Историк Александр Бабич: «Ежедневно мы утрачиваем ту Одессу, которую сами себе нарисовали»
Об Одессе, ее туристическом потенциале и о том, почему этот город, «улыбку Бога», любят далеко не все: интервью с историком и краеведом Александром Бабичем.
Александр Бабич — историк, документалист, писатель, общественный деятель и гид. На экскурсиях по городу он знакомит гостей Одессы и одесситов с «той» и «этой» Одессой. Александр делится удивительными историями о Южной Пальмире, ее жителях, архитектуре, знакомит со всеми видимыми и невидимыми сторонами ее жизни в прошлом и настоящем.
Александр, Вы недавно презентовали новую книгу «Путеводитель по Одессе». Расскажите о ней.
Ничего из ряда вон выходящего. Это просто путеводитель, который я постарался сделать максимально качественно. Не люблю делать некачественные вещи. Инициатива шла не от меня, а от издательства «Фолио». Эта книга скорее набор моих экскурсий, ведь, в первую очередь, я экскурсовод и владелец экскурсионного агентства. Мне понравилось то, что получилось.
Книга рассчитана, скорее, на приезжих или одессит в ней тоже может найти что-то новое?
На моем опыте давно проверено: одесситы об Одессе знают намного меньше, чем приезжие. У нас есть 20-50 крутых краеведов, которые действительно знают каждый дом, каждую подворотню. Но обычный одессит на экскурсии для меня намного комфортнее, потому что ты его удивляешь. Он постоянно ходил по определенному маршруту, но не обращал внимания на какие-то элементы архитектуры, не знал истории домов даже на собственной улице. Поэтому у нас есть цикл экскурсий, которые мы разрабатываем нарочно для одесситов.
Что Одесса может предложить туристам, кроме стандартного набора культовых мест – Оперного театра, Потемкинской лестницы, Дерибасовской? Чем можно удивить?
Одесса – город со своим настроением, «улыбка Бога». Это город, который может дарить улыбки, счастье, при этом абсолютно не всем. Я вчера был на семинаре в Киево-Могилянской Академии, и мы говорили как раз о туризме, в том числе о туризме в Одессе. Мне там достаточно жестко один из профессоров сказал: «Чего вы решили, что вашу Одессу все любят?». Есть большая категория людей, которые Одессу искренне ненавидят, не понимают, не хотят ее понимать. Было видно, что этот человек как раз относится к этой категории, при этом он очень интеллигентный.
А почему не любят Одессу?
Я таких людей встречал. У каждого могут быть свои настроения. Но, простите, Одесса – все-таки город не всегда интеллигентный. Если вы начинаете охать и ахать по поводу пушкинской Одессы, по поводу Одессы Боффо, Бернардацци, Торричелли – это одна Одесса. А если вы уезжаете на Большевик, на Слободку или в дебри Бугаевки, то вряд ли вас там встретят, цитируя что-то на латыни. Нет, там будут ругаться матом, плевать на асфальт и бить бутылки. Да и в центре города достаточно подойти к Воронцовской колоннаде, чтобы понять, что в этом городе отнюдь не все выпускники Гарварда. И лишь примерно 2-3 % – это люди, которые действительно любят свой город, понимают историю и ценят ее. И эта проблема не сегодняшняя. Она была и в советское время, и в дореволюционную эпоху. Другое дело, что с этим делать. Воспитывать наших детей – надо. Объяснять нашим согражданам, что не нужно мочиться в подворотнях – надо. Объяснять застройщикам, что те памятники архитектуры, которые они сносят, и ставят свои безобразные высотки, которые уродуют город навсегда – надо. И ежедневно мы утрачиваем ту Одессу, которую сами себе нарисовали.
Вспоминаются разные одесские мифы. Как Вы думаете, нужно ли продолжать паразитировать на этих явлениях? Я говорю об «одесском языке», «одесском юморе» и других легендах.
Вопрос многогранный. Нельзя однозначно сказать – нет. Но сегодня мы не можем миру предложить ничего другого. Объективно, Одесса не может ответить на вопрос – какая она. Более того, я пока не видел ни одного внятного месседжа, ни одной внятной комплексной программы, стратегии, какой мы видим Одессу через 20-50 лет. Даже так, через 5-10 лет. Давайте пофантазируем. Мы могли бы сказать, что Одесса – город-порт, с мощной логистикой, куда вскоре хлынут миллиардные инвестиции. Но нет, этого не будет в ближайшем будущем. Одесса больше никогда не станет крупным промышленным центром. Вряд ли Одесса сейчас что-то серьезное может предложить как крупный научный центр. Это не город-пляж, потому что мы застроили почти все побережье. Даже с точки зрения крупного туристического центра мы проигрываем. Даже Львову мы уже проиграли, если говорить в масштабах Украины. Что тогда мы можем предложить?
Настроение?
Да, мы начинаем копаться в том, что у нас пока еще как-то дышит. И выясняется, что люди едут на этот миф. Они себе нарисовали этот город-солнце, город юмора, другого языка… Окей, начинаем опять выезжать на этих бабелевских историях, начинаем цитировать что-то из Жванецкого, рассказывать анекдоты. Но я не вижу в этом ничего скверного. Да, в конце концов, есть в этом мире огромное количество городов, которые как позиционировали себя 100-200 лет назад, так и продолжают. Каждый едет в Париж, потому что это город-праздник. Кто-то едет в Рим, потому что это величайшая когда-то культура. В Афины едут, потому что хотят прикоснуться к античной цивилизации. В итоге я вижу в Афинах грустные однотипные коробочки и маленькую локацию под названием Парфенон. А так, очень заурядный городок «одного дня», как и говорят все туроператоры. В Одессе, к счастью, можно провести второй и третий день. Правда, на четвертый уже нечего делать. Вот тут бы создавать новые туристические локации и подчинить их этому «настроению». Нам очень важно сохранить «Юморину», которая сейчас практически на ладан дышит. Понятно, что в стране война и не до смеха, но если мы себя оправдали и проводим ее, потому что жизнь продолжается, то давайте проводить ее ярко. Давайте делать такое событие, как во Львове Рождество или в Черновцах фестиваль Маланки. Туда съезжается вся Украина, и они это за три года сделали. У нас история «Юморины» насчитывает 30 лет. Чего же ее не «продавать» тогда?
Как «Фестиваль фестивалей» от мэрии?
Невозможно сделать мероприятие «за рубль». Это все требует денег, инвесторов, хорошего объяснения рекламодателям, почему это будет интересно. Когда вы пытаетесь сделать в один день, условно, сто фестивалей, звучит красиво, но когда на них приезжает 30 человек, то это не фестиваль. Может быть, лучше меньше да лучше? Нужно стратегически просчитать, где мы действительно блистаем. У нас есть кинофестиваль, джазовый фестиваль. У нас литературный фестиваль хороший проходит, книжный…Пусть это будет фестиваль юмористической книги, можно сделать всеукраинский или всемирный конкурс рассказчиков уличных анекдотов. Ведь нет в мире уже давно таких городов, которые бы несли себя с неким флером.
Раньше к нам боялись ехать. Как думаете, вопросы сепаратизма уже закрыты? Доказали, что «русскую весну» здесь никто не ждет?
Я абсолютно искренне люблю Украину, всей душой поддерживал Майдан. И я навсегда буду украинцем, но когда мы говорим об общей массе… Мы все хотим есть, спокойно спать, видеть будущее наших детей и прочее. У нас за год уехало более 400 тысяч украинцев в Польшу. И это выехал средний класс. Это не те люди, которые раньше уезжали работать на стройках. Это выехали мозги, люди, которые что-то из себя представляли здесь – ученые, бизнесмены, те люди, которых нам очень не хватает. Значит Украина им ничего не смогла предложить. Они не уехали от войны. Они уехали от того, что не видят перспектив. Если бы Украина очень быстро превращалась в Швейцарию, поверьте мне, к нам Крым прибежал бы, Донбасс запросился обратно. Они увидят, что здесь город-сад строится, с понятными налогами, ясной внешней и внутренней политикой, с прозрачной экономикой, хорошими инвестициями, вкусной едой, теплой постелью. Все, сепаратизм исчез бы сам по себе.
Но ведь все эти блага, которые вы описали, создают сами люди. Не только депутаты, президент и министры? Все создают эту страну.
Действительно, каждый человек творец своего счастья. Но когда мы берем соотношение власть и народ, то вдруг выясняется, что власть, в первую очередь нечистоплотные люди во власти, которые там оказались, они сосредоточили у себя основные финансовые ресурсы, медиа-ресурсы, и они очень серьезно могут манипулировать этими средствами. И народ становится заложником ситуации. Я не смотрю телевизор, могу себе позволить такую роскошь – читать книги, формировать свое мнение. Но народ, в основном, смотрит. И людям ежедневно в голову вдалбливают одни и те же месседжи. В итоге они начинают думать, условно, что некая Юля – это хорошо, а Ляшко еще лучше. И в течение года или двух можно, используя телевизор, из Ляшко сделать мачо, сверхчеловека и лидера нации. Имея деньги, можно манипулировать вагонами гречки. Всегда голодной бабушке привезти килограмм этой пресловутой гречки, но в итоге молодежь на избирательный участок не пойдет, а бабушка пойдет и за гречку проголосует «как надо». И не надо тогда удивляться, что вы проснулись и у вас президент Ляшко.
Почему-то именно одесситы не ходят на выборы. Во всеукраинских рейтингах по явкам на выборы мы всегда «пасем задних».
При этом одесситы великолепно умеют потом брюзжать, как же так, страну такую потеряли…Была такая Доротея Атлас, она написала в середине девятнадцатого века книгу «Старая Одесса, ее друзья и недруги». У нее там есть замечательная фраза: «Я никогда не видела на Земле другого такого города, где бы настолько не интересовались политикой». Одесса всегда была городом деловых людей, городом бизнеса. Большей части людей (назовем их предпринимателями, дельцами), им плевать на страну, на… Да на все плевать. Возвращаясь к вопросу, почему нас не очень любят, действительно, среди одесситов есть серьезный шлейф людей, которые способны на обман, на аферу, на какую-то комбинацию.
Тогда можете описать «настоящего» или типичного одессита?
А его не существует. Можешь себе представить типичного африканца? Первая мысль – крепкий человек в набедренной повязке или в льняных штанах и рубашке. Но мы забываем, что вся северная Африка – это арабский мир, люди, которые не имеют к негроидной расе фактически никакого отношения, а в ЮАР проживают и вовсе белокожие люди. Вот примерно то же самое у нас получится с одесситом. Возьмем какого-то простого дядю Васю с поселка Котовского, который всю жизнь проработал на заводе и не так уж много книжек прочитал, он просто честно пахал всю жизнь. И давай возьмем Хобарта Эрла, одессита, который замечательный дирижер, интеллигентнейший человек, умница, талант. Или великого Юрия Кузнецова, покойного. Где этот одессит? Или это наркоман с улицы Средней, который двух слов связать не может. Он одессит? Да, он одессит. Он типичный в какой-то мере. Какое он отношение имеет к тому мифу, по которому мы ностальгируем? Мы все разные, к счастью. Мы принадлежим к разным этническим группам, религиозным конфессиям, мы разные по уровню образованности, по политическим взглядам. К счастью, чем хороша Одесса, она как нежная мама – любит всех своих детей и очень трепетно к каждому из них относится и говорит: «Ну-ну, да, ты оступился, но попробуй еще раз. Давай ты над собой поработаешь, и все у тебя получится. А вот другой сынок прибежал, иди сюда я тебя поцелую. Плохой день сегодня? Ничего, завтра будет лучше». Вот так мы все тут и живем в нашем городе.
Как сообщала USIonline.com, одесситам показали инсталляцию о «темной» стороне индустрии туризма.