1850-х гг. в Одессе работал Феликс Гонсиоровский. Архитектор, который известен своими проектами жилых доходных домов, частных особняков. Достаточно сказать, что т. н. «шахский» дворец, здание нынешнего Одесского историко-краеведческого музея, Археологического музея — все это проекты Гонсиоровского. Он же принимал участие в доработке проекта Оперного театра.

У Феликса Гонсиоровского был однофамилец Эмиль Гонсиоровский, который тоже был архитектором, но значительно менее известным, его проекту принадлежит ряд второстепенных зданий в центре города и на Французском бульваре.

Внутреннее убранство Оперного театра

Другим известным архитектором польского происхождения можно назвать Николая Толвинского. Его упоминают чаще всего как строителя различных зданий университета. Его проекту также принадлежит здание лечебницы на Куяльнике. Здание в определенной форме сохранилось до наших дней, хотя часть корпусов находится в забвении, а декор, сад курорта безвозвратно утрачен.

Куяльницкая лечебница, архитектор Николай Толвинский

Нельзя не вспомнить о Льве Влодеке, который творил на рубеже XIX-XX вв. Он автор проекта одесского Пассажа, гостиницы «Большая Московская», большого числа доходных домов.

Более двадцати лет в Одессе прожил архитектор Александр Домбровский. Принимал участие в строительстве здания почтамта и Новой биржи, доходных домов по всему городу, церквей и комплекса зданий новой больницы на Слободке.

Пассаж, крупнейший торговый центр и гостиница, архитектор Лев Влодек

Поляки в Одессе на рубеже веков: образование, статус и количество

Начиная с первой четверти XIX века поляки приезжали в Одессу и за образованием. Тут был Ришельевский лицей, преподавание в котором по качеству приближалось к университетскому. Часть студентов была вовлечена в работу тайных обществ, участвовавших в восстании 1863 года. В канун восстания они даже собирали средства в помощь восставшим, прикрывая это сбором средств на строительство храма в селе Севериновка.

Летописец старой Одессы Аполлон Скальковский (тоже поляк) описывал польских лицеистов как образованных, знающих иностранные языки и весьма прилежных.

В более позднее время в Одессе оседало все больше поляков низших сословий. По информации Томаша Чисельского, в городе насчитывалось 17 935 поляков по переписи населения 1897 года. Из этого числа почти 15% относились к потомственным дворянам, всего 0,33% были купцами, четверть была мещанами, а более 45% были отнесены к категории крестьян. В годы Первой мировой войны число поляков в Одессе увеличилось до 25-30 тысяч в результате эвакуации.

Дача Санкташевского на Куяльнике, подпись на открытке, в том числе на польском языке

В начале XX века в Одессе возникла весьма разветвленная система польских культурных обществ. Долгое время польское общество было сосредоточено на сфере религии. В городе в то время действовал Собор Успения Пресвятой Девы Марии, костел на улице Балковской, а с 1913 года и костел на ул. Гаванной.

Костел на ул. Гаванной

Одной из первых благотворительных польских организаций стало основанное в 1882 году Католическое благотворительное общество. Его штаб-квартира была на ул. Греческой. Общество помогало безработным, опекало детей-сирот. В Одессе конца XIX — начала XX вв. сословная и национальная благотворительность были привычным делом, часто замещая отсутствующие в то время государственные и муниципальные социальные программы.

Католическое благотворительное общество располагалось на Польском спуске

После революции 1905-1907 гг. и частичной демократизации жизни в империи в Одессе появился целый ряд польских обществ и организаций. В сентябре 1906 года возникает «Дом Польский», клуб «Огонек» и «Лира».

В то время польская Одесса переживает свой подъем. При обществах действовали аматорские театры, была обширная библиотека. Несколько лет выходил Календарь Дома Польского в Одессе. По сути, это было справочное издание, где можно было узнать адреса польских врачей или нотариусов, прочитать литературные произведения и узнать что-то новое об Одессе.

Главный зал Дома Польского

Особенно прочным положение поляков было в сфере медицины. Список, помещенный в Календарь Дома Польского на 1907 год, дает информацию о более чем 20 частнопрактикующих врачах в Одессе. Среди них и доктор Петр Амброжевич, который владел лечебным заведением на Куяльнике. Среди владельцев аптек выделяются Гаевский и Поповский — партнеры, которые управляли самой крупной и самой известной аптекой города, а кроме этого были аптеки Гурского, Короткевича, Жигмунта Кулеши, Замлынского и Пискорского.

Дача Амброжевича, Куяльник

От Первой мировой до наших дней

С началом Первой мировой войны в польском обществе стали происходить значительные трансформации. С восстановлением независимости часть поляков получила возможность эмигрировать в независимую Польшу, а те, кто остался уже в советской Украине, были вынуждены приспосабливаться к реалиям советского государства. В 1923 году польское общество было закрыто.

В межвоенный период Польша была антагонистом СССР и каких-либо тесных отношений между двумя государствами быть не могло. Как следствие борьбы с религией, католики лишились большинства своих церквей, в послевоенные годы функционировал только храм на ул. Гаванной. Нельзя не упомянуть и “Польскую операцию” НКВД 1937 года, затронувшую и наш город.

В 1990 году было восстановлено польское объединение. Сейчас оно называется Одесское отделение Союза поляков в Украине имени Адама Мицкевича и расположено на Александровском проспекте. Поначалу поляки испытывали трудности с помещением и занимались польским языком в кружке при 121-й школе.

Затем возникли и другие организации. С 2013 года начало работать Национально-Культурное Общество Поляков Одессы «Польская Нота», при котором есть своя языковая школа, вокальный ансамбль, театральная студия.

Сколько поляков в Одессе? На этот вопрос ответить однозначно сложно. По данным 2017 года в организации «Польская Нота» состояло около 400 человек, к польскому обществу на Александровском проспекте относилось около 800 человек. По переписи населения 2001 года к поляком в Одесской области себя отнесли 3 200 человек, в Одессе – порядка 2 020 человек.

У Одессы три польских города-побратима: Лодзь (с 1993 года), Гданьск (с 1996), Варшава (с 2010 года).

Лодзь — один из партнерских городов Одессы

Ранее на  USIonline.comМорская симфония на одесских фасадах.

Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.