“Куклы – это твои дети, и после того, как ты их сотворил, они начинают жить самостоятельно” – кукольный мастер Алла Котляр «фото»

“Куклы – это твои дети, и после того, как ты их сотворил, они начинают жить самостоятельно” – кукольный мастер Алла Котляр

Создание авторских кукол уже как 15 лет популярно и активно развивается в Украине. Недавно одесская мастерица Алла Котляр побывала на фестивале в Норвегии, откуда привезла золотые медали. В Ставангер отправилась делегация из семи человек, которые являются участниками ассоциации под названием «UAHA» (Украинская Ассоциация Ручного Творчества). Рукодельницы получили 12 золотых медалей, 4 серебряных и 2 бронзовых. Среди них и Алла, ведь когда смотришь на ее кукол, создается впечатление, что через секунду они оживут.

Корреспондент Украинской Службы Информации пообщалась с Аллой Котляр о творческом пути и о том, каково быть кукольном мастером. Одесситка Алла Котляр – кукольный мастер, которая занимается этим ремеслом уже много лет. Она делает валяные игрушки, которые поражают своей необычностью и оригинальным подходом. Коллекционеры мечтают о ее куклах и ценят ее особенный стиль. Сейчас Алла работает в стиле стимпанк, направлении научной фантастики, которое включает в себя технологии и декоративно-прикладное искусство, вдохновленное паровой энергией XIX века.

на фото: Алла Котляр

Вы родились и учились Львове, как так вышло, что вы перебрались в Одессу?

Да, я родилась во Львове, за спиной у меня два университета – медицинский и институт физкультуры. Так вышло, что меня по распределению прислали в Одессу, тогда еще трудоустраивали. Я проработала три года по медицинской специальности, вышла замуж, родила детей и после этого осталась дома. Тогда ко мне вновь пришло решение творить – меня с детства тянуло к творчеству, и я всегда им занималась. А Одесса для меня особенный город, я обожаю море и солнце, здесь мой дом.

Что для вас значит создание кукол, какую цель несет в себе ваше творчество?

Любимое дело приносит мне огромное удовольствие. Я просто так отдаю много игрушек, очень часто передаю куклы для благотворительности. Однажды даже работала над проектом, где для детского дома необходимо было сделать игрушки персонажей обучающей сказки. А сейчас я состою в организации UAHA – Украинская Ассоциация Ручного Творчества, организатором и руководителем которой является Оксана Воропай, у нас есть благотворительный фонд, который помогает и деткам из приютов, и раненным военным. У меня всегда есть вдохновение и идеи для работы над куклами. Можно сказать, что этим я живу.

Сколько лет вы уже занимаетесь кукольным ремеслом и с чего вы начинали, может, оканчивали какие-либо курсы или посещали мастер-классы?

Уже 10 лет я занимаюсь куклами. Начинала абсолютно самостоятельно и с нуля. Так вышло, что мои дети попали на мастер-класс, где больше не было свободных мест, но преподаватель мне разрешила стоять и смотреть за спиной. Меня это зацепило, понравилось – и ночью я села делать. Во мне не было неуверенности, даже когда я сделала свою первую куклу. Я сейчас смотрю на нее и понимаю, что очень она своеобразная, я считала, что она верх совершенства. В то время, когда я начинала, были сложности  – у нас было немного материалов для учебы. Приходилось выкручиваться своими силами, помогали и друзья, и коллеги. Очень многое брали из Интернета, журналов, так и мотали себе на ус, так сказать. Но самое главное – это поддержка близких, особенно мужа. Если бы не он – вряд ли бы что-то получилось.

на фото: Алла Котляр

Многие люди застревают в рутине, и считают, что творчество просто не для них. Как вы смогли с детства пронести эту тягу к искусству?

Даже когда я была мамой маленьких детей, сейчас они уже взрослые, я тоже занималась творчеством. В то время я писала маслом, занималась декупажем и гобеленами, и мне все это было интересно. Конечно, я не посвящала все свое время творчеству, ведь главной целью на тот момент было воспитание детей. Это было скорее для себя и своего удовольствия. Но вот дети выросли – и я посвящаю свое время созданию кукол. С самого начала я почувствовала, что это мое. Обычно работаю я вечером, бывает и так, что ухожу в работу с головой, но близкие относятся с пониманием – дочка даже помогает с костюмами, например, с вышивкой бисером.

Вы часто ездите с делегацией UAHA на различные выставки и фестивали, и видите работы мастеров с разных стран. Чем отличаются ваши работы и украинских мастеров от иностранных?

Выбор образов и техника работы наших украинских мастеров очень отличается от того, что привыкли делать иностранцы. В Европе очень ценят винтажных и антикварных кукол и игрушек, одно из самых популярных направлений в их работе – это выполнение полной реплики, когда они должны полностью повторить оригинал во всех деталях. А наше основное направление – это именно авторская кукла, когда мы полностью придумываем образ с нуля. И чаще всего такие куклы и игрушки выполнены в смешанных техниках. Но мы уже чувствуем, что своими работами, скажем так, задаем тренды на фестивале. Например, в этом году в Норвегию венгерские мастера привезли кукол, у которых техника была намного сложнее и интереснее, чем раньше, и мы посчитали, что это влияние нашей украинской делегации, что мы их чем-то смогли вдохновить. Кстати, на этом фестивале наша делегация самая молодая в Европе. Среди наших мастеров люди от 30 и до 60, а вот в других странах встречаются и за 70 – на них смотришь и сразу видно, что жизнь бьет ключом, у них искры в глазах, в этом возрасте жизнь не заканчивается – я считаю, что это очень правильный подход.

Ваши куклы очень оригинальные и собирают много наград, а как вы сами считаете – что в них самое главное? Какую идею они несут?

Я выбрала себе, безусловно, своеобразное направление, я создаю кукол в стиле стимпанк. Иногда делаю кукол в национальных костюмах, но основное мое направление – это кошки. Так сложилось, что сама по себе я кошатница, безумно люблю этих животных, у меня дома живут два кота, фамилия Котляр, наверное, где-то так сошлись звезды и в этом мое предназначение. У меня был кот-самурай, а вот недавно появились коты Дон Кихот и Санчо Панса, также была интересная серия кошек-сфинксов в национальных костюмах. У меня всегда так, что изначально есть задумка, но во время процесса – я полностью меняю образ, а куклы могут сами диктовать, что сами они хотят в своем образе, вплоть до того, что когда делаешь куклу и, ты чувствуешь, что ей не нравится придуманное имя, приходится менять. Может быть, это наши кукольные “тараканы”, но так оно и есть (улыбается).

Игрушка кот-самурай

Игрушки коты Дон Кихот и Санчо Панса

Чем отличается работа на заказ, от тех кукол, которые вы создаете сами?

Бывает, что работу нужно сделать определенную – и ты знаешь, что человек ждет, но если нет вдохновения и настроения, то очень сложно.  Мы люди творческие – и для нас настроение играет очень большую роль. Обычно одна работа занимает от двух недель до месяца, за день нереально сделать куклу, ведь все делается вручную – мы должны ее одеть, создать образ, подобрать одежду, прическу, мейкап, аксессуары.

В обществе есть такой стереотип, что куклы – это детские игрушки, но, насколько мне известно, у вас их покупают и взрослые?

Как правило, коллекционеры – взрослые. Скорее всего, это объясняется тем, что все мы в детстве не доиграли в куклы. Должна сказать, что я сама коллекционирую кукол времен моего детства. Мне это интересно, и, наверное, вызывает чувство ностальгии. Я думаю, что почти у всех взрослых точно также. На счет европейцев не могу сказать – мне кажется, это больше характерно нашим соотечественникам.

Что вы чувствуете в те моменты, когда уже завершили работу над куклой и когда ваши работы занимают призы и награды?

После того как заканчиваю работу – чувствую бабочки в животе. Сложно это объяснить, вот смотришь по завершению на куклу и чувствуешь гордость, радость, а бывает и наоборот – когда все нравится в процессе, а потом понимаешь, что не то. Тогда начинаю советоваться с мужем, пытаемся найти новое решение и постепенно приходим к консенсусу. Конечно же, горжусь, когда мои куклы получают награды и медали. Я – спортсменка, поэтому и принимаю участие в конкурсах. Чувство победы – оно всего мотивирует на большее, дает некий толчок развиваться еще больше. Я никому ничего не доказываю, скорее, в первую очередь себе.

А какие есть увлечения помимо кукольного ремесла?

Я всю жизнь человек творческий – это мой стиль жизни. Я не могу представить свою жизнь без кукол. Даже мастерская у меня дома – там своя атмосфера, творческий хаос, который я так люблю, но в тоже время и порядок. Еще безумно люблю еще путешествовать, но во время отдыха все равно не оставляю работу – как-то меня даже застали за работой на одном из пляжей (улыбается). Особенно мне понравилась и вдохновила меня Япония, остались сильные впечатления. Даже после Норвегии у меня до сих пор шквал эмоций – хотя еще не полностью отошла от акклиматизации. Наверное, такой я человек, который предан своему делу и я отдаюсь ему на полную.

на фото: Алла Котляр

Как сообщала USIonline.com, у художницы Ксении Стояновой уютная мастерская с огромными окнами на высоком этаже.
Читайте нас в Telegram.