Новая жизнь: как переселенцы из Донбасса обосновались в Одесском регионе (фото)
С этой целью в Одесскую область приехало более 24 тыс. переселенцев. У каждого из них своя история, не похожая на все другие. О том, как живется внутренне перемещенным лицам в Одесском регионе, узнавал корреспондент Украинской Службы Информации.
Сергей Чикилев живет со своей семьей в Маяках уже два года. Они переехали из Горловки, где застали начало военных действий.
Это был воскресный день, – вспоминает Сергей. – Мы выехали в центр города, был солнечный прекрасный день. И мы попали под обстрелы «Градом». Как раз тогда был нанесен первый удар «Градом» по Горловке.
Чикилевы обосновались в кибуце «Добрый самаритянин». Поначалу здание не было утеплено и не отапливалось, и новосельцы (60 переселенцев) сами его оборудовали. В родном городе Сергей работал шахтером, а здесь успел поработать и строителем, и фермером. Сейчас он занимается сельским хозяйством, выращивает животных и ухаживает за ними.
По его словам, сначала даже не мог зайти в сарай – отталкивал неприятный запах. Но позже привык, и это стало нравится.
Тут есть потенциал, который я чувствовал у себя сам еще в Горловке, – делится Сергей. – Сегодня я занимаюсь своим делом. Есть перспективы.
За время проживания в Маяках Чикилевы родили второго ребенка. В будущем они мечтают стать многодетной семьей.
Пополнение случилось и у Ольги Гуз, переехавшей в Одессу и открывшей здесь собственное дело. Девушка – альпинистка с 20-летним стажем – планировала получить звание снежного барса, покорив пять семитысячников (гор высотой в 7 тыс. км), и взобраться на Эверест. Накануне очередного восхождения началась война, и Ольге пришлось покинуть родной Донецк и переехать в Одессу.
Здесь Ольга выиграла грант и открыла собственный скалолазочный стенд, где тренирует детей и подростков. Занятия с детьми-переселенцами, а также с ребятами из многодетных или малоимущих семей, она проводит бесплатно.
Надо верить в себя в любом случае, как бы трудно не было, – считает Ольга.
В Одессу девушка приехала с дочерью, и здесь родила второго ребенка. Несмотря на то что Ольга сейчас в декретном отпуске, она продолжает заниматься любимым делом.
Семья Кравченко из Донецка приехали в Одессу два года назад. Виталий вспоминает первую неделю боевых действий. Тогда снаряды разрушили основные транспортные соединения города: аэропорт и железную дорогу.
Мы уже выезжали не из города Донецка, где благоустроен ж/д вокзал, а с Иловайска. Там уже было все намного сложней, не было спецвагонов, которые нужно заказывать за месяц, поэтому нас буквально на руках загружали, – рассказывает Виталий.
Его с женой поселили в санатории «Куяльник». Выиграв грант, Виталий открыл свой бизнес – такси для людей с инвалидностью. Для заезда в микроавтобус он сконструировал прочный складной пандус. За рулем инватакси ездит водитель-волонтер.
Инвалиды любят, если он сел в коляску, заехал и выехал, чтобы его никто не пересаживал, потому что это всегда связано с возможностью получить какую-то травму, – рассказывает Виталий.
Вместе с женой он нашел хобби, без которого они теперь не могут себя представить – бальные танцы.
Почему-то именно здесь в Одессе для меня открылись большие возможности, – рассказывает жена Виталия Наталья. – Я принимала участие в конкурсе красоты «Мадам Одесса», где я победила, недавно вернулась с международного турнира, который проходил в Германии.
К сожалению, не все переселенцы смогли так же благополучно обосноваться в нашем регионе. Марина Добровольская приехала в Одессу с двумя несовершеннолетними детьми, у ее старшего ребенка – инвалидность. Переезд оказался для них «добыванием своего места под солнцем»: сначала их заселили в «Куяльник», где из-за бездействия властей им отключали свет и воду, а на днях Добровольские вместе с 40 людьми поселились в заброшенном здании школы-интерната в селе Фонтанка.
По приезду в Одессу переселенцам с инвалидностью обещали бесплатное проживание в «Куяльнике», но государство за их жилье не платило. Тогда директор здравницы стал экономить, периодически отключая людям свет и воду. Он надеялся, что переселенцы съедут.
Уезжать им было некуда: в обладминистрации предлагались объекты в сотнях километрах от Одессы. Чтобы проходить необходимое лечение, людям пришлось бы ехать в областную больницу, потому что только там есть нужное оборудование.
В доме, куда въехали переселенцы, нет никаких удобств, но иначе им бы пришлось пойти на улицу.
В похожей ситуации оказалась и Анна Чижова с мужем и двумя сыновьями. Их дом и школа попали в эпицентр военных действий. Тогда Анна поехала жить к маме в Тельмановский район (Донецкая область). Позже знакомые сказали, что в Одессе есть работа, и Чижовы сели в автобус в Мариуполе и приехали сюда. На следующий день в районе начались боевые действия.
Приехав в Одессу, семья стала снимать комнату на поселке Котовского. Оплачивать ее было сложно: мужу Анны, инженеру-строителю, предлагали зарплату 1 200 гривен. Ко всему у Чижовых не было с собой никаких документов, кроме паспортов и свидетельств о рождении. У себя дома Анна работала бухгалтером, а здесь ей пришлось устроиться в химчистку. Муж пошел работать на стройку.
Снимать комнату Чижовым все равно было сложно, и они стали узнавать о возможностях для переселенцев. В Днепре, Краматорске и других городах открывались социальные общежития, и семья надеялась, что что-то подобное есть и в Одессе. Не найдя таких возможностей, Чижовы и другие переселенцы решили создавать их сами. В городе они нашли 40 пустующих зданий, которые относятся к коммунальной собственности. Одно из них находится на Успенской,4, это бывшее общежитие порта.
Люди хотели переоборудовать здание под общежитие для переселенцев, но власти все время это оттягивали. Летом, когда им надоело ждать, они просто туда заселились. Сейчас там живет около 100 человек, 22 из которых – дети.
Переселенцы надеются, что ближе к зиме им включат отопление, ведь они готовы платить за все коммунальные услуги.
Мы ничем не отличаемся от людей, которые живут здесь, – говорит Анна Чижова. – Мы не с улицы, у нас тоже были свои квартиры. Всего, чего мы хотим, чтобы нам дали где жить. Необязательно здесь. Мы сами все отремонтируем.
Женщина также рассказала, что на прошлой неделе к ним забросили камень с запиской с угрозами.
Переселенцы! Убирайтесь вон с Успенской – иначе спалим всех, – говорится в записке.
Несмотря на все, семья Чижовых не боится и не отчаивается. Говорят, очень помогает общение с другими переселенцами, которые попали в ту же беду.
Когда живете отдельно по 2-3 человека, кажется, что вы – самые несчастные, – делится Анна. – Но когда все вместе, слушаете истории друг друга, то приходит понимание, что и то, и это можно пережить.
Как сообщала USIonline.com, из Одессы выехали еще 64 переселенца.