Страсти по орехам «фото»

Страсти по орехам

e94c5ba1-5f73-48a8-8da8-bf77efd83f34

 

Прочитав черновую версию этой статьи, мой муж сказал, что она выглядит, как заказная – уж слишком много там упоминается заметных имен.

На самом деле, к таким же выводам может прийти любой человек, который вникнет в новости по теме за последний месяц, потому что все это, как ни странно, лежит на поверхности и даже не особо скрывается. Я обратила внимание на эту тему, потому что косвенно имею к ней отношение, и хочу поделиться своими наблюдениями.

Недавно в нашем районе разгорелся земельный скандал. Новоназначенный глава Балтской райадминистрации «для привлечения денег в бюджет района» решил раздавать землю в аренду инвесторам и аграриям по принципу «кто больше заплатит». (https://usionline.com/2015/11/23/glava-baltskoj-rga-vitryanoj-kotorogo-obvinyayut-v-zemelnyh-aferah-otreagiroval-na-skandal/) То, что не учитываются интересы местных фермеров, которые далеко не всегда смогут победить в подобных аукционах, как и то, что сама процедура их проведения еще не прописана законодательно, выглядит не очень хорошо. Но я оставлю эту сторону вопроса тем, кто в ней силен. Поговорить хочу о другом – как понятно из названия, об орехах. Хотя, как выяснилось, эти две темы между собой взаимосвязаны.

Городские жители и, в частности, одесситы, знают об орехах (грецких, разумеется) очень немного. То, что орехи – это вкусно и полезно. То, что они, как правило, продаются чищенными и на базарах стоят довольно дорого, а в супермаркетах вообще бешеных денег. А значит хорошо бы собрать себе запас где-нибудь на даче или добыть у родственников, если дачи нет или орехов там не растет.

Информационный повод

В целом «ореховый вопрос» одесситов не занимает, поэтому для большинства, я думаю, остался незамеченным один интересный факт – за последний месяц в одесском информационном пространстве грецким орехам посвящено больше материалов, чем за годы до того.

Сначала была информация, что Михеил Саакашвили всерьез обратил внимание на механизмы таможенного контроля орехов и был возмущен размером мзды (от 8 до 15 тысяч долларов с контейнера), которую приходилось «заносить» таможенникам. (https://usionline.com/2015/11/02/saakashvili-vzyalsya-za-orehi-video/ ) Он решительно заявил о намерении прекратить деятельность «ореховой мафии» в регионе.

Потом появилась новость, о которой я упоминала в первом абзаце. Претендентами на первые 100 гектар земли в районе, которые собирается сдавать в аренду глава Балтской райадминистрации, стали некие ноу-нэйм инвесторы, привлеченные нашумевшим экс-кандидатом на пост мэра Одессы Сашей Боровиком. Интересно, что к предвыборной кампании обоих этих новых для Одесской области политических деятелей изрядно приложил руку, опять-таки, Михеил Николозович. Казалось бы, при чем тут орехи? А при том, что на этих ста гектарах территории планируют размещать ореховые сады.

Ну и вишенкой на этом ореховом торте стала новость о том, что таможенным контролем орехов перед экспортом заинтересовалась СБУ. Якобы, в экспортируемой продукции присутствуют некие условные паразиты – жучки-червячки – которых сотрудники санэпидстанции почему-то не могут вычислить, а сотрудники СБУ – могут.

Даже мне, человеку в принципе далекому от политики и экономики, ясно, что ореховый бизнес в области сейчас находится «накануне грандиозного шухера» и совершенно очевидно, откуда у него растут ноги. Изменится ли что-нибудь для городских жителей? Думаю, если и да, то несущественно. А вот для сел в Одесской области перемены обещают быть глобальными и вряд ли к лучшему. Для того, чтобы стало понятно, почему я в блоге, посвященном сельской жизни, вообще затронула эту тему, проведу небольшой ликбез.

Орехи и село

Одесская область вся усеяна ореховыми деревьями. Они растут в посадках, в озеленении вдоль трасс и грунтовых дорог, не говоря уже о приусадебных участках и садах в сельской местности. В наших краях «богатство» и перспективность продаваемого дома в селе оцениваются чуть ли не в первую очередь по количеству растущих вокруг него грецких орехов.

Как известно, работы в селе нет и с «живыми деньгами» дела поэтому тоже обстоят неважно. Именно грецкие орехи – один из самых простых и наименее затратных способов заработка. Конкуренция так высока, что сбором с ничейных деревьев начинают заниматься наперегонки еще за месяц до вызревания, когда к скорлупе плотно прилегает толстая зеленая кожица. Будешь «щелкать клювом» и ждать до положенного срока – останешься ни с чем – все соберут до тебя.

Потом орехи лежат на чердаках, дозревают и сохнут. В октябре подушечки большого и указательного пальцев на обеих руках у селян черные – их надолго окрашивает при чистке ореховый сок. Осенний запас может насчитывать десятки мешков, доход исчисляется тысячами гривен. Перекупщики каждую неделю приезжают на базар в село, встречают все автобусы на станции в райцентре вопросом «Орехи есть?». «Белые» орехи (со светлыми ядрами) стоят дороже, «черные» – дешевле. Принимают половинки ядрышек без повреждений. При первой же возможности сбить цену – собьют. Поэтому орехи надо специальным образом колоть и сортировать.

Сдачей орехов можно целенаправленно заработать на крупные покупки, а можно хранить их всю зиму и сдавать «для поддержания штанов». Такой себе своеобразный ореховый банк в каждом доме. Когда этой осенью в нашем селе произошла серия краж продуктов из домов, воры, несмотря на вес и неудобство, уносили с собой и запасы орехов. Разумеется, никто никого не нашел. От сельской милиции вообще многого ждать не приходится, а уж искать орехи – это просто смешно. Хотя, если перевести украденное в денежный эквивалент, то смешно становится не очень.

Если все сложить до кучи

Итак, давайте сложим два плюс два. Интерес к ореховому бизнесу в начале ноября обозначил Михеил Саакашвили на специальном совещании. Я процитирую:

«Орехи покупаются у жителей деревень, которые с благоговением ждут урожая, зарабатывая на этом. Но потом, так как у этих людей нет доступа к рынкам, приходят перекупщики, экспортеры, депутаты, СБУшники… и говорят, что это стоит 15 000 долларов с контейнера. Урожай собран, закупки ведутся и все остановилось. Ищут – кому дать? Давайте покажем впервые в истории Одессы, никому давать не надо» (Источник: http://www.segodnya.ua/regions/odessa/saakashvili-my-pobedim-orehovuyu-mafiyu-663603.html )

Вы заметили, как плавно уезжает риторика от сельских жителей и их благоговения к какому-то совершенно абстрактному «ищут, кому дать»? Кто ищет-то? Сельские жители, понятное дело, не ищут. Они, нижнее звено в цепочке, сдают орехи перекупщикам. Те, в свою очередь, другим перекупщикам, покрупнее. До выхода из порта в неведомые экспортные дали орехи проходят десятки рук таким образом, что всем участникам выгодно этим заниматься. Даже взятки в особо крупных размерах с каждого контейнера никого не смущают. Почему? Очень легко подсчитать.

Средняя цена приема высококачественных (светлых, сухих, целых) чищенных грецких орехов при покупке у жителей села в этом году – в районе 120 грн за килограмм, в пересчете на вечнозеленые это $4,8. Соответственно тонна в закупке у нас стоит около $4800. От знакомых из США, которые живо интересовались этим бизнесом, я слышала уже их закупочную цену – $40 000 за тонну. То есть, в 8,3 раза дороже. Хорошо окупаемый товар – это очень мягко сказано.

Всем нам хочется верить в «покращення» и в то, что наша жизнь меняется к лучшему. Жители села, правда, ни во что такое не верят и относятся к обещаниям скептически, но мне хотелось бы верить за них. Вот честно, ведь здорово же было бы, если бы губернатор давал людям в доверенной ему области реальную возможность повышать свое благосостояние? Честь и хвала такому политику! Но, с точки зрения здравого смысла, какова вероятность того, что отсутствие этой масштабной взятки увеличит реальную закупочную цену на орехи в селах? Подозреваю, что нулевая. Нет никакого резона платить сельским жителям больше, если сэкономленные деньги можно просто положить к себе в карман, оставив цену на том же уровне. А вот если представители одной и той же политической команды одной рукой борются с «ореховой мафией» и поборами на таможне, а другой сажают ореховый сад на сто гектар, ситуация начинает обретать вполне конкретный, хоть и не самый приятный смысл.

Для села наличие сильных конкурентов на рынке в лице частных инвесторов, опять-таки, сулит, скорее, понижение закупочной цены на орехи, а не наоборот. С учетом общего роста цен и снижения благосостояния людей, это плохая новость. И в первую очередь, похоже, пострадает от этого мой Балтский район и, в частности, мои односельчане.

Мы в этом году собрали со своих «приусадебных» орехов примерно полтора мешка, они лежат у нас на чердаке, но не на продажу, а для еды – это ведь не так уж много, на самом деле. Мои родители чистят и понемногу сдают, дочка и ее подружки тоже собирают и сдают – копят на свои детские нужды. Чистят и молодые семьи, и бабушки-дедушки. Это довольно монотонная и утомительная работа – если не верите, попробуйте с лёту начистить хотя бы килограмм так, чтобы ядра остались целыми. Но, тем не менее, это очень простой способ заработка, который, увы, имеет все шансы обесцениться.

Я не политолог и не экономист. Я обычный человек. Я, возможно, чего-то не понимаю и всегда готова признать свои ошибки, а в данном случае сделаю это с радостью. Если я неправильно понимаю конкретно эту ситуацию или законы рынка вообще, переубедите меня, пожалуйста, а то я что-то совсем загрустила.