Настолки: как не дать себе деградировать во время локдауна (фото)
Кто бы мог подумать, что под лозунгом «Будущее наступило!» все мы дружно вынуждены будем сидеть по домам, а не стремиться к звездам. Но выбирать особо не приходится: даже если ковид-диссидентство становится мейнстримом, то большие проекты сегодня, - это либо атрибут прошлого, либо онлайн. Переругавшись и перемирившись еще во времена первого локдауна, все мы, в той или иной мере, пересмотрели свои системы ценностей и теперь усердно растем над собой, не покидая дома. Важными, наконец, стали вещи и ценности, до которых еще год назад не было ни дела, ни времени. Походу в ТРЦ мы все чаще предпочитаем внутрисемейные посиделки. Но что делать, когда все сериалы уже просмотрены, а от онлайн-обучения – пухнет голова? Тут самое время достать с полки старую настольную игру, чтобы обанкротить кого-нибудь в «Монополию», раскопать очередной клад в ADnD или пересмотреть ход истории после победы под Аустерлицем.
А теперь заварите себе чаю покрепче, потому что дальше корреспондент Украинской Службы Информации Алексей Кравцов будет подробно рассматривать такой вынужденный атрибут современности, как настольные игры.
Хотя, казалось бы, какая уж тут современность: самым старым игровым кубикам, обнаруженным археологами, сегодня более шести тысяч лет, а в игру «Сенет», по утерянным нынче правилам, древние египтяне гоняли еще до постройки пирамид. Всевозможные нарды, шашки и шахматы, успешно преодолевая пространство и время, доходят до наших времен в первозданном виде.
Но все не так просто. Современные настолки, а это кругом-бегом, начиная с «Монополии», используют наработки своих предшественников в качестве отдельных механик. Сами же игры, – это, скорее, художественное произведение, совмещающее в себе множество развлекательных, образовательных и коммуникативных функций. То есть, наш разговор выше, о том что коробка с резанным картоном может стать полноценной заменой походу в кино или музей, – он небезоснователен. Проверено на себе!
Что касается образовательной части: ушлыми издателями на этот формат давно переложена добрая половина школьной программы. Понятно, что точные науки – это не та область знаний, где будет уместен кубик и игровое поле. Но география, история, базовые математика и правописание – все это может быть востребовано от игроков в зависимости от коробки.
Что качается развлекаловки, то тут все проще: «Игра престолов» давно сделала свое темное дело, и теперь секс, интриги и расчлененка – это вполне себе продукт современной реальности. И настольные игрушки, как ее неотъемлемая часть, вполне могут быть ориентированы и на публику 18+. Что ж в этом такого? А вот о том, как не запутаться во всем многообразии предложений и выбрать что-то подходящее, мы вам и расскажем. Попунктно.
Первое и самое важное. Да, настольная игра – это резаный картон и пластиковые фигурки. Элементы, требующие определенной осторожности в использовании. Их много, их легко потерять или испортить. А еще есть правила, много правил и не всегда на доступном языке. И все это по цене от 10 до 200 долларов за коробку. Мало того, это не фильм и не компьютер – само в себя оно играть не будет. Надо будет собираться вместе, вникать в правила, вживаться в роли, тратить время… Если вы не готовы «вкладываться» таким образом, то задумайтесь, насколько оно вам надо.
Следующий пункт, который неплохо понимать перед поиском подходящей коробки, – это игровая школа. Жанр игры. Тип…. В общем, нету такого термина, который однозначно бы описывал принадлежность конкретной коробки, а условные «стратегия» или «боевик» тут тоже неприменимы. Поэтому «Школа». Таких три штуки: европейская, американская и абстрактная.
Жесткого деления, как водится, здесь нет. Но принято считать, что игры европейской школы – это игры, где главная роль отдается игровой механике. Кидать кубики, выставлять фишки, собирать коллекции карточек, считать очки с разными модификаторами – все это условное «евро». Такой подход порождает минимальную конфликтность в игре. Согласитесь, это важно, если после игры вам еще с соперником дальше жить под одной крышей. Все одинаково движутся к победе, никто никому не мешает, но кто-то движется быстрее. Так уж решил кубик, повезет в другой раз.
«Американская» школа тяготеет к ярким темам декораций, в которых развиваются события. Ковбои против пришельцев? Пираты и гладиаторы? Все это более важно, чем замученные правила подсчета эффективности хода. Действия прямо указываются в карточке или на грани кубика, а решение конфликта может быть более привязанным к громкости крика, чем к правилам. Азарт и веселье, много взаимодействия между игроками, известные по фильмам и комиксам игровые «вселенные» – все это сюда.
Абстрактные игры, как не трудно догадаться, – это взаимодействия между игроками по устоявшимся правилам и без каких-либо формальных тонкостей. Типичный представитель абстракций – те самые шахматы, в которых результат зависит от личных умений игроков, а не от кубиков или внезапных событий. Нарды, шашки и множество их производных, – все это сюда.
Естественно, все эти три школы практически не встречаются в современных играх в чистом виде. Каким-либо новым сеттингом или «голой» механикой сегодня никого не удивить. Но что бы понять, из чего эти настолки сделаны, такое разделение необходимо.
Если с общими направлениями разобрались, то дальше все игры можно разложить по так называемым игровым «механикам». Таковых бывает множество, но все же их количество ограничено. Как правило, современные игры включают в себя сразу несколько механик (евро-, ага), интегрированных в то тили иной сеттинг (амери). Если механики мало, то игра может быстро наскучить. Если много – то игровой процесс может быть легко разбалансирован, а каждая отдельная механика будет только усложнять процесс. Поэтому механики, обычно, от двух до пяти.
Игровое поле. По большому счету, это и механикой-то называть нельзя: зачастую это и есть физическое тело игры, и такой элемент содержит четыре игры из пяти. Поле может быть стандартным, а может и наборным. В таком случае с каждым новым стартом игра будет предлагать вам новые игровые возможности. Не то, что бы это сильно разнообразило игру, но ощущение вариативности процесса точно повысится. Иногда поле может подразумевать разные правила для разного количества игроков. Ингода – менять правила после какого-либо «триггера». Но именно здесь вы можете проявить свои тактические умения, поскольку, в большинстве случаев, «совместные» события игры развиваются именно на поле.
Кубики. Еще один очевидный элемент множества игр, самый простой способ внести в игру элемент случайности. На каждой своей грани могут содержать как обычное числовое значение, так и иные побуждения к действиям. Кубики могут быть обычными шестигранными, к которым мы все привыкли. А могут содержать и иное количество граней, от четырех до 20.
«Профессиональные» игроки, обычно имеют свой собственный набор из семи штук – так и удачу никто не отвадит своими немытыми ручонками, и еще один способ выпендриться перед соперниками, коллегами и друзьями.
Фишки. Третья из самых популярных игровых механик. В большинстве случаев своим цветом фишки отличают одного игрока от другого и указывают места игроков на игровом поле. Могут отличаться по цвету (определяет игрока), форме (определяют игровую фукнцию). Войска или путешественники, рабочие в поле или биржевые брокеры. Во что бы вы ни играли, «кинь-двинь» – это ваше основное занятие в любой настольной игре, и двигать вы будете, в первую очередь, именно фишки. В “воргеймах” и иных настолках от ста “баксов” за комплект, фишки обычно заменяются игровыми миниатюрами, которые должны раскрашивать, коллекционировать и хвастаться перед друзьями. Но своей сути механика не меняет уже тысячи лет.
Мипл-плейсмент и дайс-плейсмент. Мипл, от англ. My people, – это ваша игровая фигурка. Дайс, от англ. Dice, – это ваша игровая кость. Если количество тех и других ограничено, то их установка на поле в правильном месте становится отдельной игровой механикой. Куда направить свой народ – на войну или обрабатывать патиссоны – зависит от игровой ситуации.
Карточки. В нашей реальности игры в карты – это вариант азартной игры и несколько табуированный контекст. В общем, детям – не очень. Но если вы решили связаться с реальностью игр настольных, то вам придется принять эту неизбежность: карты – это ОК.
Существует огромное количество вариантов карточных механик. Хотите открыть технологию колеса и дальше на ее основе строить уникальные колесницы? Милости просим! Возьмите случайную карточку из стопки технологий каменного века. Упс, теперь у вас есть огонь, а колесо изобрел ваш соперник. Убили монстра в подземелье? Возьмите две карты сокровищ, причем в закрытую, что бы никто не знал, что у вас там в рукаве. Хотите прикрутить к вашей винтовке новенький прицел? За такую карту придется поторговаться с торговцем на рынке.
Карты можно «драфтить» – это когда из существующего набора карт вы оставляете себе одну, а остальные отдаете сопернику. Из карт можно собирать «цепочку» – это некий вариант пасьянса, который даст вам максимальную эффективность. Карты можно сбрасывать, использовать, подкидывать и просчитывать. Карточные механики – это, пожалуй, самый удобный и разнообразный элемент любой настолки, а варианты манипуляций с ними стремятся к бесконечности.
Зачастую настольная игра может состоять из одних только карт. Это не плохо, особенно если в нее «вшиты» несколько разнообразных механик. Но важно понимать, что существуют еще ККИ – карточные коллекционные игры. К настольным они относятся еще меньше, чем “воргеймы”. Сегодня это, практически, спортивная дисциплина, по некоторым из которых проходят чемпионаты с высокими призовыми фондами. В нашем обзоре такие мы не рассматриваем.
Планшет. Это место силы и начало вашей личной стратегии. Планшеты, обычно, случайным образом раздаются в начале игры: так игроки обретают свою индивидуальность и уникальные бонусы, которые подталкивают к той или иной стратегии поведения. Здесь вы храните свои ресурсы, организуете производственный цикл или копошитесь иным образом. Какие бы действия с планшетом ни предлагала вам игра, это ваше пространство, что создает еще одну невидимую ниточку связи с вашим внутренним миром.
Наследие. Частенько эту механику называют на английский манер «Легаси». Суть в том, что после некого игрового раунда, обычно в конце партии, у игроков появляется некое «наследство», с которым они будут должны начать следующий раунд. Элементы такого наследства могут быть как положительными, так и отрицательными, но они всегда будут влиять на ход игрового процесса и несколько менять правила. У одного теперь – ранения, у другого – ценный меч, монстры теперь более зубастые, а храм разрушен! Изменения могут быть указаны в планшете или на специальной карточке развития сюжета. Механика эта относительно новая, и к 2021 году привела к созданию целых интерактивных романов с толстенными книгами сюжетов (которые, в свою очередь, пишут уже не сценаристы, а писатели).
Кооперативная игра. Тот случай, когда в игре отсутствует прямой соревновательный элемент. Здесь играют не друг против друга, а совместно против самой игры. Она, злодейка эдакая, от хода к ходу пытается выиграть у игроков – такие уж тут правила. Зомби-апокалипсис, необитаемый остров и внезапный пришелец на космическом корабле – вот те поводы, которые помогут целой семье не переругаться на фоне превосходства одного игрока над другим, а как раз сплотиться. И не важно уже, проиграли в итоге или выиграли.
Кооперативные механики могут включать скрытого «предателя», задача которого – помешать игрокам выиграть. Некоторые игры могут выставлять против игроков некого «оверлорда» – отдельного и открытого с самого начала игрока и мега-босса, которого не победить в открытом бою. Тут ключом к победе выступает способность игроков договариваться и действовать командой.
К минусам таких механик можно отнести три момента. Во-первых, вы не всегда свободны в выборе своих действий: есть команда, и ее мнение надо учитывать. Во-вторых, быть «предателем» – не всегда комфортно с психологической точки зрения. Неопытные попросту могут быть не готовы к необходимости блефовать. Наконец, есть проблема альфа-игрока: это когда один из игроков имеет больше опыта, чем другие, и постоянно пытается реализовать свое превосходство: это раздражает и мешает погружению в процесс. Как бы там ни было, кооперативные настолки – это идеальный вариант для проведения семейного досуга и неплохой повод для ролевого подхода к игре.
Игра на контроль территорий. Тут все просто: настольный вариант «царя горы». Кто дольше\больше\лучше\правильней продержится на нужной точке на карте, тот и молодец. Почти всегда игры с механикой Area control обладают высокой конфликтностью. Но тут уж ничего не попишешь: остаться может только один. Для полноценного доминирования над противником нужно будет применить как тактические навыки в поле, так, зачастую, и стратегические. Какие именно и как – зависит, снова таки, от самой игры и тех механик, которые она предлагает. Отдельным пунктом тут нужно вынести те самые “варгеймы”, о которых мы подробно писали в прошлый раз. “Варгеймы” – это концентрированное насилие в миниатюре, и полноценной настолкой их назвать сложно.
Пати-геймы. Всевозможные игры с простыми и понятными правилами, не требующие полноценного в них погружения. Построить по определенным правилам башню из кубиков, сложить паззл, показать слово жестами или описать его рисунками. Механики пати-геймов так же весьма разнообразны, могут быть ориентированы как на интеллект, так и на моторику, включать в себя как что-то из перечисленного выше, так и что-то вообще неприемлемое для приличного времяпровождения. Но объединяет такие игры тот факт, что время одного матча редко занимает больше двадцати минут, а цена – минимальна. Но и ждать от таких игр многого не стоит.
Так получается, что отдельные и разрозненные механики в итоге формируют целые игровые жанры. И естественно, все их рассмотреть в формате отдельной статьи – дело нетривиальное, и, в общем, бесполезное. Но и задачи, в общем, такой мы себе и не ставили.
Нет какого-либо универсального совета, как подобрать правильную настольную игру. Но есть мировой чат. Настолки бывают удачными и не очень. То, что для одного станет главным приключением на ближайший сезон и оставит несгладимые впечатления на всю жизнь, у другого вызовет зевоту и непонимание. Главное, что нужно знать, это что любая настольная игра – всего лишь повод для общения с важными вам людьми. Повод хороший, но без человеческого отношения между игроками любая игра быстро превратятся в бесполезный хлам.
Ранее на USIonline.com — Мир варгейма: правила и стратегия одесских игроков на поле битвы.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.