«Спасенные жизни — уже большая награда»: одесские водолазы про аварию с Delfi «фото»

«Спасенные жизни — уже большая награда»: одесские водолазы про аварию с Delfi

Сегодня, 22 ноября, годовщина со дня крушения танкера Delfi у одесского пляжа «Дельфин». Во время аварии на борту находился экипаж из трех человек: капитан, механик и матрос. Спасательная операция по их эвакуации затянулась почти на шесть часов и включала в себя множество специалистов. Одними из них были одесские водолазы, которые три часа провели в холодной воде, пытаясь сквозь высокие волны и шторм подобраться к судну.

Чего боялись больше всего и кого спасали из последних сил — узнавали у них журналисты Украинской Службы Информации Ольга Ивлева и Алексей Кравцов.

Трагедия с бункеровщиком Delfi началась в ноябре 2019 года. Почти месяц, в связи с отсутствием топлива и рабочих приборов, танкер дрейфовал в территориальных водах Украины, пока 22 ноября его не прибило к одесскому пляжу «Дельфин».

Фактически, это уже было аварийное, обесточенное и неуправляемое судно, на борту которого находились три человека: капитан Анатолий Слынько, старший механик Константин Михайленко и матрос Артур Тудоран. Все это время команда отказывалась от помощи, дожидаясь указаний судовладельца, а также доставки провизии, воды и топлива. Когда судно село на мель у Одессы, собранный оперативный штаб решил не медлить и развернул спасательную операцию по их эвакуации. 

Участие в ней приняло множество специалистов — от ГСЧС и полиции до военных моряков. Непосредственно эвакуацией занимались три водолаза: один из ВМС ВСУ и двое из спасательно-водолазной службы Одессы. Первый натянул трос для подъема на судно, а двое остальных поднялись на борт и спускали обессиленный экипаж. В общей сложности в холодной воде они пробыли три часа. 

Как рассказывает один из водолазов — Игорь Ичанский, спасатели обдумывали множество вариантов с разной техникой, но из-за высоких волн и шторма они не давали результатов. 

На фото: Игорь Ичанский

К сожалению, первые попытки, когда мы спустили плавсредства, не увенчались успехом. Был сильный шторм и их просто заливало водой. Мы даже притащили гидроциклы, хотели с их помощью спасти экипаж, но отказались, так как здесь очень скалистое дно — мы могли подвергнуть опасности и гидроцикл, и водителя. Было принято решение, возможно единственно правильное, завести трос на судно, и мы по веревочкам попали туда, — говорит водолаз. 

Забрались на борт спасатели к обеду. Экипаж нашли в рубке, все — в обессиленном состоянии. Сперва водолазы эвакуировали механика и матроса, а после добрались и до капитана, который со всех сторон был придавлен хламом. Игорь Ичанский говорит, с ним было сложнее всего, так как стадия его переохлаждения была критической, и он часто терял сознание. Содействия от него не было, поэтому спасали его из последних сил.

Вначале мы спасли двух членов экипажа, которые хоть как-то могли ходить. Потом вернулись за капитаном, он был зажат в рубке. Мы разгребли посторонние вещи и при помощи альпинистских предметов вытащили его. Поднимали буквально как мешок с картошкой. У него были проблемы с ногами, сильная гипотермия, так как он длительное время находился по пояс в воде, — говорит водолаз.

Ситуацию могли спасти гидрокостюмы, которые находились на борту судна. Почему команда ими не воспользовалась — для Игоря Ичанского это остается загадкой. 

Непонятно, почему экипаж не надел спецсредства, те же гидрокостюмы. Они большие, спасают от переохлаждений, специально предназначены для нахождения в холодной воде и помогают выжить экипажу. Они там были. А когда мы увидели команду — они стояли просто в фуфайках, сверху, кроме спасательных жилетов, они на себя ничего не надели, — рассказывает мужчина. 

Самой опасным моментом называет именно нахождение на борту, так как танкер в любой момент мог опрокинуться днищем кверху. 

Судно имело колебание. Была высокая вероятность того, что оно просто перевернется. Произойдет оверкиль и тогда даже те, кто туда полезли спасать, могли оказаться под водой. Когда мы только забрались на судно, крен был в районе 50 градусов, а когда уже доставали капитана — почти 90. А ты смотришь и думаешь: еще чуть-чуть, и оно просто завалится, — рассказывает водолаз. 

Спасательная операция закончилась к трем часам дня. Экипаж госпитализировали в одну из одесских больниц с диагнозом «переохлаждение», где моряки пробыли несколько дней. 

Второй водолаз, Сергей Митяев, говорит, что опыта у участников в подобных спасательных операциях не было. Он ценен, но особо вспоминать его не хочется. Главное, подчеркивает водолаз, удалось спасти людей, и чрезвычайное происшествие обошлось без смертей. 

Есть спасенные жизни – это уже большая награда, — говорит водолаз.

Говорит, что о случившемся напоминают новые наградные часы — подарок от городских властей, а также грамоты и почетные знаки за заслуги перед городом. После трагедии никто из экипажа с водолазами не связывался и за спасенные жизни не благодарил. На вопрос — а хотелось бы, Сергей Митяев отвечает кратко. 

«Неприятно, конечно. Уже не хочу»

***

Напомним, судно Delfi — стальной нефтяной танкер-бункеровщик, который был построен в 1974 году в Болгарии. Длина его составляет почти 57 метров, а вес — около 650 тонн. При этом он может брать груз почти втрое больше себя — до 1570 тонн. 

Последний собственник, британская компания MISTER DRAKE PC, приобрела его в 2016 году. До 2018-го танкер ходил под флагом Молдовы. По официальной версии, он занимался заправкой в Черном море горюче-смазочными материалами других суден. По неофициальной — промышлял контрабандой.  

У одесского побережья танкер потерял управление и начал терпеть бедствие 19 ноября. Трое суток его носило волнами вдоль берега, и к утру 22 ноября он занял место перед волнорезом на пляже «Дельфин». Там злополучное судно пробыло до 10 сентября 2020 года, простояв у побережья 293 дня. 

Практически сразу аварию назвали экологической катастрофой. По факту крушения танкера полиция открыла уголовное дело. Как выяснилось, у судна отсутствуют действующие морские сертификаты и документы. Капитана обвинили в нарушении многих морских правил и норм, в том числе, что экипаж был слишком малым (всего трое, включая самого капитана, а не минимум — пятеро). Суд приговорил его к одному году условно. 

Начиная с марта 2020 года, было несколько попыток отбуксировать судно. Первым взялся собственник совместно с компанией Smart Marine Concept, однако три попытки провалились. Далее за дело взялась АМПУ, точнее, администрация координировала процесс, а осуществляла все работы крупная компания «Трансшип» на средства частной стивидорной компании «Бруклин — Киев». Специалисты расчистили дно, удалили из трюмов песок, залатали пробоины и 10 сентября оттащили танкер в Черноморский порт.

Позже представители компании заявили, что сумма операции по отбуксировки Delfi — около 500 млн гривен. Сегодня танкер так и не распилили, что с ним будет дальше — пока неизвестно. 

Ранее на  USIonline.comDelfi: история одной одесской достопримечательности.

Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.