Одесса в кадрах фильмов 1920-х годов: что сохранилось от старых локаций (фото) «фото»

Одесса в кадрах фильмов 1920-х годов: что сохранилось от старых локаций (фото)

Сегодня у нас цель — вспомнить Одессу. Одессу, которая была на экранах фильмов, снятых во второй половине 1920-х годов. Можно обратиться к многочисленным фотографиям, которые показывают историю города в ретроспективе, а можно увидеть привычные и знакомые, ушедшие и забытые уголки старой Одессы в кинофильмах.

Отследил Одессу на кадрах фильмов 1920-х годов специально для читателей Украинской Службы Информации журналист и краевед Станислав Кинка.

В 1920-е гг. Одесса стала одним из центров советского кинематографа. В отличие от более поздних кинолент, жесткое идеологическое прокрустово ложе было еще до конца не оформлено, поэтому иногда можно было увидеть и весьма вольные отступления от канона социалистического реализма. Предлагаем нашим читателям прогуляться улицами Одессы 1920-х годов и узнать их в кадрах фильмов, снятых в Одессе в то время.

«Броненосец «Потемкин»» (1925)

Фильм-икона, фильм-провокация, фильм, который многие воспринимают как кадры хроники. Эти и многие другие эпитеты вполне адекватно отражают снятую немую ленту о восставших матросах броненосца «Князь «Потемкин-Таврический».

В объектив кинокамеры попали многие известные места в Одессе: помимо Потемкинской лестницы, которая начала так называться именно после выхода на экраны этого фильма, в кадрах можно увидеть Воронцовский маяк (настоящий маяк, а не тот, который будет восстановлен после Второй мировой войны) и дорогу к нему, панораму Одесского порта, мост Коцебу с перспективой на старый Строгановский мост – его капитально перестроили в 1980-х гг., от старого моста осталась только ограда, лестницу с улицы Торговой на улицу Приморскую и карантин, который сейчас занят складскими помещениями порта.

Фильм стал новаторским по целому ряду параметров, достаточно вспомнить знаменитый эпизод с коляской на лестнице, который был снят методом комбинированной съемки и вызвал многочисленные подражания, пародии и заимствования в мировом кинематографе.

Смотря фильм Сергея Эйзенштейна, стоит учитывать, что он имеет сильный идеологический подтекст (и, в общем, не правдив – никакого расстрела на Потемкинской не было – ред.). Тем не менее, это не помешало экспертам в сфере кинематографии отнести его к числу лучших фильмов всех времен и народов.

Кадры из фильма «Броненосец Потемкин», видно состояние ступенек лестницы, которая после съемок фильма стала называться Потемкинской, справа видно не сохранившееся здание летнего ресторана.

Локация сегодня

Фильм можно посмотреть тут

«Два дня» (1927)

Одесская киностудия в интерьерах усадьбы дачи Ашкенази (территория санатория имени Чкалова сейчас) сняла драму о революционных событиях. В наши дни там делают инста-пикники и фотосессии, а 90 с лишним лет назад снимали кровавые революционные фильмы.

Сюжетная линия фильма: старый швейцар трепетно охраняет имущество убежавших господ, но тут к нему возвращается сын помещика, потерявшийся на вокзале в суете. А следом на постой становятся уже красноармейцы, среди которых заправляет сын швейцара. Старый слуга не разделяет его социалистических идей, и скрывает присутствие «барчука». В конечном счете, молодой господин выдает снова вернувшимся «белым» коммуниста Андрея. Далее следует расправа и кровавая месть швейцара — он сжигает особняк вместе с расквартированными там «белыми» офицерами.

Основной локацией съемок стала дача Ашкенази. Особняк показан во многих ракурсах, как и близлежащая территория. Также можно увидеть улицы Отрадную и Ясную, Французский бульвар, а также клепанный «Горбатый» мост. Некоторые детали здания, такие как парные скульптуры львов, фланкирующих центральную лестницу, до наших дней не дошли.

Вид на дачу Ашкенази, еще сохранены парные фигуры львов, сейчас их нет.

«Горбатый» мост, построенный по разным данным в 1890 году или в 1914 году, появляется в эпизоде входа в Одессу «красных»

Фильм можно посмотреть тут.

«П.К.П.» Пилсудский купил Петлюру (1926, новая редакция 1928)

В середине 1920-х годов было снято немало фильмов с обличением эмиграции. Подпитывало это и то, что часть бывших врагов советского государства возвращались, раскаявшись или просто устав быть гражданами второго сорта в послевоенной Европе.

Таким «возвращенцем» стал атаман-хорунжий Юрий Тютюнник, сыгравший самого себя. Его выманили на территорию Советской Украины и вынудили написать покаянное письмо, после чего его ждал не расстрел, но поражение в правах. Но, в конечном счете, мятежного военачальника расстреляли в 1930 году.

Фильм идеологически «правильный», так что, смотря его, делайте на это скидку.

Среди одесских локаций можно увидеть только здание «Шахского» дворца и Воронцовский переулок. Но зато как интересно увидеть привходовую часть особняка Бжозовского в качестве гостиницы «Бристоль»!

Привходовая часть особняка Бжозовского, он же «Шахский дворец»

Воронцовский переулок, 1

Локация сегодня

Фильм можно посмотреть тут.

«Сумка дипкурьера» (1927)

Сам Александр Довженко называл фильм «жалкой пробой пера». Между тем это добротный шпионский детектив 1920-х гг. Здесь есть множество «штампов» для такого рода фильмов, но есть и новаторские съемки, приемы, достойные экспрессионистов. Сюжет построен на невымышленной истории с убийством советского дипломатического курьера Теодора Нетте, который был убит во время попытки захватить дипломатическую почту в вагоне поезда, следовавшего из Москвы в Ригу.

По сценарию все происходит за границей, но можно различить и натурную съемку в Одессе. Это Военный спуск и различные виды порта.

Это был единственный фильм, где Александр Довженко появился в эпизодической роли.

P.S. Более реалистичную версию о защитниках советской дипломатической почты сняли в 1977 году под названием «Красные дипкурьеры», причем часть съемок также была проведена в Одессе.

Кадр из фильма, где виден одесский порт, обратите внимание на несохранившееся деревянное покрытие причалов

Арка Сабанеева моста, Военный спуск. Обратите внимание, что третья арка была проездная (сейчас пешеходная), а по углам еще стояли отбойные тумбы

Локация сегодня

Посмотреть фильм можно по ссылке.

«Человек с киноаппаратом» (1929)

Фильм-парадокс, без сценария и сюжета, абстрактная видео зарисовка того, как живет современный город. Главное действующее лицо — кинокамера Debrie Parvo. Ее перемещение хаотично, непредсказуемо и завораживающе. Дзига Вертов по праву считается величайшим кинодокументалистом. Примитивная техника не останавливала талантливого режиссера. «Человек с киноаппаратом» неоднократно попадал в различные рейтинги и списки. В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound фильм занял восьмое место списка лучших фильмов всех времен.

В кинофильме есть немало одесских мест (здание пожарной охраны на Бунина, ворота трамвайного депо на Водопроводной, Свято-Ильинский монастырь), но самыми ценными представляются кадры Куяльника. Здесь и купальни, которые не сохранились, и виды оголенных советских женщин (позже такие вольности не допускали, и откровенных кадров в советском доперестроечном кино было так мало, что их можно пересчитать по пальцам одной руки).

Вид Куяльника и несохранившихся причалов и оснований для купален

Купальни/душевые на Куяльнике. Вид на Жевахову гору, видна Тработинская арка

Пожарная часть на ул. Бунина, 41. За сто лет почти ничего не изменилось

Локация сегодня

Посмотреть фильм можно тут.

«Ягодка любви» (1926)

Единственный комедийный фильм в фильмографии Александра Довженко.

Место действия – Одесса. Множество локаций, которые угадываются без особого труда, но есть и уникальные, не сохранившиеся места. В кадрах фильма есть сцены, снятые на курорте Хаджибейского лимана. Еще в 1920-1930-е гг. там был прекрасный парк, куда приезжали отдыхать и просто погулять из Одессы. Но после Второй мировой войны от былого парка с лебедями ничего не осталось. Сейчас там типовые корпуса санатория, частная застройка и Объездная дорога. А когда-то туда шел паровой трамвай, потом трамвай электрический, у самого лимана были деревянные купальни, а выше парк, аллеи и уютная тень от вековых деревьев.

Кадр снят на ул. Леонтовича (бывш. Белинского), 13. Ограда сохранилась до сих пор

Пересечение Преображенской и Елизаветинской

Локация сегодня

Фрагмент фасада дома Навроцкого, возле Оперного театра

Локация сегодня

Часть несохранившегося Хаджибейского парка

Посмотреть фильм можно по ссылке.

Использованы скриншоты фильмов со следующих ресурсов: https://filmar.online/uk/ и http://zanuda-32.narod.ru/odessa.htm

Ранее на  USIonline.comПоляки в Одессе: история и современность.

Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.