Она делала Одессу объемной: памяти великой и простой Киры Муратовой
Ночью с 6-го на 7-е июня ушла из жизни такая великая и такая простая Кира Муратова, постановки которой стали нарицательными для одесситов, а для всего остального мира – внушительным вкладом в культуру кино.
Корреспондент Украинской Службы Информации вспоминает события и взгляды на жизнь утонченной и, безусловно, талантливой одесситки.
–Но вы же все-таки любите Одессу?! Или нет?
– Как больной любит свою болезнь, а узник свою тюрьму. Когда я возвращалась из Ленинграда, где снимала фильм, я ехала в такси и думала: “Одессочка, родненькая, грязненькая!” Вот так я ее люблю.
После интервью “Новому времени” в 2015 году с легкой руки Киры Георгиевны ироничное “Одессочка” быстро укоренилось в словаре горожан. То ли она попала в самую рану былой славы города, то ли читатели жадно впитали емкое слово из таких редких интервью – никто уже не узнает. Правда лишь в том, что Кира Муратова всегда оставалась абсолютно скромным, интеллигентным и безусловно талантливым режиссером.
Кира Георгиевна – это миф. В Одессе очень модно рассказывать о том, что ты так или иначе пересекался с великим режиссером. И, что самое удивительное, как правило – все эти истории оказываются правдой. Действительно, периодически ее можно было встретить на Успенской, где-то в магазине, просто выходящей из двора. Все эти истории “я сегодня встретил Киру Муратову” подавались с таким же видом, как и история, когда она в Каннах вышла с авоськой. Любая история о Кире Георгиевне в этом городе воспринимается как “благая весть”, – говорит культурный обозреватель Александр Топилов.
Муратова написала сценарии и срежиссировала ряд фильмов, среди которых выделяется “Астенический синдром”, завоевавший Специальный приз жюри “Серебряный медведь” 40-го Берлинского кинофестиваля. С 2017 года она вошла в число жюри Киноакадемии, которая присуждает “Оскар”. У нее было много наград, однако они никогда не были самоцелью для Киры Георгиевны. Ее всегда манило лишь чистое искусство и любовь к кино.
В ее картинах снимались Владимир Высоцкий, Олег Табаков. Поговаривают, именно Кира Георгиевна раскрыла талант Ренаты Литвиновой. Она завершила карьеру в 2012 году и стала вести, по сути, затворническую жизнь, выходя в публичный мир не чаще одного раза в год.
Нельзя сказать, что жизнь без кино — это со мной впервые. В советское время были довольно долгие периоды, когда я не снимала совсем. Меня увольняли со студии и прочие гадости делали. Я к этому с ужасом, но привыкла. После того как меня дисквалифицировали на “Одесской киностудии”, я сняла на “Ленфильме” картину “Познавая белый свет”, но ее постигла та же участь, все заканчивалось теми же поправками, той же борьбой за каждый кусочек. В результате фильм фактически клали на полку. Или делали вид, что выпускают каким-то несуществующим тиражом. А главное — не давали снимать. Так что ощущение “без кино” мне знакомо. Я знала, что будет плохо, но все на свете кончается. Человеку свойственно болеть, стареть, умирать…, – заявила как-то режиссер.
В последний раз публично Кира Муратова появилась во Всемирном клубе одесситов на открытии выставки ее мужа Евгения Голубенко – также выдающегося кинорежиссера.
Мы волновались очень. И она волновалась, вглядывалась в него, в лица вокруг, вслушивалась… И улыбалась… Было по-настоящему хорошо. Выставка была прекрасна. Было много людей, как-то очень тепло, глубоко и… просто, без пафоса, без всего того, что она так не любила…, – вспоминает директор Всемирного клуба одесситов Елена Павлова.
Последние 6 лет Муратова была без кино, а теперь целую бесконечность мы будем без Киры. И никогда не увидим ее, идущую по Успенской, – невысокого роста, но великую женщину, гениального кинорежиссера и настоящую душу Одессы – Киру Муратову.
Как сообщала USIonline.com, одесский режиссер Кира Муратова умерла
Читайте нас в Telegram.