“Без государственных вложений в материально-техническую базу невозможно получить нобелевского лауреата” – ректор ОНУ им. Мечникова Игорь Коваль «фото»

“Без государственных вложений в материально-техническую базу невозможно получить нобелевского лауреата” – ректор ОНУ им. Мечникова Игорь Коваль

Для многих выпускников школ начинается сложный период принятия решений: куда поступать, какую выбрать профессию и где потом работать. Пока школьники сдают ВНО, Украинская Служба Информации решила пообщаться с руководителем одного из самых престижных университетов Одессы и узнать, что происходит в образовательной сфере.

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений Игорь Николаевич Коваль является ректором Одесского национального университета имени И. И. Мечникова с 2010 года. Накануне вступительной кампании корреспондент Украинской Службы Информации встретилась с ректором и ответственным секретарем приемной комиссии ОНУ, кандидатом политических наук Майей Ивановной Николаевой.

Какие специальности сегодня выбирают абитуриенты? Почему иногда предпочитают польские вузы отечественным? Как работодатели относятся к диплому ОНУ имени Мечникова за рубежом? Таковы темы нашей беседы.

Игорь Николаевич, на Ваш взгляд, получение высшего образования все еще престижно для современной молодежи?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Думаю, что для значительной части молодежи (в пределах 20-25%) высшее образование по-прежнему является статусным и важным. Кстати, так было всегда. Остальная масса колеблется в зависимости от ситуации. Если говорить о генеральных тенденциях, то сейчас наблюдается колоссальное снижение количества абитуриентов. Это происходит из-за так называемой демографической ямы, в которую наша страна вошла примерно с 2006-2007 года. И перспектив улучшения ситуации до 2022-2023 годов нет. Я приведу простой пример. В 2016 году выпускников по стране было чуть более 500 тысяч. Сейчас выпускников 200 тысяч с небольшим. В этом году для проведения независимого тестирования зарегистрировались почти на 40 тысяч абитуриентов меньше, чем в прошлом году. Иными словами, объемы падают. При этом, количество учебных заведений в стране выросло в разы (и государственных, и негосударственных). С моей точки зрения, очень бездумно подходили к выдаче лицензий. Примерно с 2014 года министерство предпринимает определенные усилия по наведению порядка, но в этом вопросе нужна радикальная перестройка высшего образования. В том числе и в количественном отношении.

Как именно эта перестройка должна произойти?

Если мы смотрим на ведущие страны Европы, то, как правило, в таком городе по численности как Одесса может быть максимум три университета. А у нас 20 высших учебных заведений. С моей точки зрения, должна быть государственная программа реструктуризации сети высших учебных заведений. Для такой страны как наша нужно порядка 70-75 вузов, мощно сконцентрированных в крупнейших городах. Соответственно, нужно сконцентрировать и материально-техническую базу, и финансирование. Это было бы правильно.

Какие самые востребованные специальности сегодня у абитуриентов? И насколько эти специальности адекватны запросам современных работодателей?

Мы живем в деформированной экономической ситуации, скажем так. И в ситуации экономического кризиса. Деформированная экономика деформирует политическую сферу. То, что мы видим в парламенте, в партийно-политической среде – это следствие деформированной олигархической модели капитализма, которая, к сожалению, у нас де-факто сложилась за последние 25 лет. Из-за этого происходит определенная деформация и в среде высшего образования. Мы можем констатировать, что те специальности, направления, которые сегодня наиболее важны и перспективны на мировом уровне, у нас не пользуются большой популярностью. Это такие специальности, как нанотехнологии, космическое материаловедение, генетика и т.д. Экономика в этих отраслях просто “лежит”, и абитуриенты не видят перспектив работы. В то же время, большое значение придается социально-гуманитарным дисциплинам. По-прежнему большой популярностью пользуются иностранные языки, психология, юридические дисциплины, международные отношения, международный бизнес и т.д.

на фото: Коваль И. Н.

Говорят, что у нас выпускают слишком много юристов и экономистов. Так ли это?

Формально можно говорить о переизбытке юристов и экономистов. Потому что, опять-таки, деформированная экономика не требует пока еще такого количества этих специалистов, как нормально работающая экономика. Сегодня у нас есть сектор олигархической экономики. Здесь берут на работу выпускников наших университетов, но для топ-менеджмента привлекают или иностранных специалистов, или украинцев, которые получили образование в университетах за рубежом. Потребителями основной массы специалистов, которых готовим мы, был бы средний и мелкий бизнес. А он сегодня задавлен. Это предприятия, где работают от 5 до 50 наемных работников. Именно такому бизнесмену нужен специалист в области права, экономики или менеджмента. При всем уважении к любому труду, хозяину будки, где продают шаурму, не нужен ни экономист, ни юрист. Если бы начал нормально работать сектор среднего и малого бизнеса, то экономистов и юристов действительно нужно было бы в разы больше.

Майя Ивановна, Вы можете спрогнозировать, на какие специальности в этом году будет наплыв абитуриентов?

Есть “сезонные” тенденции, а есть устойчивые тенденции. Юриспруденция, экономические специальности, учет и аудит, менеджмент – это те специальности, которые на протяжении последних 10-15 лет пользуются спросом у абитуриентов. Специальность “международные отношения” с момента возникновения и по настоящее время пользуется спросом как на бюджетной форме обучения, так и на контрактной.

Есть два показателя, по которым можно определять наплыв абитуриентов – количество желающих поступить на бюджет и количество желающих в принципе поступить на эту специальность. Специальностей, когда родители готовы платить за обучение детей на контракте, не так много. Это, опять же, цикл экономических, юридических специальностей, дисциплин, связанных с изучением языка. Например, те же международные отношения, где наряду с английским могут изучаться китайский, арабский, турецкий, новогреческий языки. Или же международно-экономические отношения, где тоже есть определенное сочетание разных дисциплин: экономики, международной ее составляющей и возможности изучать два европейских языка.

Еще одной тенденцией последних лет стало развитие IT-технологий. Уже несколько лет мы наблюдаем, что абитуриенты активно подают документы на прикладную математику, компьютерную инженерию, т.е. специальности, на которые еще 5-10 лет назад наплыва не было.

на фото: Николаева М. И.

Появляются ли новые специальности в университете?

Да, мы открываем новые специальности. Независимо от того, что на данном этапе развития экономики определенные отрасли не настолько развиты в Украине. Тем не менее, у нас появилась специальность “биотехнология”. На протяжении нескольких лет наблюдаем на нее приток абитуриентов. У нас появилась специальность “прикладная физика”.

Огромный поток абитуриентов наблюдается на специальность “психология”. Это, наверное, обосновано кризисным положением современного общества и теми проблемами, с которыми каждый сталкивается в быту, в профессиональной деятельности.

Также сегодня появилась возможность перекрестного обучения. Те, кто уже получил высшее образование (диплом бакалавра, специалиста или магистра), часто поступают в университет на второе образование. Они могут изменить свою специальность, поступив сразу на основе бакалаврата в магистратуру (с дополнительными вступительными экзаменами). Также они могут пойти на второе образование на старшие курсы бакалаврата для того, чтобы получить полноценное второе образование.

Расскажите о параллельном обучении в университете. Действительно ли студент может получить образование сразу по нескольким специальностям?

Да, появилась возможность параллельного обучения. Абитуриент, который обучается в университете и решил, что было бы неплохо параллельно изучать еще одну специальность, закончив первый год обучения может поступить параллельно еще на одну специальность, не проходя процедуру внешнего тестирования и поступления на 1 курс. Например, сочетают право и экономику, прикладную математику и физику. Это могут быть как близкие специальности, так и абсолютно разные, просто взаимодополняющие друг друга.Например, кто-то учится на прикладной математике, и считает, что необходимо дополнительно получить языковую подготовку, он идет обучаться еще на романо-германскую филологию.

на фото: Коваль И. Н.

Игорь Николаевич, есть ли специальности, которые “умирают” и уже через некоторое время просто исчезнут из списка дисциплин?

В университете таких специальностей нет, но у наших коллег в технических вузах, возможно, наблюдается такой процесс. Например, металлургия, автомобилестроение — отрасли, которые, опять-таки, связаны с экономической ситуацией. Другое дело, что у нас нет государственной программы по подготовке специалистов явно не массовых специальностей. Например, астрономия. Это удивительная специальность, невероятно интересная, нужная, но стране совершенно не нужно выпускать 70-80 астрономов в год. Стране достаточно в год 10-12 астрономов, а у нас 8 университетов их выпускают. Или похожая ситуация со специалистами по музееведению. Их нужно несколько десятков в год, а выпускается намного больше.

Правда ли, что ввели новшества для школьных учителей, и теперь не каждый дипломированный физик может пойти работать учителем в школу?

В соответствии с последним решением Кабмина, абсолютно абсурдным на мой взгляд, выпускникам классических университетов не разрешается сейчас идти на преподавательские должности в школы. Хотя десятилетиями это было, и когда мы занимались в университете, выпускники исторического или филологического факультета могли идти преподавать в школу. Теперь нужно иметь для этого педагогическое образование. В связи с этим наш университет отдельно лицензирует специальность “среднее образование” (соответственно, история, биология, география, и т.д.). Фактически, у нас на нескольких факультетах теперь будет параллельно проходить обучение по специальностям историк (общий), историк-преподаватель и т.д.

Охотно ли берут на работу специалистов с дипломом университета за границей?

Диплом нашего университета абсолютно свободно котируется практически во всех странах мира. Хотя есть определенные проблемы в некоторых странах, где используется политика классического протекционизма, когда некоторые страны (особенно это касается стран арабского Востока) для повышения интереса к своим вузам вводят ограничения для дипломов из других стран.

Также часто по некоторым специальностям (например, юриспруденция) нужно пройти дополнительную аккредитацию. Но, в то же время, в университет постоянно идет поток запросов подтверждения нашего диплома при устройстве на работу или поступлении в другое учебное заведение.

В последнее время среди украинских абитуриентов особой популярностью стали пользоваться польские вузы. Почему наша молодежь уезжает учиться за границу и можно ли потом адаптироваться в Украине и работать здесь, получив образование за рубежом?

Ответы на поверхности, но не очень приятно о них говорить. Во-первых, начнем с того, что наши польские коллеги не всегда добропорядочно конкурируют в этом отношении. Во многие польские вузы можно поступить, не сдавая ВНО и не проходя никаких экзаменов. Это не касается топ-15 университетов Польши, но, тем не менее, в небольших городах там достаточно университетов. Связано это с тем, что Польша тоже переживает определенные сложности с набором. У них есть свой отток. Их абитуриенты уезжают учиться в Германию, Францию, Великобританию, США. И для того, чтобы польские вузы существовали, они ведут такую политику. Во-вторых, польские вузы очень активно поддерживаются государством. У них нет проблемы недофинансирования, как у нас. В Польше почти нет понятия контрактных студентов, и это все финансируется государством.

И, конечно же, когда в стране кризис, война, безусловно, для определенной части родителей и их детей кажется, что от этих проблем можно уйти, уехав на обучение.

Здесь наблюдается естественная конкуренция, и победить в ней можно только созданием более благоприятных условий для своих студентов. Я глубоко убежден, что при прочих равных условиях человек хочет побыть подольше дома. С другой стороны, я всегда приветствую, когда наши студенты после получения диплома бакалавра едут учиться по магистерской программе за рубеж. Зарубежная шлифовка, с точки зрения языка и профессии, еще никому не помешала.

Высшее образование очень тесно связано с наукой. На каком этапе развития сейчас находится украинская наука, и есть ли шансы, что мы будем в ближайшем будущем конкурировать с передовыми странами в высокотехнологических сферах?

Наука, безусловно, находится в кризисе. Во-первых, мы никак не можем прийти к единому пониманию, как наука должна развиваться. 98% науки за рубежом сосредоточено в университетах. Максимум 5% находится в таких подразделениях, которые у нас называются научно-исследовательскими институтами. Системы, которая есть у нас (отдельно университеты и отдельно академия наук), практически нигде в мире не существует.

Я бы сказал так: в мировом масштабе мы пока еще находимся на достаточно нормальном уровне по фундаментальным наукам. Но не по высокотехнологическим наукам. Не там, где нужны не просто теоретические исследования, а требуется серьезная технологическая база — нанофизика, развитие материаловедения, новых источников энергии, и т.д. А в теоретической физике, математике и там, где можно обходиться мозгами, бумагой и ручкой, мы выдерживаем конкуренцию. К сожалению, у государства вложения в материально-техническую базу невелики. Мы, как университет, ищем варианты – выходим на международные программы, получаем гранты. Так, к примеру, у нас развиваются биотехнологии.

Не вложив в материальную базу, невозможно получить нобелевского лауреата. В этом вопросе очень многое зависит от государства.

на фото: Коваль И. Н.

 

Как сообщала USIonline.comОдесский национальный университет им. И.И. Мечникова вошел в ТОП-6 лучших университетов Украины из 342 вузов страны.