“Все боятся огласки, но, к счастью, это не массовое явление”, – о резонансных историях насилия над детьми в Одессе «фото»

“Все боятся огласки, но, к счастью, это не массовое явление”, – о резонансных историях насилия над детьми в Одессе

В последнее время Одессу всколыхнули резонансные дела о насилии над детьми. Дети в приюте «Світанок» подвергались сексуальному насилию со стороны подростка, а ученик Ришельевского лицея спустя 15 лет рассказал о том, что его долгое время домогался преподаватель по математике.

Корреспондент Украинской Службы Информации разбирался в том, как предотвратить и бороться с насилием над детьми.

Скандально известный приют “Світанок” собрал вокруг себя ажиотаж еще в начале лета, когда патрульная полицейская Зоя Мельник выложила в соцсети видео – на нем девочка из приюта рассказала о том, что их воспитательница регулярно занимается рукоприкладством, таким образом “наказывая” детей за непослушание. Но самым ужасающим стало то, что спустя месяц советник главы Одесской ОГА по вопросам защиты прав детей Артем Поланский сообщил о том, что в том же приюте 16-летний подросток с психическими отклонениями насиловал младших детей на протяжении года, а среди его жертв – 8-летний мальчик. В страхе дети прятались под кроватями и боялись ходить ночью в уборную.

Экс-руководитель Службы по делам детей в Одесской области Алла Кирияк в свою очередь утверждала, что не знала о том, что такое происходило в стенах приюта, а тем более не может так думать о 16-летнем подростке, который никогда не был проблемным.

Сейчас по этому делу открыто уголовное производство и ведутся расследования. Но не только в отношении подростка, а и по факту умышленного умалчивания о факте изнасилований.

Еще один резонансный случай произошел совсем недавно, бывший ученик Одесского Ришельевского лицея спустя 15 лет смог заговорить о своем страшном прошлом.

Одессит Роман Чепляка рассказал о том, что стал жертвой сексуальных домогательств со стороны преподавателя математики и замдиректора по воспитательной работе Игоря Мительмана. На вопросы по поводу заявления в полицию Роман отвечает, что не собирается этого делать – не видит смысла, и у него нет цели, чтобы Мительмана посадили, а огласка в данном случае лучше всего предупредит родителей не связываться с этим человеком и быть осторожнее с другими.

Я не единственный, кого Игорь Михайлович домогался. Сейчас, когда я поднимаю эту тему с некоторыми из его других учеников, мои догадки почти всегда подтверждаются. Со многими это происходило в старшем возрасте, и им было проще сказать “нет”. Тем не менее, почти все признались, что до этого ни с кем не говорили о происшедшем, – рассказывает Роман.

Еще две истории по факту домогательств Игоря Мительмана обнародовали Виктор Мельник и Данило Мисак. Истории по развитию событий очень схожи с той, которая случилась в далеком прошлом Романа. Сам экс-преподаватель утверждает, что его бывшие ученики поставили себе цель оклеветать его.

Следом за этим Одесский Ришельевский лицей опубликовал официальное заявление, в котором выражает слова поддержки бывшему ученику и заявляет, что этот преподаватель уже год как не работает в лицее.

скрин: Ришельевский лицей/ Facebook

Корреспондент УСИ связалась с Артемом Поланским, чтобы поговорить о том, как в будущем избежать таких же ситуаций и предотвратить насилие над детьми.

Что же могло послужить причиной такого поведения и агрессии со стороны подростка, ведь дети не становятся жестокими просто так?

Невнимательность и безразличие со стороны воспитателей однозначно могли стать причиной  того, что подросток таким образом проявлял агрессию. Это связано с тем, что приют “Світанок” уже долгое время испытывает большой кадровый голод. На всех детей у воспитателей просто не хватает времени. Только с начала года из приюта уволились 16 человек. Еще одна причина – со всеми детьми и подростками обязательно должны работать психологи, это бы могло выявить признаки агрессии у подростка или тот же страх у детей. Но психологи есть не везде, а причина до боли очевидна – слишком низкие зарплаты. Тем более, что в “Світанке” он уволился еще в начале июля, а нового до сих пор нет. Несомненно, еще одной причиной стало то, что все боятся огласки и ответственности. Многие воспитатели закрывают глаза и умалчивают, потому что так – проще. Но, к счастью, это не массовое явление.

Как же тогда бороться с фактами насилия над детьми не постфактум, а когда беду еще можно предотвратить?

О чем и речь. Все мы прекрасно осознаем, что замалчиванием проблем не решить. Есть масса общественных организаций, занимающихся вопросами насилия, которые можно было подключить при выявлении проблемы. И, разумеется, необходимо сразу подключать полицию и ювенальную превенцию.

Какая есть надежда у детей, если уполномоченные органы не в силах решить такие проблемы?

Отвечу коротко – было бы желание. Служба по делам детей должна заниматься такими вопросами, решать их. Однако в данном случае, к сожалению, этого не произошло вовремя.

Как тогда предотвратить трагедию и избежать насилия над детьми в госучреждениях, какие советы вы можете дать воспитателям?

Чтобы не допустить и предотвратить подобные случаи насилия над детьми, а тем более детьми над другими малышами, должно измениться общее отношение к детям в приютах, интернатах и других детских учреждениях. Если есть проблема, но нет никакой возможности справиться с ней самостоятельно, если есть подозрения или предположения, то необходимо обращаться к тому, кто может помочь. Необходимо работать с детьми, регулярно общаться детям с психологами.

В этом году в ювенальную превенцию Одесской области поступила информация лишь об одном случае насилия над ребенком. Скорее всего, таких происшествий гораздо больше, однако они вероятнее всего не предаются огласке, так и оставшись “за закрытыми дверями”.

Сотрудники ювенальной превенции рассказали корреспонденту УСИ о том, какие изменения в поведении ребенка могут стать признаком насилия и что делать родителям, если все-таки непоправимое произошло.

Если ребенок подвергается насилию или домогательствам, то помимо повреждений на теле, будут и изменения в поведении. Какими они могут быть?

Важно то, что синяки и ссадины – это не всегда признак того, что ребенок упал или подрался. Поэтому родителям стоит общаться со своими детьми и не ругать их за порванные вещи, ведь ребенок после такого может бояться рассказывать что-либо. В поведении ребенка могут наблюдаться замкнутость или, наоборот, агрессивность, утомленный, измученный вид и даже резкий сброс веса. Насилие формирует у детей общую задержку развития. По мере взросления поведение ребенка становится демонстративным, антисоциальным, развивается тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения и неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, из-за чего школьная программа осваивается с трудом, – сообщают сотрудники ювенальной превенции.

Что делать родителям или же воспитателям, как только они узнали о факте насилия над ребенком?

В таком случае, родители или воспитатели, которые узнали о насилии, должны немедленно сообщить об этом в полицию, чтобы полицейские, не теряя времени, могли привлечь обидчика к ответственности. В случае необходимости, вызвать скорую помощь и обратиться с ребенком к психологу.

Подводя итоги, выводы напрашиваются сами собой – самое главное уделять детям внимание, общаться с ними, вести равноправный диалог, а не поучать, следует давать детям понять, что о них переживают и заботятся, и, конечно же, не игнорировать признаки нехарактерного для ребенка поведения. Не стоит бояться заговорить с ребенком на подобные темы, ведь только так в будущем при необходимости он сможет различить, какие из действий противоправные. Важно не только слышать, но и уметь слушать детей.

Как сообщала USIonline.com, тренер детского клуба дзюдо во время выезда в Карпаты издевался над учениками.
Читайте нас в Telegram.