Одесса в пробках: неизбежное явление, как результат доступного комфорта
Одесса – «заложница» пробок. Они становятся все навязчивее, и это неконтролируемо. Жизнь мегаполисов проходит в заторах, хотя во многих есть метро. В провинциальной Одессе на этот счет мало оптимизма – подземку на катакомбах не построишь. И хоть в мэрии рапортуют о подвижках в проекте «Север-Юг», одесситы воспринимают заторы, как данность.
Что есть пробки? Почему они появляются? И что делать? Украинская Служба Информации интересовалась у всех, кто имеет с ними дело.
“Не знаю что, но делать что-то надо”
Ездить по городу днем – пробок просто не избежать. Помогает хорошее знание города, заторы объезжаю дворами. А чтобы пробок не было, не нужно строить дома раньше, чем дороги. За всю независимость в Одессе построили всего одну двухуровневую развязку – Клеверный мост. И то за чертой города. Въезжая в город со стороны Двух столбов, попадаешь на два переезда. Опять стоишь, – сетует автовладелец Евгений.
Больше половины времени в пути тратят на пробки те, кто вынужденно курсирует через центр Одессы в часы пик.
С поселка Котовского в Аркадию я еду около часа. Бывает полтора, если авария, или фуры стоят. В процентном соотношении – пробки занимают более половины всего моего времени в пути. Особенно в будние в центре. Но конкретно мне, моему пути, часто мешают фуры. Им надо строить отстойники, чтоб не занимали дорогу. В центре я бы ввел правило “чет-нечет”, как в Греции. Но для этого нужны патрульные дополнительные или 100% фиксация камерами нарушителей, – считает автовладелец Валентин.
Что делать, я не знаю, но делать что-то надо. Дважды в день город стоит. Утром и вечером с Таирова в центр – это больше часа. Стоит, в основном, что у нас – Краснова, Фонтанская дорога, Адмиральский, Толбухина и Канатная, Ришельевская, Арнаутская, проспект Шевченко как-то еще едут, – рассказывает водитель троллейбуса Юрий.
Троллейбусы, как и все остальные на дороге, – тоже заложники пробок. Пользователи городского электротранспорта однозначно “голосуют” за трамвай.
Я – пенсионер и пользуюсь городским транспортом. Пробки, особенно, троллейбус – это плюс 20-30 минут. На трамвае сел и поехал, а троллейбусы в Одессе стоят много где. Поэтому, если есть выбор, то лучше на трамвае, без пробок, – говорит пенсионерка Елена Федоровна.
А те, кто ездит на такси, знает, что пробка – это всегда наценка. Причем посчитана она может быть и не по счетчику, а просто плюс проценты от стоимости заказа. Особенно, в плохую погоду.
У нас этот вопрос решается очень просто – у нас поездка оплачивается по счетчику. Если бы было как-то по-другому, то таксистам было бы не интересно брать заказы, они бы такие заказы не брали. Нет смыслы ездить, катать бензин, если клиент просто не заплатит. И люди, в большинстве, к этому привыкли. Касательно других такси – там этот вопрос решается иначе. Там просто врубается наценка к стандартному тарифу, это 150-200% стоимости заказа, и люди все равно платят за это деньги. Все равно за это кто-то должен платить. Себестоимость услуги возрастает, никто не будет работать себе в убыток, – уверен соучредитель такси “Бонд” Петр Обухов.
Пробки – одна из производных “паркохамства”. И в смысле отсутствия парковок, и в смысле “как я запарковался”. Недавно с этим начали пытаться бороться, но “ничего не будет, пока все мы, каждый из нас, будет считать, что ему позволено, – уверена автовладелица Владислава, часто курсирующая на авто между городами.
Я стараюсь не ездить в час пик. Но наши пробки – это еще тянучки по сравнению с большими городами. И возникают они из-за автохамов, а не потому, что много машин. Нужно не выезжать на занятый перекресток, потому что загорится красный, и он своей машиной перегородит дорогу всем. И он в итоге стоит, и все стоят. В других странах по камерам выписывают штрафы за такое нарушение, а мы стоим и ждем. Парковочное автохамство тоже – почему не заехать на тротуар, где это никому не мешает и позволяют правила? Нет он тупо занимает целую полосу. Еще, у нас не все светофоры настроены как надо, – уверена Владислава.
Где подведет светофор, помогут другие водители, рассказывает работник бригады “Скорой помощи” Анатолий. По его словам, включенные “маячки” почти все участники дорожного движения оценивают верно.
В последнее время есть улучшения. После того, как это прорекламировали, когда с сопровождением полиции ездили, вообще социальная реклама сработала – люди стали пропускать чаще. Когда мы включаем сигналки, в 90% случае пропускают, не тупят. Самое жаркое время – это час пик на Таирова, там капец полный, и даже там пропускают, ездим по встречке, по бордюрам, и пропускают, – сообщил медик.
А насчет базовых правил “дорожного приличия” и организации дорожного движения у одесситов полное единство мнений.
На занятый перекресток не выезжать – это само собой. Еще нужно не парковаться на перекрестке, в неположенных рядах. Нужно жестко убирать всех “обочечников”. Они создают хаос. Ну и дорабатывать нужно саму организацию движения по дорогам. То есть, светофоры, разметка, знаки – у нас везде есть проблемы. Вот на “Стальканате” сделали когда-то, и теперь оно там вообще разъезжается все без проблем. То же самое – на 1-й Люстдорфской. Теперь там тянучка, а раньше были пробки. Сделали разметку грамотно, настроили светофор – все едут, – говорит таксист Николай.
Самые проблемные места Одессы
Перекресток на 1-й станции Люстдорфской дороги, между прочим, – один из самых, если не самый сложный в Украине. Об этом догадываются таксисты и давно знают в КП “СМЭП” Одесского горсовета, где ищут алгоритмы возможной оптимизации. А самыми проблемными с точки зрения пробок и светофорного регулирования в Одессе являются улицы Королева, пр. Небесной сотни, Комарова, Инглези, Люстдорфская дорога.
Пробки – это целый комплекс проблем. Это инфраструктура – дороги, парковки. Это культура вождения – то есть я еду по правилам, а не так, как хочу. И культура паркования – я не паркуюсь там, где это мешает. И, конечно, фактор графика – то есть, в определенные часы трафик сильно возрастает, и машин при этом становится все больше, – рассказали УСИ в КП “СМЭП”.
Избавиться от автомобилей – лучший способ ликвидировать дорожные пробки. Потому что победить их еще никто не смог.
Выход – “Север-Юг”?
Можно выделять дополнительные полосы, пытаться регулировать поток транспорта светофором, убирать с улиц маршрутки, но все это – мертвому припарки для центра Одессы, где невозможно построить метро. Разве что, морское или воздушное. И тут снова вспоминается “вечный” проект “Север-Юг”, который обещают Одессе уже много лет.
Нужно сделать дорогу “Север-Юг”. Она заберет на себя транспортный поток из центра. Дорога должна была пройти через заливные поля, и там все стало. Дорога “Север-Юг” подразумевает выезд, кому надо, на объездную. Таким образом мы бы существенно разгрузили центр. Сейчас туда едут и стоят в пробках те, кому туда не надо, просто у них нет другого пути, кроме как через центр, – уверен глава профсоюза транспортников Одесской области Владимир Чечеткин.
Трасса “Север-Юг” не предполагает единства какого-либо из видов городского электротранспорта. То есть, на одном троллейбусе с поселка Котовского на Таирово не доедешь. Как будет пролегать основной пассажирский маршрут проекта, УСИ рассказали в департаменте транспорта горсовета.
В рамках подготовки к запуску проекта трамвайного маршрута “Север-Юг” ведется ремонт улицы Софиевской с полной заменой инженерных сетей, проходящих под улицей, и трамвайного полотна. Начался капитальный ремонт спуска Маринеско. Он соединит трамвайное полотно улицы Софиевской с трамвайным полотном, проложенным ранее под Пересыпским мостом. Ранее в рамках создания единого трамвайного маршрута был выполнен капремонт Тираспольской площади и улицы Преображенской (от Жуковского до Софиевской). Следующий этап – ремонт улицы Новощепной ряд. 14 ноября объявлен соответствующий тендер. Торги назначены на 31 января 2020 года, – рассказали УСИ в департаменте транспорта и связи Одесского горсовета.
Мировой опыт
В разных городах мира методы борьбы с пробками самые разные.
В Лондоне с въезжающих или проезжающих через центральную зону в рабочие дни с 7 утра до 6.30 вечера взимается плата.
Водителей Парижа научили серьезно относиться к общественным полосам, которые отделили от общих специальным бетонным барьером. Кроме того, город напичкан камерами, которые тут же фиксируют нарушителя, ему автоматически выписывается штраф.
В Берлине на метро и городских электричках ездят политики и министры. Федеральную программу популяризации и подземки в Германии поддерживает и население.
В Вене с начала 1990-х годов действуют ограничения на паркоместа и парковремя. Кое-где авто могут находиться не более полутора часов.
В Хельсинки пробкой считают простой от 15 минут, а москвичи тратят на дорогу более полутора часов. С дорожными пробками в России борются оптимизацией развязок и строительством новых дорог.
А в Китае власти возрождают “велосипедизм”. В Пекине насчитывается более четырех миллионов машин. По статистике, ежедневно на улицах города появляется до тысячи новых. В среднем столичный житель ежедневно тратит на дорогу на работу туда и обратно почти четыре часа.
Ранее на USIonline.com, “Золотой” Новощепной: почти 160 миллионов выделили на ремонт и ищут подрядчика.
Читайте нас в Telegram.