Культурне військо. Про мову, вірші та ясність. Інтерв’ю з поетом Едгаром Вінницьким «фото»

Культурне військо. Про мову, вірші та ясність. Інтерв’ю з поетом Едгаром Вінницьким

Поет, який читає власні вірші чи то коло моря, чи на центральній вулиці міста Дерибасівській. Едгара Вінницького можна зустріти випадково та не забути вже ніколи. Так легко та щиро він римує, що здається, мозок відпочиває. Виявилось, що з початком війни Едгар вирішив йти до тероборони, аби захищати країну та свою родину, але, звертаючи увагу на здоров'я та аналізуючи, у чому він міг би згодитися більше, Едгар вирішив допомагати людям пережити страшні події віршами. Хлопець виходить на вулиці міста та читає свою поезію.

Читайте текстове заспокійливе у матеріалі головної редакторки Української Служби Інформації Тетяни Милимко.

На самому початку війни психологи говорили, що під час тривожного стану треба знати когось, хто спокійніший. Для багатьох людей таким заспокійливим став ти. У чому секрет твого спокою?

Секрета, волшебной пилюли, как таковой, нет. Покой – это состояние, которого нельзя достичь усилием. Это нужно понять внутри себя на глубинном уровне. Что состояние покоя – это не что-то, вот, я пойду возьму покой. Ты можешь любую эмоцию так пойти “взять”. Но покой – это состояние позволения и разрешение всему вокруг быть таким, какое оно есть.

Я помню, что в начале, как и у всех нас, психика была в разных состояниях. И через все эти этапы человек проходит – отрицание, принятие. Каждая психика справляется по-разному. В зависимости от того, насколько ты подключён к тому, что не есть внутри твоей жизни, настолько тебя это может задевать. Я точно знаю, что наши тела эволюционировали, когда не было мобильных телефонов, возможности узнать новости здесь. И мое тело реагирует гормонами на всё то, что происходит снаружи, независимо от того, происходит это в телефоне или взрыв был за окном. И когда существуют эти взрывы, – секрет, а обычное правило жизни. Когда ты живешь и постоянно смотришь в зеркало заднего вида, то сложно уйти их этих обстоятельств. Жизнь – это не обстоятельства, это то, где они нарисованы. И то, что сейчас на этом полотне нарисована война, это не значит, что это полотно плохим стало. Оно стало просто таким, и такая краска сейчас.

Твої вірші народжуються у спокої?

В ясности. Разве можно в этом состоянии приготовить что-то вкусное? Ты будешь готовить бутерброды какие-то на бегу. Мне кажется, что именно в этот момент мы поняли, что нет завтра. Не знаю, что будет дальше. В этом и есть ценность жизни. В том, что она заканчивается и никто не знает, в какой момент. От этого появляется ценность у каждого мгновения: когда ты моешь посуду или завязываешь шнурки. Кто сказал, что это менее важно, чем получение Оскара? Только мы себе запрещаем испытывать жизнь сейчас или не испытывать. Я понимаю, что это сложно понять умом, да это и не нужно понимать.

А ти відчував ту напругу, яка є в людях?

Доступ к реальности через соцсети не настоящий. Он немного искажает реальность, особенно ту, в которой ты находишься. И тогда Катя мне сказала и включила: «Если там воюют, то они воюют за жизнь, поэтому нам не правильно не жить». Если все не будут жить, то зачем тога воевать? Вначале были нюансы, типа, я же парень. Мне нужно как-то включиться и что-то делать. Я не держал никогда в руках оружие и в целом не понимаю, как насилие может победить насилие.

Но я не ожидал от себя такого, я реально начал узнавать, что такое тероборона, как туда попадают, но Катя меня “включила обратно”. Она говорит, мол, ты можешь быть супер не полезным там или оверполезным здесь, где люди хотят просто попытаться уснуть, и ты помогаешь с этим. У меня в ноге три титановых болта, я не могу бегать и быстро ходить даже, но я не могу просить Катю это сделать, и должен идти сам защищать. Но это супер не то, что я могу реально принести.

И мы начали проводить стихотерапии. Это помогало нашей семье и людям, которые готовы были слышать. Стихи обходять убеждение ума за счет своїй формы. В отличие от прозы, стихотворения могут позволить человеку воспринять информацию глубже, потому что ощущаються более безопасными вследствии свого построения ритмічного и римованого. Нашему мозгу приязно слышать рифму и информция, которая так попадает в мозг, встречает менше сопротивления. Поэтому ему, когда он не понимает, на какую правду реагировать, полезно послушать что-то в рифму. Стихи – это как массаж. Это полезно для мозга. Мы ощущаем безопасность в этот момент.

Зараз багато хто зі знайомих, які не те, щоб не писали вірші, вони їх навіть не читали, почали якісь рими складати, постити у мережі. Хтось малює, хтось танцює. Що відбувається?

Страх смерти, от котрого ты отказываешься в момент написания, творчества. Просто ты понимаешь, что продолжаешься в вечность, когда создаешь. То есть, даже если это тело закончится, остаётся вот это, и знов от. И я это создаю. Этот процесс настолько сакральный и глубокий, на уровне с религиозным переживанием. То время, в котором мы сейчас живём, оно особенное. И особенно войной. Мир во всём мире наступает тогда, когда мир наступает внутри каждого. Это происходит по всему миру сейчас с момента пандемии. Глобальный процесс, который каждый выбирает, как проживать. Я точно знаю, что мы все на своем уровне каждый справляется. И все мое нутро подсказывает, что было бы здорово позволить вот этому многообразию размножаться, как можно шире и больше.

Ти почав зараз писати багато українською. Як тобі?

Во время всех этих событий я открыл новую мастерскую в своём сознании «Стихотворения на украинском языке». Я вырос в очень русскоязычной семье, у меня папа не знал, что такое «спидниця», я раньше и не пробовал писать на украинском. А с событиями для многих людей стало триггером, когда кто-то говорит по-русски. Но я хочу напомнить, что русский язык – это не российский язык. Можно посмотреть в истории, как это вообще работает здесь. (починає говорити українською, – ред.) Просто, коли я кажу українською, то вона виглядає російською, але вона не російська. Я би хотів, аби посил був знайдений у серці кожного.

Я хочу зачитати вірш українською, називається він «Мурахи»:

Ти можеш хоч усіма мовами володіти,

Головне, аби жодна тобою не володіла.

За всіма образами ті самі діти,

І найрідніша за усе мова тіла.

Не та мова тіла, яка між людьми,

Культурно збудована за певний час,

А та мова, що теревенить слізьми,

Той тихий шепіт всередині нас.

Коли серед натовпу очі побачиш,

Зупиняться осінь, хмари і вітер,

Байдуже де народився, юначе,

Струм під поверхнею шкіри без літер.

В життя ми заходимо плачем, не словом,

Риданням близьких ми зі світу йдемо.

І всюди лунає одна колискова,

Коли не вдягаєш абетки ярмо.

Ми – нескінченність у формі людини.

Вагоміше слів, не значніше води.

З народження дня, до фіналу години,

Мурахи підкажуть, куди нам іти.

instagram: edgarvinnitsky

Раніше на USIonline.com

“Поколение открытых людей”: интервью с поэтом Эдгаром Винницким (видео, фото)

Читайте нас у Facebook, Telegram та Instagram, дивіться на Youtube.