«Археология сейчас забыта и никому не нужна»: что происходит в Одессе с одним из старейших музеев страны (фото) «фото»

«Археология сейчас забыта и никому не нужна»: что происходит в Одессе с одним из старейших музеев страны (фото)

Одесский археологический музей — уникальное научное учреждение. Через пять лет ему исполнится 200, поэтому его по праву можно назвать одним из старейших музеев в Украине. Основной фонд предлагает собрание артефактов по древней истории юга страны и не только, а древнеегипетская коллекция своим разнообразием на постсоветском пространстве соперничает только с Эрмитажем. Но в последние годы сотрудники бьют тревогу: от трещин, сырости и подтоплений разрушается красивейшее здание, а экспозиция и хранилища находятся под угрозой. И пока государственное финансирование не спешит с поддержкой, работники собственными силами пытаются спасти уникальный музей.

Как именно — узнавали корреспонденты Украинской Службы Информации Ольга Ивлева и Стефани Дианга.  

В Одессе Археологический музей (ранее – Одесский городской музей древностей) открыли в 1825 году. Ученые того времени уже обнаружили множество исторических предметов, и появилась необходимость не только в их складировании, но и тщательном изучении. Свое местонахождение музей менял четыре раза: вначале размещался на Канатной, потом его перенесли в одно из полуциркульных зданий у памятника Дюку; после – переехал в помещение у Оперного театра, и только в 1883 году окончательно обустроился на Ланжероновской. 

Здание возвели по инициативе городского головы и мецената Григория Маразли — здесь задумывался не только музей, но и публичная библиотека. Строительство занимался знаменитый одесский зодчий Феликс Гонсиоровский в популярном на то время стиле «неогрек», сохраняя в формах античные традиции. Здание является памятником архитектуры и градостроительства национального значения, а также это памятник истории. 

Сегодня Одесский археологический музей подчиняется Национальной академии наук. Его основной фонд состоит из 100 тысяч древних экспонатов. По большей части, это памятники истории Северного Причерноморья — от каменного века до средневековья. Среди крупнейших собраний: античные вазы, скульптуры, терракоты, лапидарные надписи, золотые монеты и украшения, металлические и деревянные артефакты, оружие и многое другое.

Помимо основного хранилища, есть еще два вспомогательных — здесь сберегаются несколько миллионов предметов. В главную экспозицию из-за массового производства их не берут, но они остаются ценными с научной точки зрения.

Визитной карточкой музея является древнеегипетская коллекция. Это единственное собрание в Украине, которое дает представление практически обо всех аспектах жизни в Древнем Египте. Оно насчитывает более 800 артефактов, самые популярные из которых – саркофаги, мумии, украшения и амулеты, скарабеи, статуэтки богов, глиняная посуда, одежда и обувь, образцы ткани и фрагменты папируса. Благодаря такому разнообразию экспонатов на востоке Европы одесский музей соперничает только с Эрмитажем. 

Каждый год ознакомиться с коллекцией и фондами приезжают иностранные специалисты – из Англии, Германии, Франции, Польши, Молдовы. Например, недавно в Одессу пожаловал японский профессор для исследования Усатовской культуры, из Польши приезжал известный антиковед, чтобы изучать древнегреческую керамику, а специалист из Англии — чтобы исследовать надписи на античных сосудах. 

Как рассказывает заведующая отделом научной обработки и хранения фондов Елена Шевченко, каждый год музей пополняется на 500-600 новых артефактов, которые археологи находят во время экспедиций. Свободного места в хранилищах под такое поступление уже нет. Вспомогательные помещения, вроде бывших гаражей или технических комнат, давно забиты и находятся в состоянии, не подходящем для хранения ценных предметов. Расширения как резервных складов, так и выставочного пространства музей не видел десятки лет, а капитального ремонта — более полувека. 

На фото: Елена Шевченко

За последние десять лет ситуация со зданием усугубилась. В основном, у нас проблема с фасадной частью, – дворовая еще в более-менее нормальном состоянии. Появилось множество трещин, которые показывают, что идет усадка. Музей постепенно падает вперед. Мы думаем, проблема с подземными процессами, необходимо  проводить специальные исследования и, конечно, зданию нужна комплексная реставрация, — говорит она. 

Из наболевшего — состояние парадной лестницы, под которой находится один из фондов музея. Конструкция деформировалась и потрескалась, поэтому во время дождя помещение через образовавшиеся дыры затапливает. Появилась сырость и плесень, из-за чего в нем невозможно хранить экспонаты и работать сотрудникам. Несколько раз музей за собственный счет делал косметический ремонт, но после каждого дождя ситуация повторялась.

Стало очевидным — пока лестницу не починят, зал приводить в порядок не имеет смысла. По предварительным подсчетам, ее ремонт может обойтись в 950 тысяч гривен, в том числе и на возведение пандуса, так как сейчас люди с инвалидностью с трудом попадают в музей. 

Когда решили приступить к ремонту лестницы, позвали компанию, которая занимается реставрацией мраморных изделий. Как оказалось, лестница сделана из обыкновенной крошки — цемент с какими-то камнями, которые только создают видимость мрамора. Ступени не являются исторически ценными, возможно, их заменили во время Второй мировой войны, хотя мы были уверены, что они оригинальные. После осмотра лестницы стало понятно, что косметическому ремонту она не подлежит, так как раскрошилась, деформировалась и ее конструкцию нужно полностью менять, — рассказывает Елена.

В одесской мэрии и областном совете музей со своими проблемами отправили к его попечителям — в Национальную академию наук, а там ответили, что денег нет. Сотрудники на этом не остановились и решили найти финансирование через краудфандинг. Идею зарегистрировали на всеукраинской платформе «Спільнокошт» и на протяжении 100 дней собирали деньги на ремонтные работы. К сожалению, из необходимых 950 тысяч гривен собрать удалось лишь 20 тысяч, поэтому вопрос с лестницей так и не решился. 

Параллельно усугубились и другие проблемы. Например, в плохом состоянии находится крыша котельной, которая прогнила и держится на деревянных подпорках. Помещение постоянно заливает, внутри сырость и плесень, поэтому конструкция может рухнуть в любой момент. Рядом с котельной погибает еще одна пристройка — хранилище, в котором складируют амфоры. Как только начинается дождь — ее затапливает, и страдают экспонаты. Общая смета ремонтных работ на двух объектах — до 200 тысяч гривен, но даже таких денег в музее нет. 

Помимо здания, появилась проблема и с артефактами. Большая часть из них покрыта неизвестным грибком, который медленно их разрушает. Но финансирования на его изучение и удаление как в Киеве, так и в самом музее также не нашлось. 

Нужно проводить исследования, понять, какой это грибок и как с ним бороться. Особенно он любит черные лаковые экспонаты. Они хранились тысячелетиями в земле и сохранились, а из-за того, что у нас такие условия, могут погибнуть, — рассказывает Елена.

Чтобы решить все эти проблемы комплексно, говорит Елена, необходима масштабная реставрация. Обойдется она в несколько десятков миллионов гривен, а этой суммы ни в музее, ни в Академии наук не найти. Поэтому сотрудники решили подготовить заявку на участие Одесского археологического музея во всеукраинском проекте «Большое строительство». Он предполагает возведение и ремонт важных инфраструктурных объектов страны, в том числе — памятников архитектуры. Главное условие — подготовить научно-проектную документацию, без которой заявку не примут. С оформлением бумаг поможет одесский архитектор Анатолий Изотов и фонд «Культура в часи кризи», который поможет с финансированием.

Археология сейчас забыта и, к сожалению, никому не нужна. Наш золотой век — 1960-80-е годы, прошел. Тогда оплачивали экспедиции, выделяли достойные зарплаты и финансирование на поддержание здания. Сегодня денег на науку практически нет, и так по всей Украине. А наш музей и вовсе на периферии, поэтому финансирование мы получаем по остаточному принципу, — резюмирует Елена. 

В ближайшее время сотрудники планируют подать заявку еще на несколько краудфандинговых платформ и пройти обучение по оформлению заявок на европейские гранды. 

В Национальной академии наук на запрос корреспондента УСИ о том, планируется ли реставрация музея или хотя бы отдельных помещений в ближайшее время, не ответили. 

Ранее на  USIonline.comСокровища Одессы: экскурсия в музей 20 века.

Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.