Трагедии одесского СИЗО как зеркало тюремной системы Украины «фото»

Трагедии одесского СИЗО как зеркало тюремной системы Украины

В конце прошлой недели Украину потрясла новость об убийстве инспектора режима охраны Одесского следственного изолятора Алены Порошенко заключенным на территории учреждения. С того времени события в одесском СИЗО постоянно попадают в топ новостей всеукраинского уровня, ведь уже на следующий день после громкого преступления в следственном изоляторе спецназ провел жесткие проверки, в результате которых несколько заключенных были жестоко избиты. Сейчас журналисты вспомнили все недавние резонансные смерти в местах несвободы Одесского региона. И, анализируя произошедшее, невольно приходишь к мысли о том, что, к сожалению, последние события — скорее не исключение из правил, а закономерность для насквозь прогнившей пенитенциарной системы Украины.

Алена Порошенко была убита заключенным 17 августа в свинарнике, тот работал в так называемом хозблоке, расположенном на территории одесского следственного изолятора. После убийца расчленил ее и выкинул в мусорный контейнер. Поиски пропавшей женщины растянулись на несколько часов, тело было обнаружено случайно.

Хоздвор одесского СИЗО

Хоздвор одесского СИЗО

 

Место убийства Алены Порошенко

 

Свинарник и СИЗО

Как сообщают работники одесского СИЗО, подозреваемый в убийстве В. Чемерис расправился со своей жертвой не менее чем за 40 минут. Выходит, все это время заключенный следственного изолятора был предоставлен сам себе, никто за ним не следил и помощь Алене Порошенко не оказал.

На данный момент, по словам прокурора Одесской области Олега Жученко, подозреваемый в преступлении признался. В целях безопасности его доставили в СИЗО другого региона.

Важно также отметить, что Чемерис попадает в места несвободы уже не впервые — ранее он был осужден за изнасилование и убийство, сейчас его подозревают еще и в грабеже. Преступления тяжелые, и возникает закономерный вопрос: как человек с подобной биографией смог попасть на хозблок, получил доступ к топорам и ножам, а главное — отсутствие надзора со стороны администрации и работников СИЗО.

Анатолий Ковтун (слева)

 

Как признает и.о. начальника Южного межрегионального управления по вопросам выполнения криминальных наказаний и апробации Министерства юстиции Анатолий Ковтун, разрешение работать на хозблоке дал начальник одесского следственного изолятора.

У нас существует подсобное хозяйство. Соответственно, на подсобном хозяйстве есть хоздвор. О выводе на хоздвор принимает решение начальник СИЗО, – подчеркнул чиновник.

Заключенные в произошедшем обвиняют начальника следственного изолятора Вячеслава Коваля, который недавно приступил к обязанностям в данной должности, приехав в наш город из Винницы.

Прокуратура Одесской области сразу после жестокого убийства Алены Порошенко открыла производство по статье о служебной халатности. Как сообщила пресс-секретарь ведомства Инна Верба, пока подозрение никому не вручено, но следствие продолжается. Если вина по данной статье будет доказана в суде, то виновному или виновным грозит до 5 лет лишения свободы.

На время расследования начальник следственного изолятора от должности отстранен. Сотрудники одесского СИЗО не комментируют произошедшее, ссылаясь на тайну следствия.

Сейчас проводятся следственные действия. Данный вопрос я обсуждать не могу, – отметил начальник управления Государственной уголовной исполнительной службы Южного межрегионального управления Сергей Праздников.

Акция устрашения или плановое мероприятие?

Уже на следующий день после страшного убийства на территорию следственного изолятора, где люди, включая женщин и детей, ожидают приговора, зашел спецназ с обысками. Как рассказывают сами заключенные, усиленная проверка проходила лишь в одном из блоков СИЗО. Людям ломали личные вещи, изымали медикаменты, бросали в туалет тарелки и чашки, а самое главное — избивали.

Телевизоры тягали, вещи позабирали. По поводу избиения разговаривайте с администрацией. Медицинская помощь не оказывается. Быт здесь ужасный — комары, жара, дышать нечем. Вентиляторы не дают. Это издевательство над заключенными. Раньше были обыски, но подобного не было. Обыски проводились по-человечески. А сейчас это издевательство над человеческим достоинством — разбросали кружки, миски, личные вещи, топтали ногами, оплевывали. В чем наша вина? В том, что мы, сидя в камере, не имея никакого влияния на внешний мир, получаем отместку за то, что администрация сама поставила подобного человека на хоздвор, не контролировала его и допустила убийство? Это связано с произошедшим убийством, — делятся мнениями заключенные одесского СИЗО.

В камерах одесского СИЗО

В камерах одесского СИЗО

 

Сейчас они о побоях говорят неохотно. Более того, представители Министерства юстиции, которые после распространения данной информации посетили одесский следственный изолятор, сообщили, что никаких заявлений от пострадавших не получали.

По словам Сергея Праздникова, силу к заключенным никто не применял, а проверка была плановой в преддверии Дня независимости Украины.

К слову, сами заключенные опровергают данную информацию, утверждая, что в прошлом году ничего подобного не было. Раньше таких жестких обысков администрация следственного изолятора не проводила. Арестанты называют работу спецназа акцией устрашения.

Повторяет версию о неприменении силы в отношении заключенных и Анатолий Ковтун:

Проводится расследование и по тем фактам так называемого избиения. Избиение сегодня не подтверждается ни осужденными, ни записями. Поэтому сказать, что был факт избиения, я не могу. Ни подтвердить, ни опровергнуть. Фотографии подтверждаются, такой осужденный есть. Факт избиения он не подтверждает. Говорит, что это произошло при падении. Может прошел конфликт на бытовой почве, — заявил чиновник.

на фото Олег Жученко

 

Но слова Ковтуна опроверг прокурор Одесского региона Олег Жученко, продемонстрировав кадры изъятого с камер СИЗО видео, на которых четко зафиксировано применение силы правоохранителями в отношении арестантов. На данный момент в связи с событиями, связанными с избиением заключенных, дело квалифицируют уже не как превышение служебных полномочий и превышение власти с использованием насилия, а как пытки — по более серьезной статье.

Видео, опубликованное прокуратурой Одесской области

Когда представители пенитенциарной службы сообщают, что никаких насильственных действий не применяли, а поддержка из других областей приехала, чтобы предотвратить другие преступления, видео демонстрирует, что это были за действия и с какой целью. Данная статья предполагает от 5 до 10 лет лишения свободы, — рассказал Олег Жученко, подчеркнув, что следствие продолжается, а личности виновных, которые были скрыты “балаклавами”, устанавливаются.

При этом, по словам Инны Вербы, в течение месяца в прокуратуру поступило около 20 жалоб от заключенных следственного изолятора на ненадлежащие условия содержания. Правоохранители расследуют данные факты.

К слову, содержание людей в Одесском СИЗО действительно шокирует — старое здание, построенное около 130 лет назад, не способно обеспечить должный уровень жизни заключенным, которых окружает грязь и сырость.

Неправомерное применение силы со стороны правоохранителей зафиксировал и представитель секретариата Верховной Рады Украины по правам человека Анатолий Пазичук.

Именно его фотографии на своей странице в Facebook опубликовала омбудсмен Валерия Лутковская, призывая Генерального прокурора Украины вмешаться и тщательно расследовать данный инцидент.

Фото Анатолия Пазичука

 

Были выявлены факты того, что к заключенным применялись спецсредства и сила, которая не должна применяться. Я сделал фото человека, которого держали в карцере более 24 часов. Его выпустили только после распоряжения прокурора. Обыски проводятся, но не подобным образом. После того, что случилось, этот обыск — ответ жестокости на жестокость. Обыски должны были быть зафиксированы в журналах, но этого сделано не было, подчеркнул Анатолий Пазичук.

Против подобных действий со стороны правоохранителей выступил ряд общественных организаций города. Одним из требований, звучавших на митинге под зданием управления пенитенциарной службы в начале недели, была отставка Анатолия Ковтуна, который не смог предотвратить нарушения закона, приведшие, в том числе, к убийству и избиению людей в местах несвободы.

митинг против действий правоохранителей

Следует также отметить, что неудивительно молчание тех, кто находится в СИЗО, ведь, к сожалению, в украинских местах несвободы за жалобами неизменно следует наказание и прессинг со стороны администрации и работников пенитенциарной системы. Возможно, после резонанса и множества проверок на заключенных начальство СИЗО оказывает давление, вынуждая молчать о произошедшем. При этом Анатолий Пазичук заявил о более чем 10 пострадавших.

Возможно ли повторение трагедии?

Незадолго до убийства Алены Порошенко в одесском СИЗО скончался заключенный, пострадавший вследствие поножовщины после распития спиртных напитков, запрещенных на территории учреждения. Череда трагедий накрыла следственный изолятор.

Олег Жученко поделился печальной статистикой — за последние восемь месяцев в местах несвободы Одесской области скончались восемь человек.

Одним из первых, кто сообщил об избиении заключенных, был капеллан, регулярно посещающий места несвободы Одессы, Дмитрий Краснобаев. Так, на своей странице в Facebook отец Дмитрий написал, что, узнав об избиении арестантов после убийства Алены Порошенко, в первую очередь подумал о коллективном наказании в фашистском концлагере, подчеркнув, что подобная технология прекрасно работает на подавление личности, превращая людей в стадо.

Но в стране, которая претендует на то, чтобы называться правовым государством, в 2017 году, мне кажется, реакция должна быть иной. Нужно навести порядок в администрации, — отметил он.

 

скрин: Дмитрий Краснобаев/ Facebook

скрин: Дмитрий Краснобаев/ Facebook

скрин: Дмитрий Краснобаев/ Facebook

 

Символично также то, что прокуратура обнаружила у работников одесского следственного изолятора портрет Феликса Дзержинского — создателя чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, которая была основным инструментом реализации красного террора в прошлом веке, когда тоталитарный режим только начинал формироваться и укрепляться в стране, названной СССР.

портрет Феликса Дзержинского

О системности проблем украинских мест несвободы также заявил экс-правоохранитель Владислав Сердюк, который рассказал, что в одесском СИЗО регулярно погибают арестанты, а их гибель маскируют под несчастные случаи или самоубийства:

Там передают наркотики, алкоголь, мобильные телефоны. Это всем известно. На моей памяти, когда я работал, были случаи, что за деньги арестантов вывозили в баню к девочкам, за пределы следственного изолятора. Там творились и творятся ужасные вещи, — рассказал он.

В то же время, Анатолий Ковтун видит корни трагических событий в одесском СИЗО в низких зарплатах работников пенитенциарной службы и, как следствие, острой нехватки кадров в местах несвободы. Но эти заявления звучат убого на фоне вскрывшейся недавно информации об уровне зарплат, вознаграждений и премий представителей Министерства юстиции. Выходит, в Украине топ-чиновники получают миллионы гривен, а на содержание колоний и СИЗО деньги не выделяются.

Действительно, произошедшие страшные события обнажили множество проблем всей системы тюремного заключения в нашей стране, которая осталась в наследство от лагерей Советского Союза. На данный момент пенитенциарная служба Украины пребывает в стадии реформирования. Но, к сожалению, на местах все начинания пока разбиваются о суровую действительность. И сейчас если виновных не накажут за то, что совершивший тяжкое преступление получил доступ к хоздвору, топору и ножам, что правоохранители превысили силу в отношении заключенных, что в места несвободы за деньги беспрепятственно поступают спиртные напитки и наркотики, что вовремя медицинская помощь арестантам не оказывается, сломать систему не выйдет. А значит трагедия в любой момент может повториться.

 

Как сообщала USIonline.com, в Одесском СИЗО пытали людей и популяризировали тоталитарный режим.

Читайте нас в Telegram.