30 лет распаду Советского Союза: путеводитель по Одессе в зеркале кино
26 декабря 1991 года прекратил свое существование Советский Союз. Некогда могущественная сверхдержава чрезвычайно быстро распалась. Почти сразу 11 из 15 республик, которые составляли СССР, объединились в эфемерное Содружество независимых государств. Часть бывших советских республик постаралась поскорее забыть свое советское прошлое. То, что произошло 30 лет тому назад, стало финальной точкой существования Советского Союза, и примерно тогда же происходил подъем кинематографа, часто в причудливых и странных формах. Нашлось место в том кино и Одессе, и мы подготовили свой путеводитель по нему.
О распаде СССР и связанном с ним периодом киноиндустрии читателям Украинской Службы Информации рассказывает журналист и краевед Станислав Кинка.
1980-е гг. Вид уголка старой Одессы
Время перестройки, которую инициировали как попытку обновить Союз, стало для государства последним этапом. За 1985–1991 гг. все сферы жизни трансформировались до неузнаваемости. Наверное, самой показательной была трансформация кинематографа.
Если в первой половине 1980-х доминировали фильмы, соотносившиеся с официальной политикой партии, а иные просто не могли попасть на экран, то с началом перестройки, а особенно после провозглашения политики гласности, кинематограф стал самым ярким и правдивым зеркалом распада советской империи.
И сегодня мы представляем путеводитель по перестроечному кино, снятому в Одессе. За 1985–1991 годы можно заметить, как стремительно менялись ценности и что доминировало на экране. Почти все фильмы из перечисленных ниже и сейчас доступны для свободного просмотра.
1985
Вышедшие в свет в этом году картины передовыми не назовешь. В 1985-м снимали фильмы, посвященные революционным героям, историческим событиям и 40-летию Победы. Назвать что-то выдающееся крайне сложно, но все-таки порекомендуем посмотреть фильм «Матрос Железняк» (много кадров Одессы) и «Подвиг Одессы» (рассказывает о периоде обороны Одессы в 1941 году).
Коллаж к фильму «Когда становятся взрослыми», 1985
Довольно интересно посмотреть фильм «Когда становятся взрослыми». Это социальная драма. Описывается взросление молодежи, делается попытка показать жизнь учеников ПТУ. Но сделано это настолько шаблонно, что фильм интересен только как некий эталон советского способа обходить проблемы. Уже через пару лет социальные драмы будут более жестокими и правдивыми.
1986
Кадр из фильма «Была не была», 1986
Трудный возраст, кража кроссовок, первая любовь и переживания. Эти сюжетные линии пересекаются в фильме «Была не была». Наивная сказка, где очень много кадров Одессы середины 1980-х. На форумах его называют «последним школьным позитивным фильмом» – дальше только мрак и безысходность Перестройки.
Постер к ленте «Всего один поворот», 1986
«Всего один поворот» — фильм, который хвалят за саундтрек и актерский состав. Повествует о женщине, которая разочаровалась в мужчинах и отношениях, работает в такси и внезапно встречает большое чувство.
«Малявкин и компания» не станет откровением с точки зрения сюжета или игры актеров, но вот увидеть одни из первых ЭВМ для школ – это да, ради этого стоит посмотреть!
«Одинокий автобус под дождем» — казалось бы, непримечательный криминальный фильм. Но он открыто говорит, что в Советском Союзе все было не так, как писали в “правильных” книжках: случались и хищения, и преступления более тяжелого характера. Лента – производства «Молдова-фильм», но зритель без труда опознает многочисленные одесские локации.
1987
«…А шарик летит» — недетское кино о детях. Один день из жизни девочки, которая очень хочет быть мальчиком. И все это в ландшафте старого одесского дворика. В конце можно увидеть самого настоящего байкера*.
*Стоит вспомнить, что 1987 год — это начало расцвета неформальных движений, о них стали говорить, писать и даже снимать фильмы. В том же 1987 году на широкий экран выйдет ставшая знаковой латвийская лента «Легко ли быть молодым?».
Кадр из фильма «Диск-жокей», 1987
«Диск-жокей» — предельно сумбурная картина, которая привлекает обилием участвующих музыкальных коллективов. Тут и молодая комик-труппа «Маски», и почти забытая сейчас, но известная тогда рок-группа «Кратер», и многие другие. В общем, если вы хотите почувствовать себя на дискотеке середины 1980-х, то вам обязательно стоит посмотреть этот фильм.
1988
«Билет в один конец» — короткометражка Одесской киностудии о трудном подростке, которого тренер убеждает встать на путь исправления. Вроде простой сюжет, но фоном становится до ужаса обшарпанная Одесса конца 1980-х. Что включено: неформальные молодежные объединения и бытовые реалии, которые сейчас удивят, если не ужаснут зрителя.
И все-таки, 1988-й — это уже первые кооперативы, криминал и рэкет.
Постер к фильму «Криминальный талант», 1988
Остановимся на двухсерийном «Криминальном таланте», очень популярном в свое время. Часть сцен была отснята именно в Одессе. В центре внимания – молодая девушка, промышляющая кражами у мужчин, с которыми знакомится в ресторанах, а затем подсыпает снотворное. Казалось бы, что антигерой ясен, но расследование выявляет всю подноготную: неустроенность в быту, ужасные условия труда на фабрике, двойная мораль советских людей. В конце ленты так и не становится понятно, раскаялась героиня или это просто еще одна уловка, чтобы избежать наказания.
Постер к фильму «Ожог», 1988
Остановимся поподробнее и на «Ожоге». Здесь уже – полный набор «перестроечных» реалий: теневая экономика в виде незаконной продажи пива (!), криминальные разборки и двойная жизнь главного героя: на работе – уважаемый человек, а вне ее покрывает темные делишки своей любовницы.
Присутствуют жестокие сцены насилия, что для того времени стало характерным. Фоном проходит (или происходит) жизнь низов — алкогольная общественность околопривозных кварталов Одессы мало изменилась за последние пару десятилетий.
«Утреннее шоссе» — менее удачная попытка показать другую язву времени: торговлю наркотиками. Таксист перевозит зелье в банках со сгущенкой (!) и не догадывается, что именно он везет. Это само по себе абсурдно, исходя из того, какой гонорар предложили водителю. Фильм хоть и поднимает важную проблему, снят весьма рвано, а часть сцен выглядит неправдоподобно. Но главный посыл — в том, что каждый человек в своей жизни оказывается перед выбором и когда-то придется отвечать за свои ошибки.
Что за книга в руках у главного героя фильма «Приморский бульвар» (1988)?
Если присмотреться, то это путеводитель по Литературному музею Одессы (1986)
Завершим 1988 год фильмом «Приморский бульвар». Многие видели эту двухсерийную музыкальную комедию. Она контрастирует со своими “одногодками” и отличается высоким бюджетом. Стоит посмотреть хотя бы как “машину времени”, которая переносит вас на улицы Одессы 33-летней давности.
1989
Постер к фильму «Астенический синдром», 1989
«Астенический синдром» Киры Муратовой получил две кинематографические премии (в том числе и специальный приз Берлинского кинофестиваля в 1990 году), но для просмотра он не прост. Две части — два разных сюжета, две разные судьбы. Депрессия и экзистенциальный ужас оттеняются бытовыми неурядицами и панорамой Одессы, в которой не хочется ни жить, ни быть. Фильм либо превозносят, либо разгромно критикуют, но его точно стоит посмотреть.
Что делать, если к вам приходит неизвестный и предлагает стать диктатором далекой планеты, но для этого надо «выйти в окно»? Если коротко — то смотреть короткометражку «В Альдебаран».
Еще один весьма популярный фильм «Фанат» можно назвать советским ответом «Кровавому спорту» или «Кикбоксеру». (он вышел в том же 1989 году). Сюжет боевика прост и прямолинеен. По тем временам «Фанат» был чрезвычайно популярен. Удивительно, даже сейчас у этого фильма более 6 млн. просмотров на официальном канале Одесской киностудии в Youtube. Если коротко, то молодой человек становится бойцом на подпольных боях, умеет постоять за себя, но и определенные ценности у него остались. Можно обратить внимание на то, что клуб, где главный герой занимался карате, закрыли, а в диалоге героев проскакивает опасение, что занятия единоборствами могут привести к большим проблемам*.
*В ноябре 1981 года в СССР были приняты два указа, согласно которым «самовольное, без разрешения соответствующих органов, обучение приемам каратэ» могло привести к штрафу и даже тюремному заключению до двух лет, а в отельных случаях – до пяти лет. Легализовали карате только в 1989 году.
Через год вышло продолжение, но уже с другими актерами и сценаристами, и оно стало более чем провальным.
Закончим год ещё одной комедией: «Частный детектив, или Операция «Кооперация»». Многие видели эту работу Леонида Гайдая. Ещё за пару лет до того такие сюжетные повороты были просто немыслимы, но в 1989 году уже можно было шутить и на тему угона самолета, и на тему политики.
1990
Кадр из фильма «Фанат-2», 1990
Что снимали в 1990 году? Криминала стало явно больше во всех его проявлениях. Можно отметить «Фанат-2» как одну из худших инкарнаций «кооперативного боевика». Выживший Малыш продолжает свою миссию по уничтожению продажных милиционеров, рэкетиров и власть имущих.
Коллаж к фильму «Шереметьево-2», 1990
«Шереметьево-2» начинается как обычный перестроечный криминальный фильм, но потом сюжетная линия меняется: в фокусе внимания – успешный кооператор (новый тип условно положительного героя поздней перестройки), его жена и ее новый знакомый, с которым женщина испытывает давно забытые чувства. Из интересного — герои попадают в церковь на Французском бульваре, сейчас это действующий храм святых мучеников Адриана и Наталии.
А вот «Неустановленное лицо» Одесской киностудии – довольно интересный пример триллера. Убийство, двойники и длинная спираль расследования накладывается на новые реалии: проституцию, валютные кабаки и разгул криминала.
Философская притча на грани абсурда «Внимание, Ведьмы!», снятая в «панельках» Черемушек и жилмассива Таирова, стоит особняком.
1991
Даже названия фильмов, вышедших в последний год существования СССР, показывают в какую сторону качнулся маятник. Если в начале перестройки мало кто осмеливался произносить слово «путана», то в 1991 году выходит фильм с одноименным названием, который показывает нелегкую жизнь представительниц древней профессии.
«Женщина для всех» касается темы усыновления и отношений между людьми, находящимися перед выбором: взять ответственность за себя и других или жить для своего удовольствия.
Кадр из фильма «Проснуться в Шанхае», 1991
Интересен и фильм «Проснуться в Шанхае». Его съемки проходили в трущобах Куяльника, а в центре внимания – отношения подростков, которые волею случая пытаются жить взрослой жизнью. Получается не очень, но фильм балансирует на грани наивной доброй истории и показа неприглядного быта конца перестройки – с видеосалонами, где демонстрировали иностранные порнофильмы, алкоголиками и неустроенным бытом главных героев.
«Воздушный поцелуй» выделяется из длинного списка картин, вышедших в 1991 году. История любви молодой медсестры и травмированного автогонщика. История о том, как любовь может разрушить, казалось бы, идеальные отношения. В этом фильме крайне мало чувствуется дух времени, он становится каким-то вневременным, но уже точно не советским.
Кадр из фильма «Не улетай, землянин», 1991
Закончим короткометражкой режиссера Одесской киностудии Вадима Костроменко «Не улетай, землянин». Молодой учитель подвергается атакам инопланетян, но отказывается от предложения покинуть Землю и улететь на другую планету, где год идет за тысячу лет. Фильм полностью сняли на территории лагеря «Молодая гвардия» в Лузановке. В чем дух времени? Хотя бы в том, что на детской дискотеке (!) играет песня Paranoid группы Black Sabbath, запрещенной в 1985 году в СССР за “пропаганду насилия и религиозного мракобесия”.
Сейчас, когда массовая культура снова использует моду на 1980–1990-е, причудливо выделяя отдельные элементы визуальной составляющей, одежды или музыки, фильмы той эпохи позволяют взглянуть на нее полнее. С другой стороны, смотря на кадры, снятые в Одессе, можно увидеть некоторые фрагменты старого города, которые ушли навсегда, тот же вид на Одесский залив с бульвара Жванецкого.
Ранее на USIonline.com — Объявлены фильмы-претенденты на «Оскар» в категории International.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Youtube.