Перевозчик по-украински: почему нас возят “маршрутчики”-наркоманы «фото»

Перевозчик по-украински: почему нас возят “маршрутчики”-наркоманы

Хамоватый водитель, разваливающийся автобус, элементарный страх за свою безопасность. Через ежедневный ад общественного транспорта проходит каждый из нас. За такие условия жалко отдать и 5 гривен. Скоро с нас потребуют 6. А перевозчики вообще считают, что идеальная стоимость проезда – 20 гривен.

Пойдут ли власти на такие условия, кому на руку введение электронного билета и почему нас возят водители-наркоманы, – разбирался корреспондент Украинской Службы Информации.

Проезд в маршрутке должен стоить 15-20 гривен, – подсчитали перевозчики. Тогда из “скотовозок” мы пересядем в приличные автобусы, повезет нас приятный интеллигентный мужчина, а не хам, и ежедневный транспортный ад превратится в рай.
Только все, и перевозчики, и пассажиры, и городские власти, прекрасно понимают, что непозволительна сегодня для многих одесситов роскошь в 30-40 гривен в день только на проезд.
Я – вахтерша в общежитии, в пересменку работаю еще уборщицей в офисе. В общем у меня получается заработать где-то 4,5-5 тысяч гривен в месяц, – рассказывает одесситка Валентина. – Коммуналка за “двушку” съедает зимой 1700 грн, летом – 750 грн. С несчастных объедков зарплаты отдавать еще 630 – 840 гривен за проезд? Нет уж, увольте. И это еще если ездить только 2 раза в день без пересадок. Жить на что тогда? Да и ничего они в этих маршрутках не починят, будут только карманы себе набивать. Я не согласна. И пятак – это дорого. Вот 2,5 было в самый раз. Да и в других городах дешевле, чем в Одессе ездить. Откуда они вообще берут такие цифры?
Сравнивать цены на перевозки в Одессе и в других городах бессмысленно, – объясняет директор Департамента транспорта Одесского горсовета Александра Илько. – Маршрутная сеть Одессы вторая по протяженности в стране после Кривого Рога, ее средняя длина – 18,5 км. В Киеве же – 12 км, во Львове -7. Отсюда и разные тарифы. Можно сделать их ниже, но тогда придется укоротить маршруты и ездить надо будет с пересадками, отдавая в разы больше денег.
В итоге “маємо те, що маємо”. А имеем мы немного: разваливающийся автопарк, водителей-наркоманов на маршрутах и страх за собственную жизнь. А все потому, что стоимость проезда в 5 гривен не позволяет платить зарплату профессиональным водителям и чинить машину. Увеличение тарифа на 1 гривну проблему не решит.
Инфляция в 28% съедает все повышение стоимости проезда. Перевозчику, после увеличения тарифа на 1 гривну, все так же ничего не достанется. Мое мнение – городу нужно дотировать перевозчиков из местного бюджета. Это бы снизило нагрузку на наших пассажиров и позволило бы перевозчикам улучшить качество перевозки, – считает начальник отдела транспорта Одесской облгосадминистрации Юрий Кононенко.
Представитель крупного одесского перевозчика говорит, что водитель в среднем получает 400 грн в день. В месяц на работу он выйдет раз 15 от силы – надо же ведь отсыпаться. Получается, что за бесконечное вглядывание в сплошные и в прерывистые, работу в адской жаре и невыносимом холоде без права даже сходить в туалет по необходимости, водитель имеет тысяч шесть от силы. Ну, конечно, из наличной кассы он подворует еще 100 гривен за смену. Итого – 7500 грн или 255 евро.
А вот даже в Польше, не самой богатой стране Евросоюза, этому же водителю заплатят в 5 раз больше. И ездить он будет по идеально ровным дорогам, и возить не недовольных уставших пассажиров, а молчаливые грузы.
С начала года у меня 42 водителя уехали работать на грузовики в ЕС. Еще 16 готовят документы на выезд за границу. Это фактически 10% моих работников. Причем лучших, – признается перевозчик.
На смену лучшим пришли те, кто пришли. Сегодня среднестатистический одесский “маршрутчик” – это хамоватый выходец из глубинки. Ему от 20 до 40 лет. Сейчас все больше молодых, но с ними труднее, чем с шоферами старой закалки. Эти ребята дерзкие и наглые от того, что понимают: они нужны, заменить их некому.
Водители не зарабатывают копейки. Мимо кассы они выкраивают себе 300-400 грн со смены. Поэтому говорить о крайне низких зарплатах у “маршрутчиков” я бы не стал, и только этим не стал бы оправдывать и неадекватных водителей. Просто есть разные люди. Если, например, к нам в областной департамент поступает жалоба на хамское либо неадекватное поведение водителя – мы реагируем на нее и отправляем провинившегося сотрудника на курсы повышения квалификации в автодорожном техникуме. Обычно после дня лекций и упущенной выгоды – водитель начинает нормально оказывать услугу перевозки. В городском департаменте, насколько я знаю, такой практики нет. Думаю, она бы помогла – рассказывает Юрий Кононенко.
Отдельно стоит поговорить об алкоголизме и наркомании. Выходить на маршрут пьяным или “под кайфом” – фактически норма. Вот так навскидку из громкого и недавнего:
3 апреля 2016 – с поселка Котовского в центр вез откровенно пьяный “маршрутчик”;
6 декабря 2016 – “маршрутчик”-наркоман влетел в бетонную стену на пл. Независимости;
6 марта 2017 – пьяный “маршрутчик” устроил тройное ДТП в Суворовском районе;
14 апреля 2017 – на Старокиевском шоссе задержали “маршрутчика”-наркомана. 
Дело не только в том, что на такую низкую зарплату приходят непрофессиональные водители, – объясняет перевозчик, – но и в том, что раньше, когда была ГАИ, у них был план по проверкам и штрафам “маршрутчиков” в не совсем здоровом состоянии. Вся эта палочная система ушла, и хорошо, конечно. Но водители расслабились. Они знают, что им ничего не будет. Все сойдет с рук. За работу они не держатся, на жизнь пассажиров им плевать. Раньше у нас с коллегами был уговор – не брать водителей определенного типажа. Но теперь приходится – иначе на маршрут выходить будет вообще некому.
Но даже такие водители и те уходят на сезонные подработки, пересаживаются на машины с мороженным, либо идут в охрану. Кто придет на их место? У этого вопроса печальный ответ.
Знаете, я лучше переплачу несколько гривен, но зато не буду бояться, что подо мной в автобусе провалится пол или неадекватный водитель попадет в ДТП. 15-20 гривен, конечно же, дороговато. Вот 10, я думаю, в самый раз. Максимум – 12, – рассуждает 27-летний Константин. – Зато буду ехать в комфорте. Да и большинство бабушек и тетушек, которым эта сумма будет неподъемной пересядут в трамваи – дышать и стоять легче будет. Особенно в час пик.
Также больно по карману водителей и перевозчиков бьет проезд льготников. Государство расширило список категорий граждан, которым дозволен бесплатный проезд. Например, добавились участники боевых действий на Донбассе. Добавить-то льготников – добавили, но как не давали деньги на обеспечение их перевозки – так и не дают. “Маршрутчики” и организаторы бизнеса, получается, платят за льготников из своего кармана. Может, именно отсюда, а не из сепаратизма, растет причина конфликтов “маршрутчиков” и АТОшников.
Еще больше, по словам перевозчика, ситуацию усугубит введение электронного билета. Наш собеседник утверждает: все решения по этому вопросу принимались без обсуждения с организаторами пассажироперевозок. Поэтому пока перевозчикам трудно понять механизм, по которому электронный билет будет работать. Понятно пока только одно: наличные деньги уйдут, расчет с водителями перестанет быть ежедневным, кроме того у них не будет возможности пару купюр прикарманить – “маршрутчики” точно это не оценят. А самим же перевозчикам, скорее всего, придется с этой электронной кассы платить налоги. Наш собеседник не исключает, что в ведении е-билета заинтересована компания, на счета которой будут поступать деньги от пассажиров.
При этом сама система вряд ли будет работать так чисто и удобно, как в Европе. Менталитет и способ организации бизнеса в Одессе несколько иные.
В той же Европе средний тариф на перевозку пассажиров примерно равняется стоимости 1 литра дизельного топлива. Плюс существуют программы государственных дотаций. Выходит, что житель ЕС за поездку по городу отдает где-то 1,2-1,5 евро. За эти деньги перевозчикам и удается поддерживать достаточно высокий уровень комфорта поездки в общественном транспорте. От наших “маршрутчиков” требуют того же самого, только за проезд платят лишь 15 от стоимости литра дизельного топлива.
С заработанных денег перевозчику нужно, во-первых, отдать зарплату водителю – примерно 7500 в месяц. Во-вторых, подлатать автобус, чтобы он совсем не развалился – 8000. На создание действительно человеческих условий в маршрутке денег просто не остается, ведь надо еще и что-то заработать. Однако, это не повод потакать желаниям перевозчиков.
Не надо забывать, что у нас нет метро. И наши перевозчики – фактически монополисты. Конкуренции нет, борьбы за пассажира нет. Поэтому нужно ставить ту цифру, которая основана на реальном прожиточном минимуме, а не на потребностях перевозчиков. Да, у них сейчас тяжелое время, но тяжелое время для всех, и для пассажиров в том числе, – отмечает начальник отдела транспорта Одесской обладминистрации Юрий Кононенко.
Гривна, на которую планируют увеличить стоимость проезда – погоды не составит ни пассажирам, ни перевозчикам. Это просто компромисс в духе “мы вас слышим, мы что-то делаем для вас”. Однако, есть и реальные шаги по предотвращению транспортного коллапса в Одессе.
Мировой банк профинансировал исследование экспертов по оптимизации маршрутной сети в Одессе. Данная работа займет не меньше полугода. Но в итоге – мы получим “дорожную карту” по решению транспортного вопроса. Ведь поднять тариф – это не самоцель. Цель – сделать пассажирские перевозки комфортными. Повышение стоимости проезда до 6 гривен – это вынужденная мера для сохранения хотя бы такого качества обслуживания. Если не увеличить тариф, ситуация с перевозками станет еще хуже. Однако, расходы на обновление подвижного состава в новую стоимость поездки не заложены, – говорит директор Департамента транспорта Одесского горсовета Александра Илько.
Выходит, стоимость проезда так и будет повышаться, чтобы хоть как-то покрыть инфляцию. Но за новые деньги мы будем по-прежнему иметь старые маршрутки.

 

Как сообщала USIonline.com, водитель маршрутки в Черноморске отказался бесплатно перевозить АТОшника.