Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача” «фото»

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Мурал «Эта стена — мой дом» известного харьковского художника Гамлета Зиньковского больше года украшал стену на ул Успенской, 3, пока посреди дня 17 сентября не был уничтожен неизвестным мужчиной с валиком и ведром краски. Это уже второй подобный случай с работами Гамлета, после резонансной «стены срача» в Харькове. В Одессе история повторилась — уже к вечеру опустевшую стену покрыли множество граффити с матерными словами, рекламой наркотиков, надписью «Боже, помоги мне выжить среди этой одесской любви» и т. д.

Украинская Служба Информации узнала подробней о дошедшем до Одессы феномене “стены срача”.

Автор уничтоженного мурала Гамлет Зиньковский, за последние 2 года оставил в Одессе 11 работ на стенах. Теперь их осталось 10. Гамлет не редкий гость в нашем городе — в прошлом году он участвовал в 5-й Одесской биеннале современного искусства, тогда в городе появились первые 5 его муралов, в том числе, уничтоженная накануне работа “Эта стена — мой дом“. В августе в Одесском музее современного искусства проходила персональная выставка Гамлета, во время которой автор сделал еще 6 настенных картин.

Произошедшим уничтожением работы художник недоволен, но трагедии из этого не делает. Обещает приехать еще и сделать еще больше работ.

фото: Гамлет Зиньковский

Я конечно буду еще приезжать в Одессу. То, что попался один идиот, это не повод отказывать всему городу видеть мои работы. Я надеюсь, есть определенное количество людей, которым они нравятся. В этом году я сделал 6 работ, а уничтожили одну. Для меня важно не делать из этого драму, а приехать в следующем году и сделать еще работ 10, например, — рассказал корреспонденту УСИ Гамлет Зиньковский.

Появление уже двух “стен срача” он проявлением искусства не считает.

Это реакция, активная позиция людей. Остановить ее очень сложно. Назвать это искусством я не могу. Если бы кто-то пришел и оставил большую работу — это было бы хорошо, это было бы искусство, которое мы бы обсуждали, — поделился художник.

Об одесской “стене срача” заговорили, как только закрасили мурал Гамлета. В Facebook одесситы обсуждали, что готовы даже скинуться деньгами на краску первым смельчакам, которые оставят граффити на пустой стене. Дальше всех пошел ресторатор Алекс Купер. Он пообещал по 50 долларов и бургеру тому, кто напишет на стене “***”. Исполнитель заказа нашелся быстро. Зарождение “стены срача” даже сняли на видео.

https://youtu.be/srOBZU86640

Купер объяснил УСИ, что решил так развлечься, поскольку “в городе ничего не происходит и только поэтому это имеет такой резонанс в сети”.

фото: Алекс Купер

Я хотел быть первым в мире кто написание слова “***” на заборе сделает коммерческим актом. Раньше никто и подумать не мог, что за это могут заплатить. Такой себе посыл, что все можно продать есть вы в нужном месте и в нужное время. Именно поэтому “***” на заборе, что как по мне очень символично для нашей действительности, — рассказал Алекс Купер.

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Пока что “стена срача” продолжает жить своей жизнью, но это не вызывает однозначной реакции у одесских экспертов в современном искусстве.

Директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор рассказал, что не может назвать “стену срача” каким-либо культурным феноменом.

фото: Семен Кантор

Это можно считать актом чего угодно, но не культуры и не современного искусства, — утверждает Кантор.

Его возмущает, что первым делом на стене появилась именно нецензурная брань. Директор музея уверен, что искусство — это не большое слово “***” на заборе.

Сама концепция стены, на которой каждый одессит смог бы оставлять послания другим горожанам, по словам Кантора, обсуждалась в МСИО еще в 2015 году.

Во время губернаторства Саакашвили, мы предлагали сделать такую стену у пляжа на Французском бульваре (речь о стене, которую сломал Саакашвили у закрытого “частного” пляжа “Лагуна”, — прим. Ред.). Это никак не касалось политики, просто был такой культурный проект. Сначала мы достигли договоренности, потом все сорвалось из-за конфликтов с собственниками, — рассказал директор музея.

Закрашенный мурал, по мнению Кантора, это, конечно, плохо, но директор МСИО отмечает, что риск уничтожения настенной работы существует всегда. Художник, который рисует граффити, учитывает этот риск и должен быть готов, что его детище долго не проживет.

Если ты рисуешь на стене в городе без разрешений, ты должен быть готовым, что кому-то это не понравится и твою работу зарисуют. Это называется гражданское общество. Это правило игры. Другое дело, когда ты что-то делаешь, ты должен это объявить. Гамлет подписался под своей работой. Эта работа вошли в каталог прошлогодней биеннале. Это же должно касаться и уничтожителя работы. Если есть открытая позиция, ты считаешь, что это недостойно — закрась и также подпишись, — объясняет Семен Кантор.

Известный художник, директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд также возмущен уничтожением мурала, который он “достаточно благожелательно воспринимал”.

фото: Александр Ройтбурд

В отличии от других одесских муралов, у меня эта работа возражения не вызывала. Факт не санкционированного уничтожения — мне не нравится. Я не знаю, что думал человек, который закрасил работу. Думаю, он выполнял партийное задание. А реакция народа вполне закономерна, — рассказал Александр Ройтбурд.

В этой истории директор ОХМ остался недовольным появлением “стены срача” благодаря финансовой поддержке Купера.

Первый человек, который оставил там граффити, был мотивирован человеком по имени Купер. Это, конечно, вызывает негативную реакцию, это нехорошо, это проплаченная акция, — отмечает директор ОХМ. — Сейчас это превратилось уже в спонтанное народное творчество. Хорошо это или плохо, судить не мне. Из искусства это перешло во что-то социальное.

Отметим, что существует и другая точка зрения на инцидент. В Facebook обсуждают, что второе уничтожение за последние две недели мурала Гамлета может оказаться хитро спланированной рекламной акцией или самого художника, или новой книги Сергея Жадана, с которым сотрудничает Гамлет Зиньковский.

Вот и в Одессе появилась своя стена, уже таки “срача”. И куча версий КТО? и ЗАЧЕМ? А все почему? Потому что скоро в Одессе, а затем и по всей стране, презентация книги Жадана “Антенна”, иллюстрации к которой создал Гамлет. Харьковская, кстати, появилась накануне первой презентации в Черновцах, — написала в Facebook редактор издания “Opinion” Светлана Бондарь.

скрин: Светлана Бондарь / Facebook

Гамлет Зиньковский во время общения с корреспондентом УСИ эту теорию опроверг. Пока одесская “стена срача” продолжает наполняться новыми надписями, вы также можете посмотреть на другие, не тронутые муралы Гамлета в Одессе.

Один из них “Тому, кто хочет стать выше себя” находится во дворе Музея современного искусства Одессы на ул Белинского, 3.

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Еще одну работу “Каждый день похож на прыжок в пропасть” Гамлет оставил на перекрестке улиц Канатной и Большой Арнаутской. Еще в октябре прошлого года небезразличные граждане дополнили ее надписью “Поэтому научись использовать крылья и начинай день с позитивной улыбкой и яркого настроения”. Получилось не очень.

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Сразу несколько муралов Гамлета появились в августе на стене у выезда из дома № 2Б/2 на Большой Арнаутской. В них есть отсылки к антиутопической повести Андрея Платонова 1930 года “Котлован”.

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Еще две работы “Обожаю этот момент” и “Все пути ведут к себе” харьковского художника можно посмотреть на каменном заборе у пересечения улицы Леонтовича, Итальянского и Французского бульвара.

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Стена преткновения: что думают об уничтожении мурала Гамлет, одесские музейщики и организатор одесской “стены срача”

Как сообщала USIonline.comвместо закрашенного мурала в Одессе уже написали “***”.

Читайте нас в Telegram.