Схемы юстиции: как работают исполнители, регистраторы и нотариусы в Одесской области «фото»

Схемы юстиции: как работают исполнители, регистраторы и нотариусы в Одесской области

В Одесской области уже многие годы, как, в общем, и многих других регионах страны, сложились весьма плотные схемы работы частных компаний, которые помогают выполнить те или иные решения, а также оформить документы. У всех этих органов по сути один «надзирающий орган» - юстиция. К сожалению, из года в год система работает достаточно стойко. Причем, как одесские регистраторы и исполнители умудряются отличиться в чужих регионах, так и наоборот, в нашем краю периодически засвечиваются «рейнджеры» с других районов Украины.

Исполнительная служба “десятников”

Исполнительные органы в Одесской области очень часто называют “десятниками”, ибо именно десятину они изымают за исполнение того или иного решения. Правда, порой за более сложные дела мзда доходит и до 30%. Очень часто, в тех или иных делах, исполнителям удается заработать дважды, сняв плату, как с должника, так и истца. Все дело в том, что исполнители не будут спешить без десятины исполнять решение, а затем снимут еще и такую же долю с ответчика, чтобы, к примеру, снять арест с жилья. Эта десятина, естественно, не остается в руках исполнителя, а расходится по многим кабинетам.
Бывает и такое, что арестовывают совсем не то имущество, и даже не того человека. Это так называемый исполнительный беспредел. Причем, бывают и вовсе вопиющие случаи, когда под арест попадают здания по данным неактивного реестра.
Такой факт УСИ ранее описывала в Белгород-Днестровском районе Одесской области. Сотрудники исполнительной службы арестовали здания компании при помощи данных реестра прав собственности на недвижимое имущество семилетней давности, который в данное время неактивен. Свои действия они обосновывали тем, что компания ОАО “ЄЗЯБИИ”, которая владела имуществом более 5 лет назад, задолжала государству около 3 миллионов гривен.
В итоге, другая компания, ООО “Ванеса”, потеряла свое законное имущество.
Последняя написала жалобу на имя Министра юстиции Украины Павла Петренко, Главы юстиции в Одесской области Руслана Сауляка и начальника Первого Киевского отдела Госисполнительной службы города Одессы Владислава Кочмара по поводу неправомерных действий исполнителей Киевского района Одессы.
В жалобе описывается, как приехав на место, работники Первого Киевского отдела государственной службы города Одессы, Д. Шапоренко и С. Искра, используя информацию из Реестра прав собственности на недвижимое имущество семилетней давности, решили наложить арест на здания компании.
На месте пострадавшая сторона пояснила исполнителям, что с 1 января 2013 года в Украине государственная регистрация совершается только в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, а не тем, чем пользуются одесские исполнители.
В итоге, государственный исполнитель Шапоренко, несмотря на все аргументы, все равно наложил арест на имущество, по адресу ул. Шабская, 108, в Белгороде-Днестровском.
В главном управлении юстиции, кстати, подтверждают, что жалоб на исполнителей приходит немало, но связывают это с тем, что при каждом исполнении есть недовольные, или в медленных действиях, или же наоборот, в быстрой работе, когда человек лишается кровных денег или имущества.
Что же касается контроля над регистраторами, то в облуправлении юстиции признают, что имеют права на проверки, но отмечают, что не имеют доступа к делам, потому контроль зачастую осуществляется по жалобам.
Регистрационный беспредел
УСИ немало писала про ситуацию с регистраторами, которые работают в области. Формально, они трудоустроены в те или иные КП или госпредприятия. Однако главное управление юстиции при поступлении жалобы имеет право на проверку. Кстати, в прошлом году по словам главы облуправления юстиции Руслана Сауляка поступило сразу 52 такие жалобы на регистраторов.
Некоторые из них по нескольку раз отключались от реестра. Впрочем, по слухам, отключение не всегда носило карательный характер за нарушения, а в качестве, так сказать, “дисциплинарного наказания” тем, кто не хотел работать в четких схемах. В юстиции такие данные отрицают, но признают, что с системой госрегистрации что-то надо делать, ибо нередко действия так называемых черных регистраторов вызывают опасения. А вот их в нашем регионе существует немало. Действия таких умельцев сразу видны, когда тот или иной регистратор оформляет документы не по территориальности, или же явно превышает свои полномочия, отчуждая чужое имущество без достаточного количества документов, не проверяя данные.
Журналист-расследователь Александр Дубинский описал целые схемы работы “черных регистраторов”, которые могут отжать любое имущество. При этом интересно прописаны полномочия Минюста, который может реагировать только по жалобам, в итоге, по сути у регистраторов нет контролеров. Якобы сейчас ситуацию исправляют тем, что после отключения от реестра за нарушения надо сдавать экзамен в Киеве. Но вот будет ли отключение от реестра, как раз и зависит от облуправления юстиции по результатам проверок.
Один из ярких примеров работы “черных регистраторов” – нахалстрой на площади Деревянко в Одессе. На деле они только получают ключи для внесения изменений в реестр, а сами не работают. Ими пользуются совсем другие люди, те самые организаторы схем. Уголовные дела затем закрывают, в итоге никто не наказан.
В Одессе во 2-м переулке Сурикова буквально год назад на участке для частного дома выгнали многоэтажку, строительство которое выполняло ООО “Фамильный дом”. Эта фирма хорошо известна одесситам своими агрессивными действиями – строит без документов, балки и мусор сбрасывают на участки соседей, а сами строения возводят от границы до границы. В итоге, во воры одесситам выводят балконы и окна. И живут пострадавшие, как на ладони, регулярно собирая бычки и мусор, летящие из окон многоэтажек.
Но вернемся к регистраторам, ибо без их помощи этого всего беспредела не было бы. Договор на право использования земли под строительство дома по данному адресу был составлен с собственником участка (с 18 ноября 2014 года) А.В. Мельником.
Участок был предназначен под строительство жилого дома и хозяйственных сооружений (приусадебный участок). 17 августа 2017 года госрегистратором КП “Регистрационная служба Одесской области” — Колисниченко И.С. было изменено целевое назначение земельного участка – для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома. И вскоре, уже 6 сентября 2017, года регистраторами данного КП было зарегистрировано в государственном реестре прав — объекты недвижимого имущества: 96 квартир, технические и нежилые помещения многоквартирного дома по адресу Одесса, пер. 2-й Сурикова, 2а. Горсовет, конечно, тоже помог “Фамильному дому” Дмитрия Коврова оформить землю, но действия регистратора стали первым звеном.
По такой же схеме ООО “СК Фамильный дом” действовало по адресу г. Одесса, улица Щорса, 2. Тут некий Константин Стренковский 19 апреля 2016 года приобрел жилой дом общей площадью 66,6 м2. Позже он также зарегистрировал земельный участок (19 апреля 2018 года) по данному адресу, который предназначался для строительства и обслуживания жилого дома.
Перед этим, сразу после приобретения дома, в 2016 году Стренковский заключает с ООО “СК Фамильный дом” договор про совместную деятельность с целью реконструкции дома под многоквартирный жилой дом. Также с “СК Фамильный дом” подписано право застройки участка на 49 лет.

В Государственном земельном кадастре данная информация отсутствует. В декларации про готовность объекта к эксплуатации от 27 декабря 2017 года за №ОД 141173612664, датой начала строительства указано 19 декабря 2009 года, но как видно из документов, Стренковский приобрел домовладение только 19 апреля 2016 года.

Как вы понимаете, адрес многоквартирного дома должен соответствовать адресу домовладения, которое подлежит реконструкции. Но в Госреестре прав — информация по адресу г. Одесса, улица Щорса, 2 до и после реконструкции не менялась, а площадь дома составляет всего 66,6 м2.

При этом, по первоначальному адресу Одесса, ул Рихтера (Щорса), 2А каким-то образом зарегистрировано 69 квартир. С мая 2018 года госрегистрация права собственности на объект по данному адресу начала проводиться с адресом Рихтера, 2В.

Таким образом, адрес построенного дома не соответствует тому, который был указан для реконструкции. Таких примеров странных действий весьма немало. Но в итоге, страдают простые одесситы, которые живут рядом.

Бунт нотариусов

Не так давно по Украине прокатился бунт нотариусов. Эти частные лица условно также подчиняются юстиции, которая с определенной периодичностью проверяет систему работы нотариусов, к примеру, наличие официального помощника, соблюдение графика работы и отказы нотариусов от сделок или же оформления других документов. Нотариусы бунтовали против “коррупционных и рейдерских схем”.

Отношения между нотариусами и Минюстом обострились после инициативы министерства, закрепленной решением Кабмина, возобновлять доступ нотариусов к госреестрам только после прохождения специальных экзаменов.

По слухам, это не более чем коррупционная схема. Нотариусов возмутило то, что после всех тех внесенных поборов, экзаменов и долгих лет работы помощниками в государстве решили брать с них новую плату. Главным рычагом давления на нотариусов остается отключение от реестра. Благодаря нему, нотариус просто не может работать, и вынужден “решать проблему”.

Осенью мы выдвинули требование отменить законопроект о “квазинотариате”. После чего начались немотивированные массовые отключения нотариусов от реестра. Сейчас счет идет на сотни, но их число постоянно увеличивается. Также необходимо определить четкий перечень санкций, за какие конкретно нарушения можно наказывать нотариусов и как именно, потому что сейчас комиссия при Минюсте это делает по своему произволу, – пояснили в Нотариальной палате действия протестующих.

По некоторым данным, за место в Одессе нужно заплатить, в зависимости от связей до 50 тысяч долларов, а также делать определенные ежегодные отчисления. К сожалению, все эти схемы работали долгие годы, и продолжают это сегодня.

Как сообщала USIonline.comв Одесской области арестовали здания по данным неактивного реестра.

Читайте нас в Telegram.