Поля без защиты: почему в Одесской области гибнут лесополосы и как их спасти «фото»

Поля без защиты: почему в Одесской области гибнут лесополосы и как их спасти

Климат в Одесской области меняется – и не замечать этого уже невозможно. Из-за засухи фермеры остаются без урожая, а пылевые бури превращают поля в пустыни и наносят вред здоровью людей. Когда-то для защиты от разрушительной стихии высаживались специальные полезащитные лесополосы. Однако уже несколько десятилетий они планомерно уничтожаются.

Корреспондент Украинской Службы Информации Сергей Ищенко выяснял, почему на карте области исчезают лесополосы и можно ли это остановить.

Пустыня ширится

В знаменитом афоризме Ницше пустыня ширится сама собою. Однако настоящим пустыням помогает распространяться человек. Главной причиной опустынивания, засух и пылевых бурь экологи называют разорение лесов, природных полей и лугов ради потребностей сельского хозяйства. Кстати, Украина лидирует в Европе по количеству распаханных земель (54% площади), а в Одесской области их намного больше, чем в целом по стране (75,9%). Вместе с глобальными изменениями климата все это открывает совсем не радужные перспективы.

Одесская область – одна из лидеров по количеству распаханных земель в Украине

Одесская область переходит в полузасушливый климат. А если будет полузасушливый климат, то вероятность засух в Одесской области существенно увеличится. А если будут засухи, то, естественно, и пылевые бури будут частыми, – рассказал УСИ ректор Одесского экологического университета Сергей Степаненко.

Чтобы остановить этот процесс, еще в 1950-1970-х годах в Одесской области создали систему полезащитных лесополос. Ученые доказали, что на полях, “прикрытых” такими полосами, ветер становится тише на 20-30%, воздух влажнее на 3-5%, а испарение влаги сокращается вдвое. По подсчетам аграриев, один гектар лесополосы защищает 20-30 гектаров поля, увеличивая его урожайность до 15%.

Ученые доказали, что на полях, “прикрытых” такими полосами, ветер становится тише на 20-30%

По официальным документам, в Одесской области – 49,2 тыс. гектаров полезащитных лесополос. Однако так ли это на самом деле?

Куда делся лес?

Вырубать лесополосы начали еще в бурные 1990-е годы. А после того, как в начале 2000-х годов распаевали колхозную землю, их уничтожение приобрело массовый характер. Из-за того, что у каждого поля появился собственный хозяин, полосы фактически остались ничейными, рассказала УСИ врио главного лесничего госпредприятия “Одесское лесное хозяйство” Людмила Гизатуллина.

Если раньше мы садили 50-60 гектаров лесополос, то сейчас там 3-4-5 хозяйств, где одна лесополоса, скажем, гектар-полтора, – говорит она.

В Одесской области – 49,2 тыс. гектаров полезащитных лесополос

В 2016 году Госгеокадастр сообщал, что в Одесской области уничтожены 1638,1 гектаров лесополос. Сейчас эта цифра может быть большей, так как вырубка не останавливается, а нелегальный бизнес по торговле древесиной продолжает процветать. Например, в феврале СМИ сообщали о том, что в Николаевском районе содрали кору и прижгли несколько десятков деревьев в лесополосе. А в январе возле села Кагарлык в Беляевском районе полицейские задержали “на горячем” четверых “дровосеков”, успевших спилить около 6 складометров акации и граба. Сейчас, считает Людмила Гизатуллина, потери могут составлять уже до 80%.

Фото: ГУНП в Одесской области

Где хозяева хорошие, где не допускают уничтожать лесополосы, там они есть, а там, где “шалтай-болтай”, там их уже нет, – говорит она.

Фото: ГУНП в Одесской области

Контролировать состояние лесополос лесхоз не может – у него нет таких полномочий.

Раньше мы заключали договора с совхозами и колхозами, принимали эти земли временно – в зависимости от породы деревьев, от 3-4 до 7-8 лет, до того, как сомкнутся междурядья кроны, – и потом возвращали хозяйствам. То есть, лесхоз не брал их себе навечно, а только на время. И мы контролировали лесополосы и отвечали за них только до передачи назад в хозяйство. Сейчас все это в подвешенном состоянии, – объяснила Гизатуллина.

Потери не считаем  

С 2016 года никто не отчитывался о состоянии лесополос. А последняя масштабная инвентаризация на общегосударственном уровне, по данным благотворительного фонда Peli can live, и вовсе проводилась в далеком 1975 году.

В “Одесском лесном хозяйстве” никаких данных нет.

Учет ведут по районам земельные отделы. У них лесополосы нанесены на карты. Мы сейчас отвечаем только за леса, – говорит Людмила Гизатуллина.

Кстати, в 2018 году Одесский облсовет обращался к правительству с просьбой провести инвентаризацию лесополос в регионе. В обращении говорилось о том, что у областных властей нет информации о количестве и качестве этих насаждений, поэтому невозможно планировать мероприятия по их содержанию, сохранению и восстановлению. Однако обращением дело и закончилось.

Никто не хочет брать ответственность

По данным облсовета, в 2018 году из 49,2 тыс. гектаров лесополос бесхозными были 44 тыс. гектаров. Большая часть из них остаются таковыми и сегодня, хотя правовой статус полос изменился. С 1 января 2019 года они больше не подчиняются лесным хозяйствам. Лесополосы стали землями сельскохозяйственного назначения и должны быть переданы территориальным громадам. Но фактически переход так и не состоялся. По подсчетам Украинского научно-исследовательского института лесного хозяйства и агролесомелиорации, по всей Украине только 12 громад приняли на баланс лесополосы. Причем, в Одесской области – ни одной.

Главной проблемой, которая звучала со стороны заинтересованных сторон, было острое нежелание принимать в собственность полезащитные лесные полосы, нести ответственность за их охрану, вкладывать средства в их развитие, – говорит замдиректора института Наталья Высоцкая в интервью “Лісовому і мисливському журналу”.

Фото: благотворительный фонд Peli can live

Стоит отметить, что 90% громад не имеют технической документации на земельные участки под лесополосами. Кроме того, по закону, правила содержания полос должен устанавливать Кабмин. Однако, проект соответствующего постановления до сих пор не принят.

Что делать?

Фермерские хозяйства и объединенные громады рано или поздно придут к тому, что нужно спасать и возрождать лесополосы. Но я боюсь, что придут уже тогда, когда будет поздно, – опасается Людмила Гизатуллина.

Центральные и местные власти тоже, похоже, откладывают решение проблемы в долгий ящик. По крайней мере, согласно отчету Счетной палаты, в 2017-2018 годах даже не составляли планы создания полезащитных лесополос.

В 2017 году вопрос поднимался в Одесской облгосадминистрации, но ни к каким реальным последствиям это не привело. А в региональной программе “Леса Одесчины” на 2016-2020 годы лесополосы вообще не упомянуты. Впрочем, даже если бы их упомянули, это вряд ли что-то бы изменило: в 2019 году из запланированных 3,455 млн грн на реализацию программы в бюджете выделили 0,00 грн.

Местным жителям нужно самим возрождать те защитные полосы, которые были вырублены. Никто им на помощь не придет. Тут действует классическая фраза “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”, – считает Сергей Степаненко.

Уже сейчас появляются общенациональные волонтерские проекты по спасению и возрождению лесополос. Например, Украинская Природоохранная Группа организовала кампанию против распашки степи.

Фото: организации Украинская Природоохрання Группа

Также благотворительный фонд Peli can live запустил проект “Лесополосы жизни”. Впрочем, без поддержки и понимания со стороны государства и местных властей волонтеры вряд ли смогут добиться успеха.

Фото: благотворительный фонд Peli can live. Спасение лесополосы в Николаевской области

Ранее USIonline.com рассказывала о том, чем опасны пылевые бури и как с ними бороться.

Читайте нас в Telegram.