Замминистра экономки Украины Михаил Титарчук: “Когда мы говорим о коррупции, мы обсуждаем последствия, а не причину” «фото»

Замминистра экономки Украины Михаил Титарчук: “Когда мы говорим о коррупции, мы обсуждаем последствия, а не причину”

Одна из популярнейших тем в Украине, широко обсуждаемая в экономической среде, – инвестиционный потенциал Одессы. Также на слуху проблемы, с которыми сталкивается потенциальный инвестор, решивший вложить свои деньги в Южную Пальмиру или Одесскую область.

В интервью Украинской Службе Информации заместитель министра экономики Михаил Титарчук поделился своим виденьем того, как должна развиваться Одесса и какие направления самые выгодные.

Михаил Титарчук в конце декабря 2016 года был назначен заместителем министра экономического развития и торговли Украины. В портфолио замминистра – работа в ГП Министерства обороны “Украинская авиационная транспортная компания” (2004-2007 гг.), в “Avicos Assurance Group: Avia-Leasing LTD” (2007-2009). С 2009 по 2015 год Михаил Титарчук работал директором горнодобывающей компании “SOREMI S.A.” (Республика Конго), а также был одним из руководителей компании “China National Gold & Gerald Metals Group”.

Вернувшись в Украину, Михаил более полугода возглавлял Белгород-Днестровскую райгосадминистрацию, после чего пошел на повышение и переехал в Киев.

Почему Вы вернулись в Украину? Каковы Ваши цели, какие поставили себе задачи?

Причиной, по которой я вернулся, стал мой брат. Наверное многие слышали о “киборге” Владимире Титарчуке. Он погиб, защищая Украину. Владимир очень любил Одессу и провел здесь все детство. Я тоже люблю Одессу и считаю ее второй родиной. После многих лет за рубежом (в основном в Африке и на Ближнем Востоке), я не ставил перед собой задачу возвращаться, поскольку там были и перспективы, и карьерный рост в горнодобывающем бизнесе. Но когда у нас в стране и семье произошла трагедия, я понял, что нужно возвращаться. Многие наоборот стали уезжать из Украины, но я считаю это неправильным. Кто же тогда будет защищать Родину? Кто тогда сможет поднять страну, если все уедут?

В сентябре 2015 года я стал главой Белгород-Днестровской райгосадминистрации. Это был challenge, вызов. Для меня возвращение было не то, чтобы миссией, а, наверное, долгом. Я здесь родился, это моя страна и она уникальная, европейская. Здесь живут прекрасные люди. И я захотел реализовать тут то, что я приобрел, отдать Украине долг. Я же здесь учился, моя страна меня воспитывала, у меня были прекрасные преподаватели и те знания, которые я получил благодаря им, мне очень помогают в жизни. Считаю, что другим нужно не говорить, как все плохо, а возвращаться и делать. Все, что не было сделано, надо сделать, а все, что было сделано плохо, — надо улучшить. Я отношусь к тому поколению украинцев, которые родились и выросли в Украине — родился в 1984 году, и не помню Советский Союз. У меня уже совсем другое мышление. И я считаю, что те люди, которые приобрели знания и опыт за рубежом, должны возвращаться сюда. Тогда мы не потерям страну.

На фото: Михаил Титарчук

Вы молодой заместитель министра. Это Вам помогает в работе, или иногда не хватает определенного опыта в сфере украинской модели государственного управления? Ведь сохранилось очень много “осколков СССР”, которые тормозят движение вперед. Нужно ли знать “врага” в лицо?

Не существует четких правил, по которым ты можешь сделать менеджмент или по которым ты можешь управлять определенными процессами. И слава Богу, что у меня нет советского опыта. А осколки, о которых Вы говорите, — это люди, которые остались еще в системе. И да, до сих пор еще идет борьба с этой системой, с людьми. Мы должны понимать, что с начала девяностых мы не уделяли этой проблеме особого внимания.

Долгое время работала пропаганда, население Украины обрабатывалось. Поэтому многие хотят полного коммунизма, чтобы государство всегда за всех платило. Государству же нужно больше уделять времени реформам, направленным на взаимодействие с людьми. Чтобы минимизировать общение человека с чиновником, необходимо внедрение максимума электронных услуг. Разрешительная система для бизнеса должна работать быстро и прозрачно.

На сегодняшний день Министерство экономики очень много делает в этом направлении. Мы входим в топ-80 мирового рейтинга легкости ведения бизнеса. Хотим улучшить эту позицию еще хотя бы на 30 пунктов. Мы отменили около 500 устаревших нормативных актов, которые остались еще с союзных времен (из сферы бизнеса, разрешительных процедур). Идет процесс дерегуляции. Также мы реализовали проект “Электронный документооборот” для всех министерств, для всех центральных органов исполнительной власти. Подключили к нему и обладминистрации. Было сложно, был саботаж, но в течение двух месяцев мы это сделали. Пока это не полный документооборот, а лишь тот, что относится к категории хранения до пяти лет. Но уже сейчас возросла скорость, четкость – кто и когда написал, когда ему ответили, и т. д. Иными словами, чем больше мы внедряем IT-составляющую во все другие сферы, тем эффективнее становится правительство.

Для многих украинцев экономика, Министерство экономики – это нечто эфемерное, непонятное. Расскажите, что такое экономика для обычного человека.

В одной хорошей книге говорится, что экономику создало меньшинство, чтобы большинство ничего не понимало и думало, что экономика сложная. На самом деле все не так. Министерство экономического развития и торговли на сегодняшний день – одно из ключевых министерств Украины. Мы отвечаем за экономику, рост ВВП (валового внутреннего продукта). У нас есть позитивные сигналы уже сегодня. В 2016 году у нас была действительно непростая ситуация, и мы не знали, будет ли из нее выход. Потеря Крыма и части территории Донбасса очень тяжело отразилась на экономической ситуации в Украине. Но к концу 2016 года у нас рост ВВП составил 2,3%.

На фото: Михаил Титарчук

Как добились этого показателя?

Во многом это произошло благодаря аграрному сектору. Был большой экспорт зерна, сельхозпродукции. Часть промышленности сумела сконцентрироваться на других странах. Этому способствовало много факторов, и очень важно, что мы ушли от российской зависимости. Ведь много заводов экспортировали продукцию преимущественно в Россию. 2016 год был сложным, поскольку у нас не было сбыта. Но украинские бизнесмены оказались очень талантливыми и быстро нашли другие места, куда можно экспортировать свой товар. На самом деле рынок большой, и это не только Европа, но и Азия, Африка, Латинская Америка. Сейчас мы наблюдаем макроэкономическую стабилизацию. Если говорить о показателях по иностранным инвестициям, то в 2016 году эта сумма составляет 4,4 млрд. В 2015 году было 3,8 млрд, а в 2014 году – 2,5 млрд. Понятно, что когда в стране идет гибридная война, о каких инвестициях можно говорить? Этот фактор, конечно же, играет очень большую роль.

На сегодняшний день стоит задача максимально делать промоцию Украины (от promotion “продвижение” – ред.). А это – туристическая сфера, тот же бизнес. Когда мы говорим про туризм, мы думаем, что это гостиницы, пляжи, шезлонги. Но нет. На самом деле это понятие значительно шире, и включает в себя дороги, инфраструктуру, аэропорты, малый и средний бизнес. Потому что у нас на сегодняшний день около 60% ВВП – это малый и средний бизнес.

У нас есть офис по увеличению и поддержке инвестиций при Кабинете министров. У нас есть офис по продвижению экспорта при Минэкономразвития, который помогает бизнесу делать промоцию. Государство создает правовое поле для игры и параллельно помогает бизнесменам в ней. Основная задача – не мешать.

На какие сферы Вы влияете в должности заместителя министра экономики?

В моей компетенции шесть сфер. Первое направление – это экономическая стратегия и макроэкономическое прогнозирование (ВВП, безработица, прогнозы). Второе направление – это интеллектуальная собственность. Также я курирую инвестиционно-инновационный департамент, который занимается фактически всеми инновациями, которые приходят в страну. Кроме того, в сферу моей ответственности входят административные услуги. Это то, о чем я говорил ранее. Условно: чтобы человек, находясь дома, благодаря электронной системе мог получить большинство государственных услуг (документов, разрешений). Задача министерства экономики состоит в унификации этих процессов. У нас есть портал https://my.gov.ua, на котором мы стараемся объединить все возможные админуслуги. Это непростой процесс, но мы хотим сделать так, чтобы каждый человек мог зайти на этот официальный, защищенный сайт, и получить услугу. Самое приятное направление, которым я занимаюсь – это туризм. Это еще одна причина, по которой я приехал в Одессу. Также в моей компетенции внешнеэкономическое регулирование.

На фото: Михаил Титарчук

С временной потерей части страны насколько пострадала в целом промышленность Украины?

Безусловно, пострадала. Там осталась часть крупных предприятий.

Вы говорили про огромную долю малого и среднего бизнеса в развитии экономики. Но для Одессы и для всей Украины большая проблема – коррупция. В нашем городе идут постоянные войны бизнеса с коррупцией. Как бороться с коррупцией и возможно ли ее вообще искоренить в Украине?

На глобальном уровне премьер-министр постоянно проводит встречи с крупным бизнесом. Когда были проблемы с возмещением НДС, когда были задержки грузов, платформой для общения с бизнесом была организация «Бизнес-омбудсмен», которая оказалась очень эффективной. Я стоял у истоков 83-х антикоррупционных мер. Каждое министерство должно было дать пять коррупционных рисков, которые надо устранить. И, на сегодняшний день, министерства еще отчитываются, процесс идет. Конечно, сложно знать на микроуровне обо всех коррупционных процессах. К сожалению, когда мы пошли по пути децентрализации, начались некоторые манипуляции на местах, хотя есть и много позитива.

Как привить украинцам экономическое мышление? Какие процедуры нужно провести, чтобы украинцы стали мыслить по-европейски?

Я уверен, что мы – европейцы, и у нас европейское мышление. Просто так сложились реалии, и в начале1990-х годов люди привыкли вопросы “решать”. Получается, что мы сами провоцируем определенные вещи. Поэтому задача наша — минимизировать общение бизнеса с чиновниками. К примеру, в сфере тех же административных услуг — чтобы человек мог открыть или закрыть свое предприятие, не встречаясь, условно, с налоговой. Это очень важно, и у нас этот процесс очень быстрый. Конечно, когда мы говорим о коррупции, мы должны понимать, что мы обсуждаем последствия, а не причину. Тотально победить коррупцию очень сложно. Но минимизировать коррупционные риски возможно. И, что касается бизнеса, мы имеем большую поддержку ЕС по всем вопросам, которые относятся к процессам дерегуляции.

Как, на Ваш взгляд, должна развиваться Одесса? В каких направлениях, и какое из них самое выгодное?

Одесса – это уникальный и многогранный город с большим потенциалом. В Одесской области находится 7 портов из 13 в Украине. У нас есть Бессарабия и аграрный сектор. Если говорить о сфере IT, то здесь можно реализовывать стартапы, хотя в Украине мы только начинаем идти по этому пути. Одесса, по своей сути, хаб. Туризм дает толчок многим другим сферам. Это бизнес, дороги, качественные гостиницы, рабочие места, новые идеи, чтобы привлечь гостей в город, аэропорт и многое другое. К слову, сейчас идет процедура, благодаря которой будут удлинять взлетную полосу. Все это происходит достаточно по-одесски, потому что там, где должна быть взлетная полоса, оказалась чья-то земля. Но я думаю, что с этим вопросом разберутся. В Кабинете министров есть понимание, что это нужно. Во-первых, это даст возможность прийти в Одессу лоукостерам. К слову, мы сейчас разрабатываем законопроект про концессию. Надеюсь, что до конца мая его удастся завершить, и, в конечном итоге, Верховная Рада его примет. Потому что, на сегодняшний день, многие объекты у нас нельзя сдавать в концессию. Есть частное партнерство. Его, к сожалению, применяют еще не все мэры или органы местного самоуправления.

На фото: Михаил Титарчук

Говоря о туризме, есть негласная борьба между Одессой и Львовом. Может ли Одесса обойти Львов?

К сожалению, у нас все борются друг с другом, а надо объединять усилия. У нас недавно был научный туристический совет. Также мы проводим встречи в рамках туристического совета городов, где представлены все регионы. На последнюю встречу приехал замгубернатора Львовской области. Мы привезли представителей Министерства инфраструктуры, железной дороги, авиаслужб. Почему это важно? Одесса и Львов — два разных города. У Львова преимущество в том, что есть Карпаты, а у Одессы есть море. Но Карпаты – это круглогодичный курорт. Одесской области и Одессе можно поучиться у Львова тому, как сделать туризм круглогодичным. Ведь в Одессе проблема как раз в том, что туристический сезон длится 4-5 месяцев. А нужно найти моменты, благодаря которым туристы будут приезжать круглый год. Можно же не только купаться в море. К примеру, Одесса по гастрономии уникальна. Но исторически так сложилось, что во Львове подхватили эту эстафету и побежали впереди. Они очень грамотно использовали маркетинг. Подытожу: нужно объединяться. На последней встрече обсуждали, как попасть из Одессы во Львов. Оказалось, что только через Киев, а это неудобно. Я предложил создать “пилот” прямого авиасообщения Одесса — Львов. Дай Бог, чтобы у нас получилась правильная калькуляция, чтобы это направление было выгодным.

Таким образом, я бы сказал, что у каждого региона есть свои преимущества, и в каждой области Украины есть на что посмотреть. И украинцы сейчас больше всего путешествуют внутри страны. Но, опять же, многое зависит от местной власти. Есть историческое место, которое может привлечь туристов, но не нужно ждать, что Киев придет сделать дорогу к нему. Сейчас в ОТГ (объединенная территориальная громада – ред.) очень хорошие бюджеты. При грамотном руководителе этой ОТГ можно сделать дорогу, гостиницы, промоцию…

Есть ли в министерстве какой-то отдельный план по развитию Одессы, Одесского региона? Существует ли координация с органами местного самоуправления?

Отвечу несколько бюрократическим языком. Есть закон “О местном самоуправлении”, и мы не вправе вмешиваться. Наша задача – помогать, содействовать. Конечно, у нас есть контакты с каждым регионом. Есть глобальные проекты и понятно, что Одесская область находится в списке приоритетов. Потому что, опять же, – порты, концессия, аграрная сфера. В глобальных проектах, конечно же, государство помогает.

Общаетесь ли Вы лично с инвесторами? Может ли инвестор лично Вам позвонить и обсудить возможность вложения своего капитала в Одессу, Одесскую область? И, в целом, хотят ли инвесторы работать в Одессе?  Возвращаясь к коррупционной составляющей, с какими преградами они сталкиваются?

Очень часть инвесторы пишут мне или в Facebook, или на e-mail. Как правило, я общаюсь с ними на официальных встречах, где представлены торгово-промышленные палаты разных стран. Почему мы создали офис инвестиций? Для того, чтобы потенциальный инвестор проходил условную проверку – насколько он серьезен. Также там ему помогают со всеми документами. Тогда минимизируется общение инвестора с органами местного самоуправления. Но никто не отменял наших реалий. Сейчас у Минэкономики повышено внимание к крупным инвесторам, инвесторам с именем. Лишь с одной целью – чтобы максимально их защитить.

Опять же, все зависит от местной власти. В министерстве не всегда могут видеть определенные преграды на местном уровне. Но, как правило, в сфере коммуникации и информации если есть какое-то давление на инвестора, мы сразу получаем информацию. В принципе, тенденция по заходу инвестиций неплохая. Но это действительно непаханое поле. Если мэр и губернатор активны, тогда получится.

На фото: Михаил Титарчук

 

Как сообщала USIonline.com, экономический рост Одесской области с начала 2017 года составил 8,7%, по сравнению с показателями прошлого года.