Новое громкое дело против топ-чиновников Одесской мэрии: “тайный” организатор, версии прокуратуры и подозреваемого по кладбищенской афере (эксклюзив) «фото»

Новое громкое дело против топ-чиновников Одесской мэрии: “тайный” организатор, версии прокуратуры и подозреваемого по кладбищенской афере (эксклюзив)

Завтра четырем фигурантам дела об очередной многомиллионной покупке территории аэропорта «Застава - 2» под кладбище будут избирать меру пресечения. В частности, председателю постоянной комиссии по коммунсобственности Василию Шкрябаю. Последний окрестил новое дело в отношении него «политическим преследованием и давлением на Антикоррупционный суд». Но в Специализированной антикоррупционной прокуратуре готовы доказывать свою правоту в суде и просить подозреваемому меру пресечения в виде содержания под стражей. Между тем, пока в деле еще нет организатора, а все фигуранты исполнители и пособники.

О том, что инкриминируют подозреваемым в вероятной многомиллионной коррупционной афере с кладбищенской землей, а также эксклюзивные комментарии сторон – в материале корреспондентки Украинской Службы Информации Екатерины Петренко.

131 миллион гривен убытков: прокурор САП о новом деле

Напомним, 10 июня детективы НАБУ под процессуальным руководством САП сообщили трем должностным лицам Одесского горсовета и основателю частной компании о подозрении в нанесении 131 миллиона гривен ущерба территориальной громаде Одессы. Фигурантами стали директор департамента коммунальной собственности горсовета Алексей Спектор (сейчас он отстранен от должности по другому случаю), председатель постоянной комиссии горсовета Василий Шкрябай, руководитель юридического департамента горсовета Инна Поповская и тогдашний основатель и руководитель ООО Авиакомпания “Одесса” Андрей Вирченко.

На фото: Инна Поповская

По версии следствия, подозреваемые в 2016 году в сговоре еще с рядом лиц организовали схему выкупа недвижимости за счет местного бюджета по завышенной цене. Помните, здания и сооружения бывшего аэродрома “Застава” в 2016 году стали коммунальными? Их планировали снести для расширения Западного кладбища, которое таким образом должно было стать крупнейшим в Европе.

Тогда подписали два договора купли-продажи. За объекты общей площадью 6065 квадратных метров город заплатил 146 миллионов 850 тысяч гривен. Решение о покупке приняли на сессии 21 сентября. Это стало первым крупным приобретением городской громады в 2016 году. Второе — админздание бывшего завода “Краян”, где планировали разместить управления мэрии. Оно обошлось городу в 185 миллионов. Кстати, по “Краяну” сейчас также судят двоих фигурантов нового дела: Спектора и Шкрябая.

Алексей Спектор

Благодаря выкупленному участку бывшего аэродрома чиновники планировали увеличить площади для захоронений на одесском кладбище “Западное”.

Цену выкупа определили в более 146 миллион гривен якобы по результатам независимой оценки. Однако за два года спустя экспертиза, проведенная государственным специализированным экспертным учреждением в рамках расследования НАБУ и САП, установила, что цена выкупа завышена более чем в 10 раз, а реальная стоимость составляла около 15 миллионов гривен, – информируют в Антикоррупционном бюро.

Как сообщил в эксклюзивном комментарии УСИ прокурор САП Валентин Мусияка, здания и сооружения приобретались городом для общественных нужд, а именно для того, чтобы Одесский горсовет мог распоряжаться земельным участком площадью в 150 гектаров.

На этом земельном участке были размещены здания и сооружения, но они занимали под собой лишь 10 гектаров. Остальные находились в коммунальной собственности. По убеждению стороны обвинения, когда эксперт оценивала стоимость этих зданий и сооружений, она предоставила сведения, здания и сооружения стоили условно 15 миллионов, а в другой части предоставила информацию о стоимости частичного права пользования тем большим земельным участком для ООО Авиокомпания “Одесса” и определила это в размере 131 миллионов гривен, то есть завысила цену выкупа в более чем 10 раз, – объяснил прокурор.

“Длительная предыстория и никаких нарушений”: версия Шкрябая

Зато один из подозреваемых по делу Василий Шкрябай в эксклюзивном комментарии УСИ опроверг свое участие в коррупционной схеме.

Подозрение мне – это политическое преследование и попытка оказать давление в том числе на Высший антикоррупционный суд. Каким образом? На сегодняшний день эти подозрения ни на чем не основаны, – высказался депутат.

На фото: первый слева – Василий Шкрябай

Кроме того, он рассказал свою версию событий.

Решение о стоимости земли базировалось на экспертизе, на основании документов. У этого участка длительная предыстория. Было предприятие, которое существовало в 1950-х годах, общая площадь аэродрома – 331 гектар… Смотрите, в городе действительно есть проблема по захоронению людей. Начали происходить захоронения на чужой территории, были встречные иски по этому вопросу. Длительный судебный процесс шел в 90-х годах и в 2011 году было подписано мировое соглашение между городом и предприятием. Предприятие согласилось отдать 148 гектаров, а на 153 гектарах город признал право пользования данных земельных участков и обязался заключить договор аренды. 146 миллионов гривен – экспертная оценка, которая была предоставлена ​​с рецензией на комиссию и на сессию. Никаких нарушений ни комиссии, ни лично по поводу меня не было, все соблюдалось по регламенту, – утверждает подозреваемый.

Что грозит топ-чиновникам Одесской мэрии?

Уже завтра, 16 июня, Высший антикоррупционный суд будет выбирать меры пресечения всем четырем фигурантам дела. Как проинформировал прокурор САП, всем четырем будут просить содержание под стражей.

После окончания досудебного расследования, дело вскоре окажется в суде. Если должностных лиц горсовета признают виновными, им грозит от 7 до 12 лет лишения свободы по ч. 5 ст 191 “Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением”. Вместе с тем, четвертому подозреваемому Вирченко грозит от 8 до 15 лет тюрьмы, так как кроме вышеупомянутой статьи, ему также инкриминируют совершение преступления по ч. 3 ст. 209 УПК Украины  “Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем”.

Стоит добавить, что по словам прокурора Мусияки, Спектор, Шкрябай и Вирченко подозреваются в совершении этого преступления как исполнители, а Поповская – как пособник. Кто организатор преступления, по версии следствия пока не известно? В прокуратуре это не комментируют для “обеспечения действенности досудебного расследования”.

По этому делу не исключается, что возможны в будущем подозрения, – добавил прокурор.

На фото: прокурор САП Валентин Мусияка

Также НАБУ и САП устанавливают местонахождение других лиц, причастных к совершению вероятной коррупционной схемы.

Ранее на USIonline.com – Новое дело против Труханова: версии прокуратуры и мэра.

Читайте нас в Telegram.